Interested Article - Каббани, Низар

Низар Тауфик Каббани ( араб. نزار توفيق قباني ‎; 21 марта 1923 , Дамаск, Сирия 30 апреля 1998 , Лондон , Англия ) — сирийский поэт и дипломат. Один из наиболее значимых арабских поэтов XX века .

Биография

Личная жизнь

Низар Каббани родился 21 марта 1923 года в старинной дамасской семье. Его двоюродным дедом был один из первых арабских драматургов Абу Халиль аль-Каббани. Своё первое стихотворение Каббани написал в возрасте 16 лет (1939), когда он проводил свои школьные каникулы в Италии. Первый стихотворный сборник Каббани вышел в 1943 году . В 1945 году Низар Каббани окончил юридический факультет Дамасского университета , после чего поступил на службу в министерство иностранных дел Сирии , где проработал до 1966 года. Во время работы в МИДе Каббани служил в сирийских посольствах в Египте , Турции , Ливане , Британии , Китае и Испании . После выхода в отставку Каббани уехал в Бейрут , где основал издательство «Маншурат Низар Каббани». Первой женой Каббани была Захра Акбик, которая родила ему сына — Тауфика, и дочь — Хадбу. После развода с Захрой, Каббани женился на Балкыс ар-Рауи, ставшей его главной музой. Они прожили в браке 8 лет — с 1973 по 1981 год. В 1981 году Балкыс погибла в результате теракта в багдадском посольстве в Бейруте, где она работала. Низар Каббани также имел романтические отношения с Колет Хури , внучкой сирийского политика Фариса аль-Хури . Вскоре после гибели Балкыс Каббани покинул арабский мир, жил в Женеве , Париже и Лондоне .

Каббани скончался от сердечного приступа 30 апреля 1998 в Лондоне в возрасте 75 лет . После смерти, согласно его завещанию, он был перевезён в Дамаск и похоронен на кладбище .

Политические убеждения

Низар Каббани был убеждённым сторонником идей арабского национализма , почитателем Гамаля Абдель Насера , которого в поэме, посвящённой его смерти, называл «последним пророком» . В последние годы многие стихотворения Низара Каббани были посвящены тематике антиавторитаризма , хотя он и поддерживал Саддама Хусейна . Каббани был противником нормализации отношений с Израилем и даже оправдывал в своих стихах насилие против израильтян . Каббани также выступал с обвинениями в адрес западных средств массовой информации (например, в стихотворении «Я террорист») .

Творчество

Особенности поэзии

Первые стихи Каббани писал, используя классические формы арабской поэзии, однако затем он перешёл к свободному стиху, став, таким образом, одним из его основоположников в современной арабской поэзии. Стихи Каббани, в большинстве своём, написаны простым языком, часто отражающим реалии сирийского разговорного языка, современного Каббани . В общей сложности, за свою жизнь Каббани опубликовал 35 поэтических сборников .

Основные темы поэзии Каббани

В целом, основу поэтического наследия Низара Каббани составляют любовная и политическая лирика. Одним из событий, сформировавших позицию поэта по вопросу положения женщин в арабском обществе, стало самоубийство его сестры, вызванное её нежеланием выходить замуж за нелюбимого человека. Первые 4 сборника Каббани посвящены теме женщины как объекта желания, но уже в вышедшем в 1956 году сборнике «Стихи Низара Каббани», поэт начинает выражать своё отрицательное отношение к мужскому шовинизму , а также защищать социальные свободы женщин, женщины иногда становятся лирическими героинями его стихотворений .

В своей политической лирике Каббани выступал с идеями арабского единства, критиковал правительства арабских стран, настаивал на борьбе с Израилем . В частности, Каббани восторженно встретил Первую палестинскую интифаду и поощрял в своих стихах палестинских подростков, выступавших против израильской армии .

Стихи Каббани и арабское общество

Творчество Низара Каббани с самого начала отличалось большой смелостью, стремлением к разрушению существовавших в арабском обществе барьеров и табу. Уже первый сборник стихов Каббани, изданный в 1944 году под названием «Сказала мне смуглянка», фраппировал традиционалистское дамасское общество своим откровенным эротизмом . Изданный в 1948 году второй сборник «Детство груди» (в оригинале использовано слов «نهد», означающее именно женскую грудь и обладающее сильной эротической коннотацией) также был посвящён эротической тематике . В 1954 году депутаты сирийского парламента требовали привлечь Каббани к суду за его знаменитое стихотворение «Хлеб, гашиш и луна» . В 1967 году, после того как арабские страны потерпели поражение в Шестидневной войне с Израилем , Низар Каббани написал другое своё знаменитое стихотворение «Заметки на полях книги поражения», в котором критически отозвался о современном арабском обществе в целом, и (в 17-м стихе) о руководстве арабских стран в частности. Это стихотворение вызвало бурю негодования в арабском мире: египетское правительство запретило все книги Каббани, в том числе и стихи, которые пела Умм Кульсум , а самому Каббани было запрещено въезжать в страну. Эти запреты были сняты лишь через несколько месяцев, после прямого обращения Каббани к Гамалю Абдель Насеру . Ещё ряд арабских стран потребовали заочно осудить поэта .

Песни на стихи Низара Каббани исполняли многие ведущие певцы арабского мира, в том числе Умм Кульсум , Файруз и Хафез Абдель Халим .

Библиография

  • Сказала мне смуглянка (قالت لي السمراء — Калят ли ас-самра’ ), 1943.
  • Детство груди (طفولة نهد — Туфулят нахд ), 1948.
  • Самба (سامبا — Самба ), 1949.
  • Ты моя (أنت لي — Анти ли ), 1950.
  • Стихи (قصايد — Касаид ), 1956.
  • Моя возлюбленная (حبيبتي — Хабибати ), 1961.
  • Рисунок словами (الرسم بالكلمات — Ар-расм би-ль-кялимат ), 1966.
  • Записки на полях книги поражения (هوامش على دفتر النكسة — Хавамиш аля дафтари-н-накса ), 1967.
  • Дневники безразличной женщины (يوميات امرأة لا مبالية — Йаумият имра ля мубалия ), 1968.
  • Дикие стихи (قصائد متوحشة — Касаид мутаваххиша ), 1970.
  • Книга любви (كتاب الحب — Китаб-уль-хубб ), 1970.
  • Сто любовных писем (مئة رسالة الحب — Миат рисаляти-ль-хубб ), 1970.
  • Незаконные стихи (أشعار خارجة عن القانون — Аш’ар хариджа ‘ан аль-канун ), 1972.
  • Люблю тебя, люблю тебя, а остальное придёт (احبك, احبك والباقية تاتي — Ухиббик, Ухиббик, уа-ль-бакийа та’ти ), 1978.
  • Каждый год и ты моя возлюбленная (كل عام وانت حبيبتي — Кулль ‘ам уа анти хабибати ), 1978.
  • Свидетельствую, что нет женщины, кроме тебя (أشهد أن لا أمرأه إلا أنت — Ашхаду анна ля мра’ илля анти ), 1979.
  • Дамасские песни для багдадской луны (مواويل دمشقية الى قمر بغداد — Мававиль димашкийа иля камар багдад ), 1979.
  • Так я пишу историю женщин (هكذا اكتب تاريخ النساء — Хакяза актубу та’риха-н-ниса’ ), 1981..
  • Словарь любовников (قاموس العاشقين — Камус-уль-‘ашикин ), 1981.
  • Безумные стихи (اشعار مجنونة — Аш’ар маджнуна ), 1983.
  • Любовь не останавливается на красный свет (الحب لا يقف على الضوء الأحمر — Аль-хубб ля йакуф ‘аля-д-дауи-ль-ахмар ), 1983.
  • И слова знают гнев (والكلمات تعرف الغضب — Уа-ль-кялимат та’арифу-ль-гадаб ), 1983.
  • Моя история с поэзией (قصتى مع الشعر — Кыссати ма’а-ш-ши’р ), 1983.
  • Стихи, вызывающие гнев (قصائد مغضوب عليها — Касаид магдуб ‘алейха ), 1986.
  • Я женился на тебе, свобода (تزوجتك ايها الحرية — Тазавваджтик, аййуха-ль-хуррийа ), 1988.
  • Республика Безумьестана (جمهورية جنونستان — Джумхурийат джунунистан ), 1988.
  • В моей руке спичка, а ваши маленькие страны сделаны из бумаги (الكبريت في يدي ودويلاتكم من ورق — Аль-кибрит фи йади, уа дувайлаткум мин уарак ), 1989.
  • Секретные письма влюблённого (الأوراق السرية لعاشق قرمطى — Аль-аурак ас-сиррийа ли ‘ашик курмути ), 1989.
  • Только любовь — победитель (لا غالب الا الحب — Ля галиб илля-ль-хубб ), 1990.
  • Заметки на полях на заметках на полях (هوامش علو الهوامش — Хавамиш аля-ль-хавамиш ), 1991.
  • Слышишь ли ты ржание моих печалей? (هل تسمعين صهيل أحزانى — Халь тасма’ина сахиль ахзани? ), 1991.
  • Я — один мужчина, а ты — племя женщин (انا رجل واحد وأنت قبيلة من النساء — Ана раджуль уахид, уа анти кабилят мин ан-ниса’ ), 1993.
  • Пятьдесят лет восхваляя женщин (خمسون عاما في مديح النساء — Хамсуна ‘аман фи мадихи-н-ниса’ ), 1994.
  • Вариации Низара на тему страсти (تنويعات نزارية على مقام العشق — Танви’ат низарийа ‘аля маками-ль-‘ышк ).

Примечания

  1. Esat Ayyıldız. (тур.) // Ondokuz Mayıs University Review of the Faculty of Divinity. — 2022. — 30 Aralık ( sayıl. 53 ). — S. 799—824 . — doi : . 17 января 2023 года.
  2. Е. В. Дьяконов. : кандидатская диссертация. — 2005. 20 апреля 2012 года.
  3. Petri Liukkonen. (англ.) . kirjasto.sci.fi (2008). 5 ноября 2011 года.
  4. (англ.) . Poem Hunter . Дата обращения: 7 января 2012. 15 сентября 2011 года.
  5. . Дата обращения: 7 января 2012. 30 декабря 2011 года.
  6. Adel Darwish. (англ.) . ArteEast (1 февраля 2004). 17 февраля 2004 года.
  7. Adel Darwish. (англ.) . The Independent (4 мая 1998). Дата обращения: 29 сентября 2017. 7 апреля 2019 года.
  8. . Дата обращения: 7 января 2012. 4 января 2012 года.
  9. Julian Yanover. (англ.) . My poetic side (12 октября 2008). Дата обращения: 7 января 2012. 7 декабря 2010 года.
  10. Али Тарик. Столкновение цивилизаций: крестовые походы, джихад и современность / пер. с англ. А. В. Старосты. — М. : Астрель, 2006. — С. 178. — 528 с. — ISBN 5-17-038858-6 .

Ссылки

  • (англ.) . Arab World Books . Дата обращения: 7 января 2012. 15 октября 2011 года.
Источник —

Same as Каббани, Низар