Interested Article - Цискаридзе, Николай Максимович

Никола́й Макси́мович Цискари́дзе ( груз. ნიკოლოზ მაქსიმეს ძე ცისკარიძე ) (род. 31 декабря 1973 , Тбилиси , Грузинская ССР , СССР ) — российский артист балета и педагог, премьер балета Большого театра в 1992—2013 годах. Народный артист РФ (2001), народный артист Северной Осетии (2013), лауреат двух Государственных премий РФ (2000, 2002) и трёх театральных премий « Золотая маска » (1997, 2000, 2002). Член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству (с 21 июля 2011) .

28 октября 2013 года по решению Министерства культуры Российской Федерации возглавил Академию русского балета имени Вагановой , 29 ноября 2014 года — избран ректором .

С 7 мая 2022 года — ведущий развлекательной программы «Сегодня вечером» на « Первом канале » .

Биография

Был поздним и единственным ребёнком в грузинской семье — матери на момент его рождения было 42 года. Критический для деторождения возраст матери Николай Цискаридзе назвал главной причиной своего появления на свет вне брака .

Мать — Ламара Николаевна Цискаридзе (1931—7 марта 1994 ) была физиком, работала на атомной электростанции в Обнинске , затем преподавала физику и математику в средней школе № 162 в Тбилиси .

Отец, по версии балетоведа В. В. Ванслова, — Максим Николаевич (согласно другим источникам — Иосифович ) Цискаридзе, был скрипачом . Сам Цискаридзе в эфире НТВ 2 марта 2019 года опроверг информацию о том, что его родителем был скрипач Цискаридзе и, ссылаясь на семейные источники, назвал своим биологическим отцом одного из знакомых матери, женатого человека, пожелавшего по этой причине остаться публично неизвестным; отец давно умер .

У балетного станка, апрель 2008 года

Бабушка по отцовской линии, француженка по происхождению, некоторое время до замужества была актрисой.

Николай Цискаридзе воспитывался отчимом . Детство прошло в тбилисском районе , учился в средней школе № 162.

Мать любила посещать концерты и нередко брала на них с собой сына.

Его литературные вкусы сформировались в детстве благодаря няне: она познакомила 6-летнего ребёнка с произведениями Шекспира и Толстого . Большое впечатление на него оказал просмотр фильма « Ромео и Джульетта » Франко Дзеффирелли .

Николай Цискаридзе любил декламировать стихи, рисовать картины, петь и даже разыгрывать небольшие сценки перед близкими, соседями .

В 1984 году он поступил в , с 1987 года продолжил обучение в Московском хореографическом училище , классическим танцем занимался в классе П. А. Пестова . Позднее Цискаридзе высоко оценил жёсткую преподавательскую манеру своего учителя, готовившего ученика к преодолению жизненных трудностей. Уже став танцовщиком Большого театра страны, он позвонил Пестову и сказал: « Я буду всю свою жизнь стоять перед вами коленопреклонённым. Потому что вы меня выучили так, что даже если меня попытаются убить на сцене, я всё равно буду двигаться до тех пор, пока не закончится моя роль » . Уже в школе юноша выделялся своими физическими данными, в концертах сценической практики ему поручались сольные партии и па-де-де .

Окончил училище в 1992 году и, благодаря председателю экзаменационной комиссии Ю. Н. Григоровичу , был принят в труппу Большого театра . Сначала танцевал в кордебалете , затем начал исполнять сольные партии в балетах Григоровича, первой из которых стал Конферансье в « Золотом веке » (1992), затем последовали Меркуцио в «Ромео и Джульетте» и Французская кукла в « Щелкунчике » (1993). Настоящий взлёт карьеры для танцовщика начался в 1995 году, когда он за короткий период исполнил главные партии в таких балетах, как «Щелкунчик» Ю. Григоровича, « Чиполлино » Г. Майорова, « Шопениана » М. Фокина, « Сильфида » А. Бурнонвиля. В следующем году он дебютировал в Голубой птице в «Спящей красавице» и в миниатюрах Касьяна Голейзовского « » и Михаила Фокина « Видение Розы », начиная с 1997 года одну за другой осваивал главные мужские партии в балетах, идущих в репертуаре Большого театра. В том же году вместе с балериной Марией Александровой участвовал в Международном конкурсе артистов балета в Москве , где завоевал I премию в номинации «Дуэты».

Свои первые партии в театре готовил с Н. Р. Симачёвым , при подготовке номера хореографа К. Я. Голейзовского «Нарцисс» с его первым исполнителем Владимиром Васильевым своими советами молодому танцовщику помогала Г. С. Уланова . В дальнейшем готовил свои партии с Н. Б. Фадеечевым , занимался в женском классе М. Т. Семёновой .

В 1996 году получил диплом о высшем образовании, окончив Московский государственный хореографический институт . В 2000 году стал членом Союза театральных деятелей России .

В 2001 году стал первым исполнителем партии Германа в балете Ролана Пети « », созданном специально для Большого театра. В том же году получил травму в автомобильной аварии, из-за чего прервалась его деятельность телеведущего в программе « Взгляд » на Первом канале .

В 2006—2009 годах был участником первых трёх программ танцевального проекта «Короли танца» ( Kings of the Dance ), в рамках которого для него поставили номера Ролан Пети («Кармен. Соло») и Борис Эйфман («Падший ангел»).

Многократный участник телевизионного шоу « Танцы со звёздами » на федеральном канале « Россия 1 » (в том числе и как председатель жюри). Постоянный ведущий программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале « Культура ».

Занимался педагогической деятельностью в Московской академии хореографии и в Большом театре , где вёл балетный класс для артистов.

Летом 2012 года поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии , окончил её с красным дипломом в 2014 году .

29 ноября 2014 года Николай Цискаридзе был избран ректором Академии русского балета имени Вагановой .

Конфликт в Большом театре

В ноябре 2011 года Цискаридзе подверг критике длившуюся шесть лет реставрацию Большого театра и обвинил руководство театра в некомпетентности . Особенно Цискаридзе не понравилось качество реконструкции исторической сцены, где вместо старинной лепнины он обнаружил дешёвую пластмассу и папье-маше, а внутренней отделкой помещений театр, по мнению Николая, стал напоминать большой пятизвёздочный турецкий отель . 9 ноября 2012 года появилось письмо деятелей культуры к В. В. Путину с просьбой уволить прежнего генерального директора Большого театра А. Г. Иксанова и назначить на эту должность Цискаридзе .

С января 2013 года Николай Цискаридзе оказался вовлечён в скандал вокруг «кислотной атаки» на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина . В ряде печатных и электронных СМИ публиковалась информация о серьёзном конфликте между Цискаридзе и Филиным, о своих подозрениях в адрес Цискаридзе публично говорил и сам Филин. Тогдашний гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов в интервью журналу « Сноб » не исключил причастности Цискаридзе к нападению на Филина. Артист побывал на допросе в Следственном комитете РФ . После этой истории отношения Цискаридзе с администрацией Большого театра обострились до предела .

В марте 2013 года в эфире Первого канала Николай Цискаридзе выразил тревогу по поводу перспектив своей дальнейшей работы в Большом театре. К этому времени, по признанию Цискаридзе, он получил уже два выговора за нарушение трудовой дисциплины . В апреле суд отменил один из двух выговоров, наложенный за интервью Цискаридзе газете « Московский комсомолец » .

1 июля 2013 года был вынужден покинуть Большой театр в связи с истечением срока трудового договора, который не был продлён .

Конфликт в Академии русского балета

Вскоре после начала нового учебного года, 28 октября 2013 года, Николай Цискаридзе вместе с министром культуры Владимиром Мединским неожиданно прибыл в Санкт-Петербург, в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой , где в нарушение устава этого учебного заведения был представлен педагогическому коллективу как исполняющий обязанности ректора ; при этом предыдущий ректор, Вера Дорофеева , осуществлявшая чисто хозяйственное управление школой, неожиданно переводилась на работу в Михайловский театр . В связи с таким изменением структуры управления Академией её художественный руководитель с 2000 года, балерина Алтынай Асылмуратова , попавшая в подчинённое положение к другому артисту, была вынуждена покинуть свой пост. Новым художественным руководителем была объявлена действующая прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина , в отличие от Цискаридзе ещё не окончившая свою танцевальную карьеру. 4 ноября 2013 года представители профессорско-преподавательского состава Академии и балетной труппы Мариинского театра обратились в Минкультуры РФ с письмом, в котором потребовали пересмотреть решение о назначении Цискаридзе на должность ректора и Лопаткиной на должность худрука академии (сама балерина не давала никаких комментариев по этому поводу). Чуть позднее Цискаридзе заявил, что продлил договор с Алтынай Асылмуратовой как с худруком Академии — однако уже в начале декабря 2013 года та уволилась по собственному желанию, отказавшись сообщить о причинах своего ухода . В итоге первым проректором и художественным руководителем Академии вскоре стала педагог-репетитор Михайловского театра Жанна Аюпова .

29 ноября 2014 года Николай Цискаридзе был избран ректором академии, за его кандидатуру проголосовали 227 человек, против — 17 . Тем самым он стал первым руководителем Академии русского балета, не окончившим это учебное заведение . Ранее Цискаридзе высказывал противоположные убеждения, утверждая, что не раз отказывался руководить другими балетными коллективами [кроме Большого театра], так как «это неэффективно, потому что человек приедет со стороны… человек должен три года входить в дела»:

Вот на Западе есть такая система. Когда они объявляют, что, вот, допустим, в пятнадцатом году у тебя заканчивается контракт руководителя, тебе в тринадцатом уже дают человека, который — он у тебя два года принимает дела. В нашей стране этого нет, у нас всё происходит в одну секунду. Кого назначат, мы не знаем до последней секунды, да? И я все время говорил, что если я когда-то соглашусь этим заниматься, я соглашусь в Большом театре, по одной причине: я знаю всё…

По словам телеведущей Ксении Собчак , его назначению на эту должность поспособствовала жена главы государственной корпорации « Ростех » Сергея Чемезова Екатерина . По словам самого Цискаридзе, принять должность его уговорила «небольшая солидная группа людей» .

Личная жизнь

На встрече с поклонниками.

Николай Цискаридзе является поклонником творчества Леонида Парфёнова , Виталия Вульфа , Эдварда Радзинского . Его любимая сказка — « Русалочка » Андерсена . Отвечая на вопрос журналистов, Цискаридзе пояснил, что не женат и не спешит с браком . Двоюродная сестра — Вероника Ильинична Ицкович (род. 21 мая 1970) — хореограф, жена Егора Дружинина , крёстным отцом их дочери Саши является Цискаридзе .

Общественные взгляды

В марте 2011 года дал интервью Владимиру Познеру в программе « Познер » на Первом канале, рассказав о нелёгком детстве и начале успешной карьеры, о том, как получил прописку в Москве, буквально за несколько недель до распада СССР, Цискаридзе выразил свои опасения по поводу того, сохранит ли Россия сложившуюся систему образования в области театрального искусства:

«Мы, наше общество, хотим убить это, потому что Министерство образования сейчас выпускает очень страшные законы, что все музыкальные, театральные, хореографические заведения должны принимать детей бесконкурсно с 15 лет, — пояснил он. — И объяснить невозможно, что руку пианисту надо ставить с пяти лет, что ноги в балете желательно ставить с 9-10 лет».

По словам Цискаридзе, деятели искусства, включая его самого, уже написали письмо президенту, премьер-министру, но эти обращения пока игнорируют. «Это происходит потому, что люди, которые пишут законы, когда их дети учатся за границей, гипотетически своё будущее не связывают с этой страной, им все равно, как будут учиться остальные дети, — сказал Цискаридзе. — Я уверен, что если бы у нас был закон, согласно которому дети тех, кто принимает и разрабатывает законодательные проекты, обязательно служили бы в армии и учились в нашей стране, эта система потихоньку бы усовершенствовалась».

На основании того, что обучение в хореографических училищах России идёт на бюджетной основе, предлагал ввести для выпускников обязательную отработку нескольких лет в театрах России, без возможности отъезда за рубеж: «Я считаю, так как они получили бесплатное образование в России, они должны работать в России, хотя бы первое время они должны принести пользу государству, которое заплатило за их обучение».

В марте 2014 года Цискаридзе поддержал присоединение Крыма, подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку присоединения

В декабре 2017 года стал членом инициативной группы по выдвижению президента России В. В. Путина в президенты. В январе 2018 года был зарегистрирован доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах 18 марта 2018 года .

Репертуар

В училище

  • 24 ноября 1991 г. — солист в «Классической симфонии» на музыку Первой симфонии С. Прокофьева (I, II, IV части), хореография Л. Лавровского ; Франц , « Коппелия » Л. Делиба (III акт), хореография А. Горского в редакции С. Головкиной (концерт на сцене Большого театра)
  • 31 мая 1992 г. — « » на музыку Д. Обера , хореография В. Гзовского
  • 14 августа 1992 г. — па-де-де из балета « », музыка Э. Хёльстеда, хореография А. Бурнонвиля (гастроли МАХУ в Вейле, США)
  • 16 июля 1993 г. — па-де-де из балета « Эсмеральда », музыка Ц. Пуни, хореография В. Гзовского в редакции С. Головкиной (гастроли МАХУ в Японии)

В Большом театре

1992 год

1993 год

  • 13 января — Меркуцио , «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Ю. Григоровича ( Альберт-холл , гастроли Большого театра в Лондоне)
  • 14 января — Французская кукла , « Щелкунчик » П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича (Альберт-холл, гастроли Большого театра в Лондоне)
  • 15 января — Принц Фортюне , « Спящая красавица » П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (Альберт-холл, гастроли Большого театра в Лондоне)
  • 19 марта — Кавалер (гран па, четвёрка кавалеров) , « Раймонда » А. К. Глазунова , хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • 16 июня — Дон Хуан , « Любовью за любовь » Т. Хренникова, хореография В. Боккадоро
  • 24 декабря — Солист (солисты вальса) , « Лебединое озеро » П. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского в редакции Ю. Григоровича

1994 год

  • 8 октября — Матрос , « Золотой век » Д. Шостаковича, хореография Ю. Григоровича (гастроли Большого театра в Австралии)

1995 год

  • 13 января — Щелкунчик-принц , «Щелкунчик» П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича
  • 12 марта — Граф Вишенка , « Чиполлино » К. Хачатуряна, хореография Г. Майорова
  • 18 марта — Юноша , « Шопениана » на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина
  • 13 апреля — Джеймс , « Сильфида » Х. С. Лёвенскольда, хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен
  • 3 мая — Ротбарт , «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского в редакции Ю. Григоровича
  • 14 мая — Золотой божок , « Баядерка » Л. Минкуса , хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (вариация — хореография Н. Зубковского )
  • 29 июня — Паганини , « » на музыку С. Рахманинова, хореография Л. Лавровского в редакции В. Васильева
  • 7 июля — Джига , « Дон Кихот » Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского, Р. Захарова (гастроли Большого театра в Японии)
  • Декабрь — Меркуцио (25 декабря), Трубадур (27 декабря), «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского

1996 год

  • 22 мая — Ферхад , « Легенда о любви » А. Меликова, хореография Ю. Григоровича
  • 13 июня — солист в «Антигоне» М. Теодоракиса , хореография
  • 6 июля — « », миниатюра на музыку Н. Черепнина, хореография К. Голейзовского (гастроли Большого театра Граце, Австрия)
  • 18 июля — Голубая птица , «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (дебютировал на гастролях Большого театра в Граце, Австрия)
  • 20 ноября — Призрак розы , « Видение Розы » на музыку фортепианной пьесы К. М. фон Вебера « » в оркестровке Г. Берлиоза, хореография М. Фокина
  • 25 декабря — Король *, « Лебединое озеро » П. И. Чайковского, хореография В. Васильева с использованием фрагментов хореографии Л. Иванова

1997 год

  • 2 апреля — Принц Дезире , «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • 22 мая — Граф Альберт , « Жизель » А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (27 декабря — в редакции В. Васильева)
  • 26 ноября — Солор , « Баядерка » Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани в редакции Ю. Григоровича
  • 19 июня 1998 — Жан де Бриен , «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
  • 21 апреля 1999 — солист III части ** в « Симфонии до мажор », музыка Ж. Бизе, хореография Д. Баланчина
  • 7 мая 2000 — Лорд Вильсон / Таор , « Дочь фараона » Ц. Пуни, хореография П. Лакотта

2001 год

  • 27 июня — Злой Гений *, Принц Зигфрид (попеременно), « Лебединое озеро » П. Чайковского, хореография Ю. Григоровича (вторая редакция)
  • 26 октября — Германн *, « » на музыку Шестой симфонии П. Чайковского, хореография Р. Пети (мировая премьера)
  • 15 февраля 2003 — Квазимодо **, « » М. Жарра, хореография Р. Пети

2004 год

  • 13 июня — фея Карабос , «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (версия 1973 года)
  • 21 ноября — Классический танцовщик , « Светлый ручей » Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского
  • 22 декабря — Тезей / Оберон **, « » на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети, хореография Д. Ноймайера
  • 27 апреля 2005 г. — па-де-де из II акта балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография Р. Нуреева
  • 19 февраля 2006 г. — Учитель , « » Ж. Делерю, хореография
  • 23 июня 2007 г. — Конрад , « Корсар » А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки
  • 27 октября 2008 г. — Alter Ego на музыку В. А. Моцарта, хореография В. Васильева
  • 28 января 2010 г. — Люсьен д’Эрвильи , гран па из балета « Пахита », музыка Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки

В других театрах

2001 год

2003 год

2005 год

2006 год

2007 год

  • 18 апреля — Солор , « Баядерка » Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции В. Пономарёва и В. Чабукиани (Мариинский театр)

2008 год

Конкурсы, концерты и личные гастроли

1995 год

  • 28 сентября — па-де-де из балета «Корсар», хореография М. Петипа, В. Чабукиани (VIII Международный конкурс артистов балета мадам Ойя в Японии, г. Осака)

1997 год

  • 24 июня — «Тотем» на музыку В. Артёмова для шести ударников в исполнении Ансамбля ударных инструментов М. Пекарского , хореография С. Боброва (VIII Международный конкурс артистов балета в Москве)

2002 год

  • участие в гала-концерте памяти Рудольфа Нуреева, театр Ла Скала , Милан

2003 год

  • участие в гала-концерте по случаю открытия театра в городе Аполло, США

2006 год

  • 16 и 19 февраля — проект «Короли танца»: «Для четверых»* ( For Four ) на музыку Ф. Шуберта , хореография К. Уилдона (вместе с Итаном Стифелом, Йоханом Кобборгом и Анхелем Корейей, премьера); Учитель , « » на музыку Ж. Делерю, хореография Ф. Флиндта; Кармен , Хозе , Эскамильо , концертный номер «Кармен. Соло»* на музыку Ж. Бизе , хореография Р. Пети (Нью-Йорк сити центр, Центр исполнительских искусств в Оранж Каунти, Калифорния, США)
  • «Синий бог», гастроли в Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге и Перми

2007 год

  • « Шехеразада », гастроли в Перми, Новосибирске, Челябинске, Екатеринбурге, Москве (в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес»); во Франции, на сцене каннского Дворца фестивалей (в рамках Фестиваля российского искусства)

2008 год

2009 год

2010 год

  • «Послеполуденный отдых фавна» (Франция: Театр Елисейских полей, Париж и Дворец фестивалей, Канны; Россия: Казань, Челябинск, Ярославль, Нижний Новгород)

2011 год

  • «Послеполуденный отдых фавна» (Михайловский театр, Санкт-Петербург)
  • «Шопениана» (Театр Елисейских полей, Париж)
  • «Синий бог», «Шехеразада», «Послеполуденный отдых фавна» (театр «Колизей», Лондон)
  • «Шехеразада» (Государственный Кремлёвский Дворец, Москва, Русские сезоны XXI века в честь Мариса Лиепы. 30/11/2011)

2012 год

  • «Шехеразада» (Государственный Кремлёвский Дворец, Москва, Юбилейный вечер Андриса Лиепы. 27/11/2012)

2014 год

  • «Послеполуденный отдых фавна» (Государственный Кремлёвский Дворец, Москва, Русские сезоны XXI века. 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова посвящается. 09/12/2014)

(*) — первый исполнитель партии. (**) — первый исполнитель партии на сцене Большого театра.

Возобновление спектаклей

Фильмография

Видеозаписи балетных спектаклей
  • Начало 2000-х годов — «Щелкунчик» П. И. Чайковского, хореография Ю. Григоровича, спектакль Большого театра — Щелкунчик-принц ( Мари Нина Капцова )
  • 1998 год — «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции В. Васильева, спектакль Большого театра — Граф Альберт ( Жизель — Светлана Лунькина)
  • 2003 год — «Собор Парижской богоматери» М. Жарра в постановке Р. Пети, спектакль Большого театра — Квазимодо ( Эсмеральда — Светлана Лунькина)
  • 2006 год — «Пиковая дама» на музыку П. И. Чайковского в постановке Р. Пети, спектакль Большого театра — Германн ( Графиня Илзе Лиепа , Лиза — Светлана Лунькина)
  • 2007 год — «Бенефис Николая Цискаридзе»: «Видение Розы» — Призрак Розы ( Девушка Жанна Аюпова ), «Послеполуденный отдых фавна» — Фавн ( Нимфа Татьяна Чернобровкина ), «Шехеразада» — Золотой Раб ( Зобейда — Илзе Лиепа), Кремлёвский балет, Национальный филармонический оркестр России , дирижёр — Владимир Спиваков
Другое

Награды и звания

  • 1992 — стипендия международной благотворительной программы «Новые имена».
  • 1995 — Серебряная медаль VIII Международного конкурса артистов балета мадам Ойя (Осака, Япония); приз журнала « » « » в номинации «Восходящая звезда».
  • 1997 — I премия и золотая медаль VIII Международного конкурса артистов балета в Москве и персональный приз Питера ван дер Слота «За сохранение традиций русского классического балета»; диплом общества любителей балета «Сильфиды» — «Лучший танцовщик 1997 года» [ значимость факта? ] ; театральная премия « Золотая Маска » в номинации «Лучшая мужская роль»; Заслуженный артист Российской Федерации .
  • 1999 — приз « Benois de la Danse » в номинации «Лучший танцовщик».
  • 2000 — театральная премия « Золотая маска » в номинации «Лучшая мужская роль»; премия мэрии Москвы в области литературы и искусства.
  • 2000 (2002?) — премия Danza & Danza (Италия) в номинации Best etoile .
  • 2000 — Народный артист Российской Федерации , Государственная премия Российской Федерации.
  • 2002 — театральная премия « Золотая маска » в номинации «Лучшая мужская роль» (за партию Германна в балете Ролана Пети « »); Орден Чести (Грузия); премия « Триумф »; Государственная премия Российской Федерации .
  • 2006 — кавалер Ордена искусств и литературы (Франция); Международная премия мира Объединённой культурной конвенции США «За выдающиеся личные достижения на благо мирового сообщества».
  • 2012 — орден святой равноапостольной Нино (Общество русско-грузинской дружбы «Джалиса»)
  • 2013 — Народный артист Республики Северная Осетия — Алания .
  • 2017 — почётный профессор (Азербайджан)
  • 2018 — нагрудный знак «За вклад в российскую культуру» Министерства культуры РФ
  • 2018 — Орден Дружбы (3 мая 2018) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность .
  • 2024 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (3 января 2024) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную творческую деятельность .

Библиография

  • Цискаридзе Н. Мгновения / ред. Гусева О.. — М. : П. Юргенсон, 2007. — 320 с., илл. с. — 1250 экз. ISBN 978-5-9720-0038-8 .
  • Аловерт Н. , Цискаридзе Н. М. : Театралис,  2010. — 528 с., 32 с. цв. ил., 375 ил. с. — ISBN 978-5-902492-17-7 .
  • Ванслов В. Премьер балета Н. М. Цискаридзе // В мире балета. — Анита Пресс, 2010. — 312 с. — 500 экз. ISBN 978-5-903124-24-4 .
  • Цискаридзе Н. ,. Мой театр: По страницам дневника: Книга I / Н. М. Цискаридзе; лит. версия И. П. Дешковой. — М. : АСТ, 2022. — 512 с.,96 ил. с. — 5000 экз. ISBN 978-5-17-146132-4 .
  • Цискаридзе Н. ,. Мой театр: По страницам дневника: Книга II / Н. М. Цискаридзе; лит. версия И. П. Дешковой. — М. : АСТ, 2024. — 480 с.,128 л. ил. с. — 40 000 экз. ISBN 978-5-17-159657-6 .


Примечания

Источники
  1. В переводе с грузинского — «первая звезда» либо «заря».
  2. . РИА Новости (8 июня 2013). Дата обращения: 9 июня 2013. 10 июня 2013 года.
  3. . Дата обращения: 19 декабря 2011. 26 июля 2011 года.
  4. . Дата обращения: 28 октября 2013. 29 октября 2013 года.
  5. . Дата обращения: 1 мая 2020. 1 мая 2014 года.
  6. Николаев, Иван. // Metro Москва . — 2013. — № 136 за 6 ноября . — С. 5 . 26 марта 2016 года.
  7. от 30 ноября 2014 на Wayback Machine // РИА Новости
  8. . Meduza . Дата обращения: 7 мая 2023. 7 мая 2023 года.
  9. НТВ, 2 марта 2019. Секрет на миллион. Интервью Николая Цискаридзе
  10. . Дата обращения: 28 июля 2018. 28 июля 2018 года.
  11. . Дата обращения: 23 ноября 2013. 17 июля 2019 года.
  12. Ванслов В. В. Премьер балета Н. М. Цискаридзе // . — Анита Пресс, 2010. — 312 с. — 500 экз. 13 января 2014 года.
  13. от 7 ноября 2012 на Wayback Machine // «Вокруг ТВ»
  14. . Дата обращения: 28 июля 2018. 28 июля 2018 года.
  15. . Дата обращения: 24 февраля 2019. 24 декабря 2018 года.
  16. . Дата обращения: 23 ноября 2013. 2 декабря 2013 года.
  17. «Линия жизни». Николай Цискаридзе
  18. Шигарева, Юрия. // Аргументы и факты : газета. — 2014. — № 15 (1744) за 9 апреля . — С. 46—47 . 27 октября 2015 года. (Дата обращения: 25 октября 2015)
  19. . Дата обращения: 23 ноября 2013. 17 июля 2019 года.
  20. . Дата обращения: 28 октября 2013. 29 октября 2013 года.
  21. . Газета.Ru (28 октября 2013). Дата обращения: 27 апреля 2022. 21 октября 2021 года.
  22. . Дата обращения: 28 октября 2013. Архивировано из 29 октября 2013 года.
  23. . РБК (5 февраля 2013). Дата обращения: 23 марта 2013. 10 апреля 2013 года.
  24. . РБК (19 марта 2013). Дата обращения: 23 марта 2013. 9 июля 2018 года.
  25. . Первый канал (28 марта 2013). Дата обращения: 1 апреля 2013. 29 апреля 2016 года.
  26. . Newsru.com (29 марта 2013). Дата обращения: 1 апреля 2013. 1 апреля 2013 года.
  27. . РБК . 2013-07-22 . Дата обращения: 27 апреля 2022 .
  28. . Дата обращения: 8 июня 2013. 9 июня 2013 года.
  29. . Дата обращения: 4 ноября 2013. Архивировано из 5 ноября 2013 года.
  30. от 9 марта 2014 на Wayback Machine // Известия , 9 декабря 2013.
  31. от 26 апреля 2014 на Wayback Machine // Сайт Академии русского балета имени А. Я. Вагановой
  32. . Дата обращения: 9 ноября 2013. 9 ноября 2013 года.
  33. от 4 июня 2016 на Wayback Machine // «Форбс», 3 июня 2016.
  34. «Белая студия» Николай Цискаридзе эфир 19 мая 2012
  35. . Дата обращения: 21 марта 2013.
  36. . Радио Свобода . 2014-03-12. из оригинала 7 мая 2023 . Дата обращения: 12 августа 2023 .
  37. . BBC News Русская служба (12 марта 2014). Дата обращения: 12 августа 2023. 11 августа 2023 года.
  38. от 12 января 2018 на Wayback Machine Полит.ру , 12.01.2017
  39. от 26 марта 2014 на Wayback Machine // «Известия», 11 марта 2014.
  40. . Дата обращения: 29 марта 2014. 28 марта 2014 года.
  41. Илья Барабанов , Наталья Корченкова , Софья Самохина . от 15 февраля 2017 на Wayback Machine Журнал «Коммерсантъ Власть» № 49 от 12.12.2016, стр. 8
  42. . Дата обращения: 26 июля 2014. Архивировано из 11 августа 2014 года.
  43. . Дата обращения: 10 марта 2009. Архивировано из 5 января 2012 года.
  44. . Дата обращения: 17 июля 2015. Архивировано из 26 марта 2022 года.
  45. . Дата обращения: 8 июля 2013. 10 июля 2013 года.
  46. . Дата обращения: 11 июля 2013. 7 июля 2013 года.
  47. . www.mkrf.ru. Дата обращения: 16 апреля 2018. 17 апреля 2018 года.
  48. . Дата обращения: 3 июня 2018. 29 октября 2019 года.
Комментарии

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме
  • // «Культура» № 14 (676); видео
  • // телеканал «Культура»
  • // телеканал «Культура»
Источник —

Same as Цискаридзе, Николай Максимович