Кочари́
(
арм.
Քոչարի
) —
армянский
народный массовый (мужской)
танец
. Состоит из умеренной и быстрой частей. Музыкальные размеры
2
/
4
,
4
/
4
,
8
/
4
. Ритмика упругая, импульсивная, с частыми
синкопами
. Сопровождается игрой на
зурне
и
дхоле
; сочетание мелодии и аккомпанемента ударных инструментов создаёт полиритмический эффект. Кочари появился в
первобытнообщинном строе
, связан с
культом животных
. Распространён по всей Армении, имеет много разновидностей —
мшо хыр
,
алашкерти кочари
,
карно кочари
и др.
Пляшут кочари на праздниках, танец привлекает образностью и мужественной динамикой. Кочари внесён в
Список нематериального культурного наследия
ЮНЕСКО
(2017)
.
Содержание
Описание
Танец имеет музыкальные размеры
2
/
4
,
4
/
4
,
8
/
4
, темп — от умеренного до очень быстрого. Исполнители кочари держатся за руки или кладут друг другу руки на плечи и танцуют сомкнутым рядом по кругу. Перемена фигур происходит по команде вожака, который подаёт знак взмахом платка или возгласом. Состоит кочари из резких выпадов вперёд и назад, шагов с приплясом, переходящих в динамические прыжки с поворотами
.
Анализ пляски
В качестве этимологии названия приводятся тюркское слово «
кочэл
» (кочевать) и армянское «
коч
» (баран)
.
В правильной форме плясок вида кочари явно сохранились, законсервировались двигательные корни древнейших движений некогда подражавших повадкам, скачкам и прыжкам, бою, боданию овнов и козлов
, состязаниям и пляскам
фавнов
,
сатиров
,
силенов
, самого бога пастухов —
Пана
, как до сих пор сохранились древнейшие корни армянского языка
. Подражательность движений особенно ярко выражена в стремительных выпадах вперёд, в переносах упора назад, как бы для размаха и в резком выпрямлении колена после выпада, с наклоном торса вперед, как бы для того, чтобы «боднуть» соперника.
Предполагается, что вид плясок кочари был связан с культом плодородия
. Кочари близок к пляскам
тоже посвященных культу плодородия. Так например, некоторые пляски вида Кочари в быстрых частях развивают не основу в 8 единиц счёта своей I части, а переходят на быстрые части в 6 единиц, присущие виду Вэр-вэри. Это указывает на наличие процесса разложения старой формы данного вида плясок за утерей старого содержания и на слияние остатков этой формы с наиболее родственной ей формой плясовых фигур других плясок аналогичного культа плодородия, с каковыми были связаны истоки плясок вида Вэр-вэри
.
Правильной основной формой кочари является плясовая фигура, состоящая из 8 основных движений, совершаемых по четвертям, правильнее сказать, по одной восьмой, и выдерживающих по паузе в одну восьмую. В 8 подобных основных движений кочари вкрапливаются характерные приплясы, сначала с помощью пригибов и выпрямлений колен, затем с помощью подъёмов на носок и спусков на всю ступню, переходящих в быстрых частях в прыжки, изображающие скачку козлов
.
Общим в содержании танца является то, что движения изображают животных и их прыжки, в основном движения овна, а в
мшо хыр
— лошадей.
Мшо
означает «Мушский» (от города и области
Муш
)
.
Танец кочари (Мшо кочари), как и множество других танцев, был исполнен возле
Рейхстага
в 1945 г. советскими солдатами-армянами
. Очевидцем этого события Аршалуйсом Сарояном в память было написано стихотворение «Танец Победы». Одноимённая картина была принесена в дар
музею на Поклонной горе
. Кадры исполнения танца у стен
Рейхстага
десятилетиями показывались по армянскому телевидению
.
Картина «Народный танец кочари» принадлежит кисти заслуженной художницы Армянской ССР Наны Гюликехвян и входит в цикл полотен о тружениках Армении
.
В 1970-е годы в Армении был популярен самодеятельный ансамбль «Оровел-кочари»
.
↑
(арм.)
(
.
Totemic dances of Armenia
//
/
(англ.)
(
,
(англ.)
(
. — Walter de Gruyter, 1979. —
ISBN 9027978700
.
Group dancing, when dancers imitate jumping goats, is known as kochari. Dancers stand abreast, holding each other’s hands. The tempo of the dance ranges…
//
Музыкальная энциклопедия
/ Ю. В. Келдыш. —
М.
: "Советская энциклопедия", "Советский композитор", 1982. — Т. 3. — С. 19.
(неопр.)
.
UNESCO
. Дата обращения: 12 июля 2017.
21 ноября 2019 года.
Кочари
// Энциклопедический музыкальный словарь / отв. ред. Г. В. Келдыш, составители
Б. С. Штейнпресс
,
И. М. Ямпольский
. —
М.
: Советская энциклопедия, 1959. — С. 118.
, с.
.
Армянская Советская Социалистическая Республика XVII. Танец. Балет // Ангола — Барзас. —
М.
: Советская энциклопедия, 1970. — С. 246. — (
Большая советская энциклопедия
:
[в 30 т.]
/ гл. ред.
А. М. Прохоров
; 1969—1978, т. 2).
Gino Tani.
. — L.S. Olschki, 1983. — Т. 3. — С. 896. — 1424 с.
Tra queste sono interessanti le prime, specie nelle «Kochari» o imitazioni delle capre e dei montoni nelle Dionisie Armeniane
↑
, с. 406.
, с. 418.
A. Grigoryan, G. Hovsepyan, M. Grigoryan, M. Kan, S. Tekir, S. Cakar.
Gyumri Camp: Final Performance Script
//
(англ.)
. — dvv international, 2013. — P. 121. —
ISBN 978-3-942755-12-2
.
26 июля 2020 года.
Хумарян К.
(неопр.)
(25 декабря 2013). Дата обращения: 19 апреля 2022.
28 июля 2020 года.
, с. 375.
(неопр.)
. Sputnik Армения (26 мая 2019). Дата обращения: 28 июля 2020.
26 мая 2019 года.
(рус.)
. Дата обращения: 5 апреля 2023.
6 апреля 2023 года.
(неопр.)
. Sputnik Армения (6 мая 2020). Дата обращения: 28 июля 2020.
28 июля 2020 года.
(рус.)
. Дата обращения: 5 апреля 2023.
5 апреля 2023 года.
(рус.)
. Дата обращения: 5 апреля 2023.
5 апреля 2023 года.
(рус.)
. Дата обращения: 20 июля 2023.
20 июля 2023 года.
Геодакян Г. Ш.
, Рухкян М.
. — Изд-во АН Армянской ССР, 1986. — Т. 2. — С. 184. — 248 с.
(неопр.)
. Большая биографическая энциклопедия. Дата обращения: 7 февраля 2010.
2 апреля 2012 года.
Тамироглян А.
: [
24 июля 2020
] // Kantegh. Сборник научных статей. — 2014. — Т. 2. — С. 384.
Казахецян В. Н.
Книга о героях. — АН Армянской ССР, 1985. — С. 251. — 287 с.
Будагян З.
(неопр.)
. Yerevan.ru (9 мая 2011).
8 августа 2012 года.
Киселёва Л., Бочкарёва А.С., Хотина Ю.В.
// Великая Отечественная война: история, люди, судьбы: Сборник трудов Международной научной очно-заочной конференции / Шулимова Е.А. и др. — Краснодар, 2020. — 17 апрель. —
С. 40
.
14 февраля 2022 года.
Баблоян Р.
(неопр.)
. газета "Ноев Ковчег" (январь 2006). — N 01 (95). Дата обращения: 7 февраля 2010.
1 октября 2012 года.
Марутян А.
// Plural. History. Culture. Society. — 2016. —
Т. 4
,
№ 2
. —
С. 99
. —
ISSN
. —
doi
:
.
25 марта 2022 года.
НИИ теории и истории изобразительных искусств (Академия художеств СССР).
/ под ред. Б. В. Вельмарн. — Изобразительное искусство, 1984. — Т. 9, часть 2. — С. 129.
Аванесова И.
Популярность самодеятельного коллектива. Об. арм. ансамбле «Оровел-кочари» // Коммунист. — 1970, 3 марта.
Некрасов Т.
(неопр.)
. Ноев ковчег (сентябрь 2001). — N 9 (43). Дата обращения: 7 февраля 2010.
10 октября 2013 года.
Григорян А.
(неопр.)
.
Ноев ковчег
. Дата обращения: 7 февраля 2010.
1 апреля 2012 года.
Литература
Մելիքյան Ս.
:
[
арм.
]
. — Երևան : Հայպետհրատ, 1949. — Т. 1. — С. 145, 151, 182, 185.
Лисициан С. С.
. — Ереван: Академия наук Армянской ССР, 1958. — Т. 1. — 612 с.
Խաչատրյան, Ժ.
:
[
арм.
]
. — Երևան, 1975. — (Հայ ազգագրություն և բանահյուսություն ; т. 7).
Абрамян Л.
/ Сборник статей; предисл., сост., подг. текста и коммент.
Г. Ч. Гусейнов
// Большой Кавказ двадцать лет спустя: ресурсы и стратегии политики и идентичности. —
М.
: Новое литературное обозрение, 2014. — С. 263—294. — ISBN 978-4448-0210-6.