Interested Article - Всемирная выставка (1851)

Великая выставка промышленных работ всех народов ( англ. The Great Exhibition of the Works of Industry of All Nations ) — международная выставка достижений науки, промышленности, искусства и торговли, проходившая в лондонском Гайд-парке с 1 мая по 15 октября 1851 года. Выставка стала важным этапом в распространении идей промышленной революции . Из-за участия многих стран её вскоре прозвали Всемирной . На этой первой Всемирной выставке были представлены промышленные товары, различные изделия художественных ремёсел , машины и механизмы, экспонаты новейших производственных технологий, произведения изобразительного искусства . Двадцать процентов населения посетили выставку, «возможно, первое великое выражение современного потребительства » .

Подготовка выставки

Инициатива по проведению выставки принадлежит британскому Королевскому обществу искусств . Когда проект в 1849 году был представлен общественности, то отклик среди британских промышленников и бизнесменов был положительным. Они увидели в проведении такой выставки идеальную возможность для продвижения идей всемирной свободной торговли.

Принц-консорт Альберт , супруг королевы Виктории , возглавивший комитет по организации и проведению выставки, предложил знаменитому немецкому архитектору Готфриду Земперу составить общий проект экспозиции. Непосредственной организацией занимался сэр Генри Коул и комитет из 24 человек, называемый «королевской комиссией» ( англ. Royal Commission ). Его состав утверждался лично королевой, что придавало проекту важный государственный статус. Финансированием проекта занимались члены комитета. Даже труд полицейских, охранявших выставку, оплачивались из этих средств. Секретарём комитета и организатором многих работ был архитектор М. Д. Уайетт .

Для проведения выставки был возведён Хрустальный дворец — гигантское здание из стекла, железа и чугуна по проекту Джозефа Пакстона , вмещающее до 14 000 посетителей . Выставочное пространство имело огромные размеры: свыше 90 тыс. м², протяжённостью 564 м и 124 м в ширину, высотой до 33 м. Внутри даже находились старые деревья, сохранённые на строительной площадке, и большой фонтан. По завершении выставки Дворец был разобран и перенесён на новое место, в Сайднем (Sydenham), юго-восточный район Лондона. 30 ноября 1936 года Хрустальный дворец был уничтожен пожаром и более не восстанавливался. Здание, вызывавшее не только восторг, но и критику, и даже насмешки, со временем оказалось предвозвестником новой архитектуры следующего столетия. Внутри дворца зрителям демонстрировали удивительные изобретения — такие, как прототип факс -машины и т. н. предсказатель бурь . Для привлечения публики демонстрировались и другие диковинки — например, знаменитый алмаз Кохинур . Некоторые экспонаты, планировавшиеся к демонстрации, в итоге не попали на выставку: образовательный Великий глобус Уилда разместили вместо выставки на Лестер-сквер . Также были выставлены богатые охотничьи трофеи известного охотника и исследователя Южной Африки Роэлина Гордона-Камминга . Это была подлинная витрина достижений «мастерской мира» — Британской империи .

Итоги проведения выставки

Ажиотаж вокруг выставки, которую посетило до 6 миллионов человек (треть населения Британии), принёс организаторам солидные доходы, которые пошли на основание Альбертополя . Королевское общество искусств на средства, вырученные от проведения выставки, приобрело значительную часть экспонатов для создания Южно-Кенсингтонского музея — будущего Музея Виктории и Альберта . Однако результат проведения столь грандиозного мероприятия не был всецело положительным. Выставка продемонстрировала, наряду с успехами в области индустрии, машиностроения и торговли, катастрофический разлад между передовой промышленной технологией и традиционным декоративно-прикладным искусством, растущее отчуждение производителя и проектировщика от продукта своего труда и как результат — несоответствие функции и технологии производства форме и декору промышленных изделий. Принц Альберт, озабоченный качеством английской продукции на мировом рынке, предложил Готфриду Земперу , находившемуся в то время в Париже , составить проект программы подготовки новых специалистов-проектировщиков и план экспозиции будущего художественно-промышленного музея .

На опыте подготовки экспозиции Земпер опубликовал эссе под названием «Наука, промышленность и искусство» с подзаголовком «Предложения по улучшению национального вкуса в связи с Лондонской промышленной выставкой» (1852). Основная идея оставшегося незаконченным капитального труда архитектора Земпера «Стиль в технических и тектонических искусствах», или «Практическая эстетика» («Praktische Aesthetik») заключалась в разработке «практической теории», позволяющей преодолеть пагубное разделение искусства на «высокие» и «низкие» жанры, идеалистические устремления и материальную сторону жизни, проектирование (утилитарное формообразование) и последующее украшение изделий. В статьях и лекциях лондонского периода («Набросок системы сравнительной теории стилей», «Об отношении декоративного искусства к архитектуре») Земпер доказывал необходимость применения новой методологии. Вместо господствовавшей в то время академической теории о происхождении трёх видов «изящных искусств»: живописи, ваяния и зодчества, из искусства рисунка, «как это было у древних», немецкий архитектор и теоретик смело предположил первенство совершенствования технологии обработки материалов.

Инициативу проведения Всемирных выставок подхватили французы, ответившие на вызов англичан. Последующие выставки проходили в 1855 году в Париже , в 1862 году снова в Лондоне, в 1867 году опять в Париже, в 1873 году в Вене, в 1876 году в Филадельфии, в 1878 году в Париже, и ещё трижды в Париже (в 1889, 1900 и 1925 годах), а также во многих других городах мира.

В честь выставки был назван астероид (14) Ирена , открытый 19 мая 1851 году английским астрономом Джоном Хиндом в Лондоне , Великобритания . Название было предложено английским астрономом Джоном Гершелем и было связано с тем, что Ирена является богиней мира.

Российская экспозиция

На выставке показывали каменный мозаичный стол и шкаф работы Петергофской гранильной фабрики . Жюри выставки в своём решении записало:

… Мы не думаем, что столь трудные и так хорошо отделанные произведения были когда-либо исполнены со времён древних греков и римлян.

Галерея

Хромолитографии издания М. Д. Уайетта «Промышленные искусства девятнадцатого века» экспозиции Всемирной выставки в Лондоне. 1851—1853

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 13 октября 2022. 13 октября 2022 года.
  2. Власов В. Г. . Виктории и Альберта музей в Лондоне // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 575—577
  3. Куракина Н. Столешница из политехнического (об одном шедевре русского камнерезного искусства) // Наука и жизнь. 1985. № 10. С. 72-74.

Литература

  • Мезенин Н. А. . — М.: Знание, 1990—160 с.
  • John R. Davis. The Great Exhibition . Sutton, Stroud 1999, ISBN 0-7509-1614-1
Источник —

Same as Всемирная выставка (1851)