Бабанова, Мария Ивановна
- 1 year ago
- 0
- 0
Мари́я Ива́новна Дани́лова (настоящая фамилия Перфильева; 1793, Петербург — 20.01.1810, Петербург ) — русская балерина. В её честь назван кратер Данилова на Венере .
Мария Данилова в 1801 году поступила в Петербургское театральное училище ; педагоги Ш. Дидло и E. И. Колосова .
Ещё будучи ученицей, вышла на профессиональную сцену, приняв участие исполнением небольших партий в балетах Дидло — «Аполлон и Дафна» (1802), « Зефир и Флора » (1804) . По окончании учёбы успешно дебютировала в постановке «Любовь Венеры и Адониса, или Мщение Марса» незадолго до этого прибывшего в Россию танцора и балетмейстера Луи Дюпора и в конце 1809 года была зачислена солисткой в императорскую балетную труппу .
В 1808 году в Петербургскую балетную труппу был принят новый танцор — Люи Дюпор , бежавший из Франции как политический эмигрант. Это был выдающийся балетный деятель, сразу же потрясший взыскательную петербургскую публику. Критика писала, что он «отличался поразительной лёгкостью и эластичностью движений: в три прыжка он перелетал всю сцену Большого театра » . Дюпор и Данилова были партнёрами во многих постановках, но их отношения не ограничились лишь балетным партнёрством, а переросли и в личные. В собственных постановках Луи Дюпор главные женские партии всегда отводил М. Даниловой.
8 января 1809 года в Эрмитажном театре впервые прошёл балет «Амур и Психея» ( Psyche et l’Amour ), композитор К. А. Кавос , балетмейстер Ш. Дидло , где в главных партиях блистали Марья Данилова и Луи Дюпор . Эта роль стала судьбоносной для молодой балерины. Балет был тут же перенесён на сцену Большого Каменного театра и показан зрителям. Критика заливалась восторженными отзывами: «Все в восторге, — писали газеты. — Выше этого никто и ничего ещё не создавал», «Прекрасные, благородные черты лица, стройность стана, волны светло-русых волос, голубые глаза, нежные и вместе с тем пламенные, необыкновенная грациозность движений, маленькая ножка — делали её красавицей в полном смысле, а воздушная легкость танцев олицетворяла в ней, как нельзя лучше, эфирную жрицу Терпсихоры. Данилова участвовала в спектаклях почти каждый день, и чудные поэтические создания Дидло представляли обширное поле, где необыкновенный талант её мог развиваться в различных видах… Роль Психеи, казалось, была создана нарочно для неё, и она выполнила её с тем совершенством, которое принадлежит только талантам гениальным». Восторженная критика назвала юную Марью Данилову «русской Тальони » . Данилову отметили даже известные литераторы, посвятив ей поэтические строки своих произведений — Н. Карамзин , Н. Гнедич , К. Н. Батюшков , А. Измайлов .
Но этот же балет, вознесший балерину к славе, стал причиной её ранней кончины. По ходу действия специальные устройства поднимали балерину вверх за прикрепленный трос, а затем резко опускали вниз, создавая впечатление падения. Но однажды техника дала сбой. Данилова уже была в воздухе, когда почувствовала сильный толчок. Её тут же опустили вниз. Но произошедший удар дал себя знать незамедлительно — в тот же день у неё пошла кровь горлом, открылась чахотка. Болезнь примы балета вызвала всеобщую тревогу, император Александр Павлович лично прислал ей своего врача . Несмотря на развивающуюся чахотку, Данилова продолжала выступать, исполнив за короткое время свыше шестидесяти главных партий на сценах петербургских театров, что истощило уже надломленный организм. В возрасте 17 лет она скончалась.
Злые языки обвиняли в её ранней смерти неверного французского танцора. Но доподлинно известно, что юная балерина умерла от туберкулёза .
Поэт К. Н. Батюшков посвятил её памяти строки:
- СТИХИ НА СМЕРТЬ ДАНИЛОВОЙ,
ТАНЦОВЩИЦЫ С.-ПЕТЕРБУРГСКОГО ИМПЕРАТОРСКОГО ТЕАТРА
- Вторую Душеньку или ещё прекрасней,
- Ещё, ещё опасней,
- Меж Терпсихориных любимиц усмотрев,
- Венера не могла сокрыть жестокий гнев:
- С мольбою к паркам приступила
- И нас Даниловой лишила .
Некоторое время партию Психеи в партнёрстве с Л. Дюпором исполняла Ж. Сен-Клер, но уже через месяц балет был снят с репертуара.