Interested Article - Яйли
- 2020-03-27
- 1
Яйли ( арм. Յայլի ), Яллы ( арм. Յալլի, Եալլի ) или Зопи ( арм. Զոփի ) – армянский народный мужской коллективный танец , общее название круговых песен-плясок ( шурджпар ) . Музыкальный размер – 2 / 4 . Происхождение танца связано с древними религиозными ритуалами . Распространён в Ноемберяне , Иджеване , Зангезуре и Нагорном Карабахе .
Исполнение
Русский этнограф П. Зелинский в 1882 году в своём описании свадебных традиций армян - переселенцев из Персии , проживавших в Нахичеванском уезде Эриванской губернии , отмечал, что Яйли исполняют с поднятыми вверх руками. Данный танец относится к пляскам вида «гёвнд» .
Армянский этнограф Ерванд Лалаян в 1897 году упоминает танец Яллы во время свадебных празднеств армян области Варанда (Шушинский уезд) . Описывая также быт и традиции армян Елизаветполя (ныне — Гянджа) в 1900 году, он отмечал, что во время церемонии помолвки (после обеда в праздник Вардавар ) жители собирались в просторном месте, где под звуки давула и зурны , держась за руки, исполняли танец «Зомпи» и другие пляски .
Армянский этнограф Г. Ерзнкянц, описывая армянскую свадьбу в Лори в 1898 году, упоминает, что во время празднеств исполняли сольные пляски, боевой танец Кох и Зопи .
Для танца характерны сильные удары ногой об землю. Существуют две разновидности пляски:
- Первый вариант исполняют, держась за руки и двигаясь быстрым темпом в правую сторону.
- Во втором варианте выбирают предводителя пляски ( арм. մայր – «мать»): все танцующие берут по одной розге и следуют друг за другом, не держась за руки. Во время танца всем необходимо повторять движения предводителя. Если кто-то опоздал или перепутал движение, то все остальные после его выполнения должны были «ударить» его розгами. В зависимости от действий темп танца может ускоряться или замедляться.
Слова
Тексты различных песен-плясок вида Яйли из Ширака собрал и записал в 1898 году этнограф М. Исаакян .
Разные варианты песни-пляски «Яйли» | |||
---|---|---|---|
Яйли | Кохба яйли ( арм. Կողբա յայլի ) | Карбии яйли ( арм. Կարբիի յայլի ) | Эй, эй, джан ( арм. Հեյ, հեյ, ջան ) |
|
|
|
|
Примечания
Комментарии
- Вариант названия «Зопи» на карабахском диалекте армянского языка .
Источники
- от 16 июля 2021 на Wayback Machine / Երգարան (Շարա Տալյան, Վաղինակ Չաքմիշյան - Երևան, 1966)
- ↑ Назарян А.Л. Из фольклора Эчмиадзина и Аштарака // (арм.) . — Ереван: АН АрмССР, 1978. — Т. 9. — С. 81, 93, 103, 169. 16 июля 2021 года.
- Шамамян Н. . — 2020. 29 декабря 2021 года.
- Багдасарян А.О. // Լրաբեր Հասարակական Գիտությունների. — 2017. — Т. № 2 . — С. 334–344 . — ISSN . 23 июля 2022 года.
- Дата обращения: 10 января 2022. 19 июля 2021 года.
- Хачатрян Ж. // (арм.) . — Ер. : Академия наук АрмССР, 1982. — Т. 8. — С. 116. 1 мая 2021 года.
- Зелинский П. Этнографические очерки из быта армян-переселенцев из Персии, живущих в Нахичеванском уезде, Эриванской губернии // СМОМПК . — Тф. , 1882. — Вып. 2-й . — С. 9 .
- Лалаян Е. = Վարանդա // Этнографический сборник. — Тифлис, 1897. — Т. 2 . — С. 134 . 24 октября 2021 года.
- Лалаян Е. = Գանձակի գաւառ // Этнографический сборник. — Тифлис, 1900. — Т. 6 . — С. 242–269 . 28 октября 2020 года.
- Ерзнкянц Г. = Լօռուայ հարսանիք // Этнографический сборник. — Тифлис, 1898. — Т. 3 . — С. 332 . 19 октября 2021 года.
- Исаакян М. = Շիրակի ժողովրդական երգեր // Этнографический сборник. — Тифлис, 1898. — Т. 4 . — С. 161-176 . 19 октября 2021 года.
- 2020-03-27
- 1