Interested Article - Сильвестр (протопоп)

Сильве́стр иночестве Спиридо́н , умер около 1566 года ) — русский православный священник , политический и литературный деятель XVI века, священник Благовещенского собора с конца 40-х годов XVI века, наставник Ивана IV .

Биография

Начинал духовную карьеру в Новгороде , затем стал священником Благовещенского собора в Московском Кремле . Был связан с митрополитом Макарием , который в 1542 году занял митрополичью кафедру и перевёл в Москву новгородца Сильвестра.

Во время московского пожара и восстания 1547 года произнёс обличительную речь в адрес юного Ивана IV (Грозного) , которая была воспринята благосклонно и сделала Сильвестра приближённым царя . После сближения с царём стал во главе работ по восстановлению убранства кремлёвских соборов, пострадавших при пожаре . Написанные сюжеты и иконы вызвали выступление ревнителя старины Ивана Висковатого на Церковном соборе конца 1553 — начала 1554 года . За помощью к Сильвестру обращался и Максим Грек , афонский монах называл Сильвестра своим «благодетелем» . Сильвестр по поручению царя Ивана Грозного «экзаменовал» Артемия , когда решался вопрос о назначении того игуменом Троице-Сергиева монастыря .

Вместе с Алексеем Адашевым Сильвестр являлся передовым вождём « Избранной рады ». В 1553 году во время тяжёлой болезни царя Сильвестр был близок к двоюродному брату царя князю Владимиру Старицкому , который претендовал на престол . По выздоровлении царь охладел к Сильвестру, а в 1560 году после появления слухов о его причастности к смерти царицы Анастасии сослал его в Кирилло-Белозерский монастырь , а оттуда в Соловецкий монастырь , где он принял монашеский постриг . Остаток жизни он провёл в северных монастырях, исповедуя философию нестяжательства .

Литературная деятельность

Известны два послания (недоступная ссылка) к Александру Шуйскому-Горбатому . Ему же приписывается авторство или окончательная редакция «Домостроя» (доподлинно известно о сочинении им 64-й главы этого памятника). Кроме того, Сильвестр написал житие святой княгини Ольги . Он собирал рукописные книги, покровительствовал иконописцам и другим деятелям искусства.

Семья и имущественное положение

Иван IV и протопоп Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года . ( Павел Плешанов , 1856 год)

У Сильвестра был сын Анфим, который унаследовал от отца его обширные торговые связи. В Новгороде , до московского возвышения, Сильвестр с сыном занимались изготовлением икон и рукописных книг для продажи, но в мастерских находилось место и для иных «рукоделий». Сильвестр понимал невыгодность труда холопов , поэтому освободил всю свою челядь и пользовался трудом наёмных работников . Сильвестр с Анфимом вели обширную торговлю, а он сам с гордостью писал, что в торговых делах ему верили «и зде и иноземцы». В духовной грамоте князя Ю. А. Меньшого-Оболенского Анфим упоминается как крупный поставщик тканей . Вместе с Анфим поддерживал деловые отношения с торговыми людьми Вильно , которым в 1554 году компаньоны предъявили иск на 1210 рублей . В 1550 году Анфим выдвинулся по государевой службе и стал «большим дьяком» в казначействе, а его компаньон Хозяин Тютин в 1555 году занял пост второго казначея . К 1556 году Анфим сумел получить из поместья Троице-Сергиева монастыря двор в Китай-городе . Купеческие дела были у Сильвестра и Анфима с бургомистром города Нарвы Иоахимом Крумхаузеном. В 1558 году, после взятия Нарвы русскими войсками, сыновья этого крупного купца, отвечая на вопрос о предательстве отца в пользу русских, указали, что задолго до начала войны их отец «схлопотал» через Сильвестра привилегии для своих торговых операций в России. В мае 1558 года сам Иоахим Крумхаузен сообщил совету Ревеля , что, по сведениям, полученным через Анфима, мира с Ливонией сохранить не удастся . С прибалтийской торговлей были связаны не только новгородские купцы, но и священнослужители. Сам новгородский архиепископ Макарий был крупным поставщиком воска в Ревель . Можно предположить, что Сильвестр и его сын, как и ряд русских торговых людей, были связаны с той частью немецкого купечества, которая была заинтересована в сохранении мира и устойчивых торговых отношений с Россией и даже согласны на известных условиях признать власть царя. Крумхаузен возглавлял делегацию горожан на переговорах в Москве о сдаче Нарвы в апреле 1558 года. В 1560 году, оказавшись перед перспективой войны с Литвою и Швецией, Адашев и Сильвестр предпочли дипломатическое урегулирование конфликта, за что Иван Грозный не раз упрекал их в нежелании действовать активно. Данная купеческая деятельность позволила отцу с сыном делать крупные пожертвования в монастыри, сравнимые с пожертвованиями князей и бояр. В Соловецкий монастырь от них было пожертвование 219 рублей и 66 книг. За столь богатый вклад монахи сделали ежегодный корм 10 октября по «старце Спиридоне, да по сыне его Анфиме». В Кирилло-Белозерский монастырь вклад: пуд ладана , полпуда сандала , пуд брынцу, 15 гривенок перцу, колокол 8 пуд, да старые колокола зазвонные перелил прибавил своей меди 4 пуда, 2 стопы бумаги. Анфим Сильверстов упомянут в 1561 году на службе в Смоленске с новым наместником Дмитрием Курлятевым . В качестве смоленского дьяка Анфим упомянут последний раз 7 мая 1566 года, а в июле того же года присутствовал на Земском соборе . С тех пор имя Анфима не упоминается, а в 1568 году в ноябре — декабре в расходной книге Кирилло-Белозерского монастыря появилась запись: «Царь государь, князь великий велел дати по Анфиме по Сильверстове 30 рублей». Вероятно, к этому времени не было в живых и самого Сильвестра .

Примечания

  1. Чаянов, А. В. Крестьянское хозяйство: Избранные труды. — М.: Экономика, 1989. — 492 с.
  2. По предположению С. О. Шмидта, это произошло во время посещения царём Макария в Новинском монастыре, после пожара 21 июня 1547 года. ( Шмидт С. О. К изучению «Истории» князя Курбского. // О поучении попа Сильвестра. — 1968. — С. 369—370.)
  3. Ответы Сильвестра И. М. Висковатому на Священном соборе. Из этого документа видно, что Сильвестр очень часто общался с царём.
  4. Дьяк выступал против написания икон и библейских сюжетов, заимствованных из западно-европейского искусства, что было характерно для новгородской школы иконописи.
  5. «Дело Висковатого» — комплекс материалов церковного собора 1553/54 годов.
  6. Сочинения Максима Грека. — 1969. — С. 168.
  7. Московские соборы на еретиков XVI века. // ЧОИДР. — 1847. — Кн. 3. Отд. 2. — С. 18—19.
  8. Судя по «Жалобница» после Освященного собора на вопросы И. М. Висковатого, положение Сильвестра не претерпело никаких изменений и после кризиса, вызванного болезнью царя и спорами о присяге «пелёночнику» Дмитрию. Никто не смог найти конкретных фактов желания Сильвестра возвести на престол Владимира Андреевича, князя Старицкого ( Смирнов И. И. Очерки политической истории русского государства 30—50 г. XVI века. — С. 277).
  9. Кашкин А. С. Домострой по Коншинскому списку и подобным. — 1908. — Ч. 1. — С. 66.
  10. Зимин А. А. А. И. Пересветов и его современники. — С. 44.
  11. Совместные операции Анфима и Тютина начались не позднее 1549 года.
  12. Разрядная книга 1475—1598 гг. / Подгот. текста, ввод. ст. и ред. В. И. Буганова ; Отв. ред. М. Н. Тихомиров . — М. : Наука , 1966. — С. 152. — 616 с. — 2300 экз.
  13. Сборник РИО. — 1887. — Т. 59. — С. 468.
  14. АИ. — Т. 1. — С. 314.
  15. Эти сведения находятся в инструкции городского совета Ревеля посланцам к магистру Ливонского ордена.
  16. Дорошенко В. В. Торговля крупного таллинского купца в XVI веке. // АН ЭССР, 1969. — Т. 18. — № 4. — С. 334—338.
  17. Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV—XVII века. — 1975. — С. 467.
  18. Иаков . Извлечения из архивных дел Кирилло-Белозерского монастыря.

Литература

  • Бороздин А. К. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1900. — Т. XXIXa.
  • Бороздин А. К. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1904. — Т. 18: Сабанеев — Смыслов.
  • Буланин Д. М., Колесов В. В. // Публикации ИРЛИ РАН.
  • Иваницкий В. Русская женщина в эпоху «Домостроя» // Общественные науки и современность. — 1995. — № 3. — С. 161—172.
  • Курукин И. В. Жизнь и труды Сильвестра, наставника царя Ивана Грозного. — М., 2015.
  • Перхавко В. Б.
  • Перхавко В.Б. Семья священника Сильвестра // Археографический ежегодник. 2004 г.— М., 2005. — С. 46—61.
  • Пушкарёва Н. // Энциклопедия « Кругосвет ».
  • Усачёв А. С. Сильвестр и житие княгини Ольги // Румянцевские чтения 2009. Историко-культурные традиции и инновационные преобразования в России. Просветительская ответственность библиотек. Ч. 1: мат-лы межд. науч. конф. (21—23 апреля 2009 г.). — М., 2009. — С. 246—254.
  • Усачёв А. С. Личность составителя Степенной книги // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2008. — № 2 (36). — С. 34—47.
  • Шмелёв Н. П. Сильвестр. Роман, повести. — М.: Сов. писатель, 1992. — 400 с. — ISBN 5-265-02381-X .
Источник —

Same as Сильвестр (протопоп)