Вода (картина Арчимбольдо)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Купальщицы» ( фр. Les Baigneuses ) — картина французского художника- реалиста Гюстава Курбе , написанная в 1853 году и вызвавшая крупный скандал на Парижском салоне того же года. Художник был единодушно атакован искусствоведами за крупную фигуру обнажённой женщины и схематичный пейзажный фон — оба эти приёма шли вразрез с доминировавшими в то время академическими канонами . Картина была куплена за 3000 франков , — сыном банкира и коллекционером произведений искусства, что позволило художнику стать финансово независимым. С 1868 года картина хранится в коллекции музея Фабра в Монпелье во Франции .
На картине изображены две женщины рядом с прудом на фоне лесного пейзажа. Пышнотелая, частично обнажённая, женщина, по всей видимости, только вышедшая из воды, стоит спиной к зрителю. Её поза, по мнению искусствоведа Не прикасайся ко Мне , а её рука протянута в направлении сидящей девушки, предположительно служанки .
характерна для позы Христа в сюжетеК моменту написания картины Курбе был уже вполне успешным и известным художником во Франции , Бельгии и Германии . И даже, несмотря на некоторые идеологические разногласия, некоторые крупные деятели Второй Французской республики покупали его работы. В 1849 году картина « Послеобеденный отдых в Орнане » была куплена Национальной высшей школой изящных искусств и завоевала золотую медаль на Парижском салоне , которая давала художнику право выставляться в Салоне без прохождения отборочного конкурса , хотя на практике это правило не всегда соблюдалось. Этим правилом Курбе пользовался до 1857 года, пока оно не поменялось .
Курбе, считая каноны академического классицизма и эстетику романтизма устаревшими, старался их опровергнуть. Ставя целью развенчивание традиционных норм, его не пугала перспектива шокировать публику. В картине « Купальщицы » Курбе откровенно использовал один из классических мотивов — купающихся нимф , но интерпретировал его весьма вольно: сделав « Диану » слишком грузной и спустив чулки у служанки .
По признанию Курбе, он хранил «сотни фотографий обнаженных женщин», множество из которых были утрачены в 1871 году . По мнению искусствоведа , натурщицей женщины в центре послужила, вероятно, Генриетта Боннион ( фр. Henriette Bonnion ), — модель, которая позировала и для фотографа .
Курбе в своём письме родителям, датированным 13 мая 1853 года, писал :
" | Сейчас мои картины жюри принимает без каких-либо возражений. А публика встречает мои картины без осуждения. Они наконец-то возложили ответственность за мои картины на меня. Я «завоёвываю территорию» каждый день. Весь Париж ждёт, чтобы увидеть мои картины и услышать шум, который они произведут. Что касается « Купальщиц» , картина немного шокирующая, но я добавил ткань поверх ягодиц. Пейзаж на этой картине в целом удачный. | " |
Картина вызвала скандал на Парижском салоне 15 мая 1853 года, так как сильно отличалась от принятого академического стиля, установленного Энгром, а женская обнажённая фигура не соответствовала тогдашним идеалам романтической и неоклассической живописи . Отделяясь в свой работе от Тициана и Рубенса , Курбе нарушил художественную иерархию жанров, объединив обычную обнажённую женщину с пейзажем Франш-Конте для создания сцены повседневной жизни. Такая комбинация была впервые применена в начале XVII века братьями Ленен , которые изображали крестьян, обращённых к зрителю, и художниками голландского и фламандского золотых веков. Кроме того, используемый Курбе формат картины в то время предполагал изображение религиозного и мифологического содержания или же портретов знати. К тому же рост городского населения Франции вызывал у интеллектуалов желание отказаться от деревенского мира и, в то же время, идеализировать его в псевдо- пантеистической манере .
На выставке полотно занимало выгодное положение на стене — на уровне глаз — так как картины развешивали по всей высоте стены. Это позволяло подробно ознакомится с картиной, но всё же она не встретила одобрения ни у критики, ни у публики. Наполеон III , увидев картину, разозлился настолько, что ударил её хлыстом. А императрица Евгения , сначала рассматривавшая картину « Ярмарка лошадей » Розы Бонёр , на которой изображены лошади породы першерон , подойдя к «Купальщицам» спросила: «Это тоже першерон?» .
21 июля поэт и критик Теофиль Готье написал в «La Presse » , что в « Купальщицах » он увидел «своего рода готтентотскую Венеру , выходящую из воды и поворачивающуюся к зрителю чудовищным задом с мягкими ямочками на дне, на котором не хватает только позумента ». Таким образом Готье противопоставил цивилизованную классическую Венеру тому, что он считал нецивилизованной африканской дикостью образа Курбе . Даже сторонник Курбе Эжен Делакруа возмутился дерзостью картины: «Вульгарность форм была бы ещё терпима, но вульгарность и бесполезность замысла — вот это действительно отвратительно…» .
Искусствовед Жюль Шанфлёри попытался спровоцировать писательницу Жорж Санд , дружившую с Курбе, обратившись к ней с полемическим письмом, которое было опубликовано в 2 сентября 1855 года и включало рассказ о его первом впечатлении от картины, со ссылкой на сочинение философа Пьера-Жозефа Прудона «Философия прогресса» ( фр. La Philosophie du progrès , 1853) :
" | Образ порока, так же, как и образ добродетели, является областью живописи и поэзии: следуя уроку, который хочет дать художник, каждая фигура, красивая или уродливая, может достичь цели искусства. […] Пусть народ, сознавая свою нищету, научится краснеть от своей трусости и ненавидеть тиранов; пусть аристократия, обнажённая в своей грязной и непристойной наготе, будет наказана плетьми за свою паразитическую природу, за свою наглость и испорченность. […] И пусть каждое поколение, запечатлевшее на холсте или мраморе тайну своего гения, будет предоставлено потомкам без порицания и извинений за работы своих художников. | " |
Курбе и Прудон были из одного и того же региона Франции, но эта защита показывает неверное понимание работы Курбе, который не хотел тратить свою жизнь на рисование сельских жителей или нападки на средний класс . Работа была также карикатурно изображена в Le Charivari .
Центром исследования и реставрации музеев Франции был проведён рентгенофлуоресцентный анализ холста, который выявил, что самым ранним, и незаконченным, рисунком была композиция с обнажённой женщиной, смотрящей на зрителя и указывающей на фигуру справа. Вероятно это мотив, заимствованный из картины « Персей освобождает Андромеду » Рубенса . Поверх этой композиции была написана сцена, изображающая мужчину в натуральную величину в полосатом костюме с рукой, запущенной в волосы и, по-видимому, галлюцинирующего, в момент когда он бросается в пропасть, на дне которой его ждёт смерть в образе скелета. Сохранился эскиз этой работы — Курбе работал над ней в апреле 1845 года, но отказался от продолжения уже в январе 1846 года. Семь лет спустя он использовал этот холст для «Купальщиц » .