Interested Article - Вишнёва, Диана Викторовна
- 2020-10-30
- 2
Диа́на Ви́кторовна Вишнёва (род. 13 июля 1976 , Ленинград ) — российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра (с 1996) и Американского театра балета (2005—2017) .
Победитель конкурса « Приз Лозанны » (1994), лауреат театральных премий « Бенуа танца », « Золотой софит » (оба — 1996), « Золотая маска » (2001, 2009, 2013), лауреат Государственной премии Российской Федерации (2000), народная артистка Российской Федерации (2007).
Биография
Ранние годы
Диана родилась 13 июля 1976 года в Ленинграде в семье инженеров-химиков Виктора Геннадьевича и Гузали Фагимовны Вишнёвых. В шестилетнем возрасте начала заниматься в хореографическом кружке во Дворце пионеров, в 1987 году поступила со второй попытки в Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (с 1991 года — Академия русского балета); из-за этого в 1-м балетном классе по общеобразовательным предметам проходила программу одного и того же класса дважды. На курсах училась в классе педагога Людмилы Ковалёвой , среди других педагогов — Вадим Десницкий (дуэтный танец).
В 1994 году, будучи студенткой II курса, участвовала в международном конкурсе учеников балетных школ « Приз Лозанны » : исполнив в финале вариацию из балета « Коппелия » и номер «Кармен», поставленный специально для конкурса Игорем Бельским , завоевала золотую медаль .
В 1995 году, будучи студенткой выпускного курса, по приглашению Олега Виноградова исполнила в качестве стажёра на сцене Мариинского театра партию Китри в балете « Дон Кихот ». Ещё до выпуска Виноградов включил Вишнёву в состав летних гастролей театра в США, Великобританию и Японию. В 1995 году, после выпускных экзаменов, Вишнёва была официально зачислена в балетную труппу Мариинского театра, с 1996 года — его солистка . Репетировала с Ольгой Ченчиковой .
В 1995 году впервые выступила на сцене Большого театра России, исполнив номер «Кармен» на заключительном концерте «Приза Лозанны» как победительница предыдущего конкурса. Затем вместе с Фарухом Рузиматовым , который стал её постоянным партнёром, была приглашена выступить в спектакле Большого театра «Дон Кихот».
В 1996 году за исполнение партии Китри была награждена призом « Бенуа танца », а за исполнение одной из частей балета « Симфония до мажор » — призом « Золотой софит » . В том же году исполнила партию в спектакле « Ромео и Джульетта », посвящённом Галине Улановой ( Ромео — ).
Карьера
Вишнёва неоднократно выступала на сценах крупнейших театров мира как с балетом Мариинского театра, так и самостоятельно. В 2001 году исполнила главные партии в спектаклях Баварского балета « Манон » и театра Ла Скала « Спящая красавица » (редакция Рудольфа Нуреева). В следующем году выступила на сцене парижской Оперы , исполнив партию Китри в балете « Дон Кихот » (редакция Рудольфа Нуреева, Базиль — Хосе Мартинес ) . Во время гастролей балетной труппы Мариинского театра в Нью-Йорке выступала на сцене Метрополитен-опера , солируя в балетах « Баядерка » (реконструкция Сергея Вихарева), «Дон Кихот» и «Рубины».
С 2002 года — приглашенная солистка : Владимир Малахов пригласил её станцевать с ним спектакль « Жизель » в этом театре. Затем они вместе выступали на сцене театра в Миккели , исполнив партии в балете «Спящая красавица» и (хореографического Джорджа Баланчина).
С 2005 по 2017 год — приглашённая солистка Театра американского балета , где исполнила желанные главные партии в балетах « Лебединое озеро » и « Раймонда », которые не могла исполнить на сцене Мариинского театра в силу своего амплуа .
В 2007 году, в возрасте 30 лет, удостоена звания народной артистки России. В октябре того же года на сцене Мариинского театра состоялась премьера первого личного проекта Дианы — Silenzio (режиссёр Андрей Могучий , хореограф Алексей Кононов) . В том же году стала «лицом» модного дома « Татьяна Парфёнова » . Тогда же Вишнёва начала сотрудничать с американским продюсером Сергеем Даниляном и его агентством Ardani Artists — совместно они подготовили несколько сольных проектов балерины («Красота в движении», «Диалоги», «На грани»). Первая программа, Beauty in motion («Красота в движении»), премьера которой состоялась 13 февраля 2008 года в Калифорнии, была создана в сотрудничестве с Алексеем Ратманским (« »), ( F.L.O.W. — For Love of Women / «Из любви к женщине») и («Повороты любви»).
В 2010 году учредила Фонд содействия развитию балетного искусства Дианы Вишнёвой. В том же году снялась в короткометражном фильме режиссёра Рустама Хамдамова « Бриллианты. Воровство » .
В 2011 году работала с хореографом Эдуаром Локом , выступив с его труппой в балете на музыку Пёрселла и Глюка .
В октябре 2011 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера следующего сольного проекта Вишнёвой — «Диалоги». Для этой программы хореограф Джон Ноймайер создал для балерины «Диалог» — дуэт на музыку Фредерика Шопена (партнёр — ). Также в этой программе Диана первой из российских балерин исполнила хореографию Марты Грэм (« ») и станцевала созданную для неё постановку и (партнёр — Андрей Меркурьев ) .
В 2012 году была председателем жюри проекта «Большой балет» на телеканале «Россия-Культура». В этом же году вошла в рейтинг журнала Forbes «50 русских, завоевавших мир» .
17 февраля 2013 года в Лозанне вместе с Диана выступила в « Болеро », став первой после Майи Плисецкой российской балериной, исполнившей сольную партию в этом балете. В ноябре того же года в Калифорнии, в Сегерстрем-центре, состоялась премьера третьего сольного проекта Вишнёвой — On the Edge («Грани»), в который вошла хореография и Каролин Карлсон .
В 2013 году стала одним из организаторов международного фестиваля современной хореографии Context , в рамках которого впервые исполнила хореографию Иржи Килиана (« » на музыку Клода Дебюсси, партнёр — Марсело Гомес ) . В следующем фестивале, прошедшем в ноябре 2014 года, Вишнёва выступила в трёх постановках: в премьерной для себя работе Ханса ван Манена «Старик и я» (партнёр Эрик Готье) и Марко Геке «Убитый», а также в постановке Пола Лайтфута и Соль Леон .
7 февраля 2014 года участвовала в церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи, где исполнила «танец голубки мира» — парафраз хореографии Мозеса Пендлтона для программы «Красота в движении» ( Waters Flowers — «Водяные цветы», 3-я часть балета F.L.O.W. ). Комментаторами прямой трансляции церемонии Вишнёва была представлена телезрителям, как одна из величайших балерин современности .
7 ноября 2014 года дебютировала в новом балете Джона Ноймайера « », премьера которого состоялась 29 июня в Гамбурге . 1 апреля 2016 года провела в родном театре вечер в честь Людмилы Ковалёвой «Посвящение педагогу», в котором участвовала сама вместе с другими ученицами.
В октябре 2018 года на Новой сцене Александринского театра была представлена первая коллекция одежды бренда «Тело и Душа», основанного дизайнером Татьяной Парфёновой и Дианой Вишнёвой .
25 февраля 2019 года студия Context Pro представила на сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова проект «Действующие лица: Диана Вишнёва и Ульяна Лопаткина ». В рамках спектакля-эксперимента режиссёра Алексея Кононова две прима-балерины Мариинского театра расспросили друг друга о судьбоносном выборе профессии, детстве в балетной школе, славе и душевном обновлении после рождения ребёнка .
В 2023 году была вице-председателем жюри балетного конкурса « Приз Лозанны ».
Личная жизнь
В начале своей карьеры встречалась со своим партнёром по сцене, танцовщиком Фарухом Рузиматовым . 27 августа 2013 года вышла замуж за своего продюсера Константина Селиневича, с которым балерину связывают длительные отношения. Свадебная церемония состоялась на Гавайских островах .
13 мая 2018 года родила сына Рудольфа-Виктора .
Репертуар
- Балеты классического репертуара
- « Дон Кихот » ( Китри );
- Pas de quatre ( Фанни Черрито );
- « », « Жизель » ( Жизель );
- « Корсар » ( Гюльнара );
- Grand pas из балета « Пахита » (вариация);
- « Баядерка » ( Никия );
- « Спящая красавица » ( принцесса Аврора );
- « Лебединое озеро » ( Одетта и Одиллия );
- « Раймонда » ( Раймонда ).
- Хореография XX века
- « Щелкунчик » Василия Вайнонена — Маша
- « Шехеразада » ( Зобеида ), « Жар-птица » ( Жар-птица ), « Видение розы » ( Девушка ) и « Лебедь » Михаила Фокина
- « Ромео и Джульетта » Леонида Лавровского — Джульетта
- « Легенда о любви » Юрия Григоровича — Мехменэ-Бану
- « Онегин » Джона Кранко — Татьяна
- « » ( Терпсихора ), « » (III часть), Па-де-де на музыку Чайковского, « », Ballet Imperial Джорджа Баланчина
- « В ночи » Джерома Роббинса — I дуэт, партнёр Виктор Баранов
- « Кармен » ( Кармен, дон Хозе — Фарух Рузиматов); « Юноша и смерть » Ролана Пети
- « Манон » Кеннета Макмиллана — Манон
- Spring and Fall , « Дама с камелиями » ( Маргарита Готье ), « » ( Татьяна Ларина ) Джона Ноймайера
- «Кольцо вокруг кольца», « Болеро » Мориса Бежара
- « Золушка » ( Золушка ), « Поэма экстаза », « Анна Каренина » ( Анна Каренина ), « Утраченные иллюзии » Алексея Ратманского
- Современная хореография
- Steptext, In the Middle Somewhat Elevated Уильяма Форсайта
- « » Матса Эка
- Vertigo Мауро Бигонцетти (партнёры — Владимир Малахов, затем Марсело Гомес)
- Сольные проекты
- «Диана Вишнёва: Красота в движении» (хореография Алексея Ратманского, Дуайта Родена, Мозеса Пендлтона)
- «Диана Вишнёва: диалоги» (хореография Марты Грэм, Джона Ноймайера, Пола Лайтфута и Соль Леон)
- «Грани» (хореография Жан-Кристофа Майо и Каролин Карлсон)
- «Sleeping Beauty Dreams / Сны Спящей Красавицы»
- Другие проекты
- 2021 — « Левша » по мотивам повести Николая Лескова , режиссёр Максим Диденко — Блоха
Награды и премии
- Заслуженная артистка России
- 1994 — Золотая медаль международного балетного конкурса « Приз Лозанны » (Швейцария)
- 1996 — приз « Бенуа танца »
- 1996 — премия артистического агентства «Ардани» «Божественная», премия « Золотой софит » в номинации «Лучшая женская балетная партия»
- 1998 — премия «Балтика»
- 2000 — Государственная премия Российской Федерации
- 2001 — театральная премия « Золотая маска »
- 2002 — «Танцовщица года — 2002» (премия журнала Dance Europe )
- 2003 — приз журнала « » « »
- 2007 — Народная артистка России
- 2009 — театральная премия « Золотая маска » (в номинациях «Лучшая женская роль», «Современный танец/женская роль» и «Приз критики»)
- 2010 — «Балерина десятилетия» (международный концертный проект « Звёзды балета XXI века »)
- 2016 — нагрудный знак «За вклад в российскую культуру» министерства культуры РФ
Примечания
- Источники
- Moredock J. Diana Vishneva // (англ.)
- ↑ Kourlas, Gia (2017-06-20). . The New York Times (англ.) . из оригинала 1 июля 2017 . Дата обращения: 27 июня 2017 .
- Дата обращения: 4 ноября 2014. 1 ноября 2014 года.
- Дата обращения: 25 июля 2010. 4 августа 2010 года.
- Дата обращения: 4 ноября 2014. 4 ноября 2014 года.
- от 4 ноября 2014 на Wayback Machine // «Коммерсантъ», 5 октября 2007.
- . Известия (13 февраля 2013). Дата обращения: 26 июля 2017. 29 июля 2017 года.
- от 4 ноября 2014 на Wayback Machine // «Первый канал», 10 сентября 2010.
- от 31 мая 2014 на Wayback Machine // «Коммерсантъ», 4 февраля 2011.
- от 4 ноября 2014 на Wayback Machine // «АРТ ТВ», 9 октября 2011.
- от 4 ноября 2014 на Wayback Machine // «Петербургский театральный журнал» № 4 (66), 2011.
- Илья Жегулев. . Прима Мариинки и Американского балетного театра вошла в рейтинг Forbes «50 русских, завоевавших мир». Forbes (28 мая 2012). Дата обращения: 26 июля 2016. 29 августа 2016 года.
- . Архивировано из 18 января 2015 года.
- от 4 ноября 2014 на Wayback Machine // МТРК «МИР», 7 декабря 2013.
- от 4 ноября 2014 на Wayback Machine // «Россия24», 3 декабря 2013.
- . Дата обращения: 16 февраля 2014. Архивировано из 1 марта 2014 года.
- . Дата обращения: 11 февраля 2014. 11 февраля 2014 года.
- от 3 ноября 2014 на Wayback Machine
- . Дата обращения: 11 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
- Татьяна Кузнецова. (10 ноября 2014). Дата обращения: 11 декабря 2014. 14 апреля 2016 года.
- Собака.ru. Дата обращения: 25 февраля 2019. 25 февраля 2019 года.
- . Собака.ru. Дата обращения: 27 февраля 2019. 28 февраля 2019 года.
- . Дата обращения: 16 февраля 2014. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
- . Дата обращения: 3 ноября 2014. 30 июля 2014 года.
- . Дата обращения: 3 ноября 2014. 3 ноября 2014 года.
- . 7Дней.ру. Дата обращения: 18 мая 2018. 17 мая 2018 года.
- . Международный объединенный биографический центр. Дата обращения: 26 июля 2016. 21 августа 2016 года.
- . mkrf.ru. Дата обращения: 13 июля 2016. 18 августа 2016 года.
- Комментарии
- Во времена СССР этот престижный конкурс советскими балетными школами полностью игнорировался.
- До этого золотую медаль из девушек получали Яна Курова (1976), Паола Канталупо (1977) и Нэнси-Энн Раффа (1980), затем в течение четырнадцати лет этой награды удостаивались только мальчики.
- За исполнение другой партии в этом балете на приз была также выдвинута Ульяна Лопаткина.
- Затем выходила на эту сцену в спектаклях « Манон » (2003, кавалер де Грие — Мануэль Легри) и « Лебединое озеро » (2006, редакция Рудольфа Нуреева, принц Зигфрид — Бенжамен Пеш), а также в балетах « » (2005, гастроли Мариинского театра) и « Утраченные иллюзии » (2014, гастроли Большого театра).
- Премьера в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, 7 ноября 2014 г.
Ссылки
Критика
- // «Балет», № 1, 2001.
Интервью
- Борис Тарасов. . Вечерняя Москва № 10 (24788) (23 января 2008). 19 мая 2012 года.
- Борис Тарасов. . Театрал № 2 (47) (18 февраля 2008).
- // интервью Майе Прицкер, 29 июня 2011.
- // Собака.ru , 31 марта 2014.
Видео
- // Телеканал «100 ТВ», 24 мая 2009.
- 2020-10-30
- 2