Александр Аронович Кнайфель
(род. 28 ноября 1943,
Ташкент
,
Узбекская ССР
,
СССР
) — советский и
российский
композитор
.
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации
(
1996
).
Биография
Александр Аронович Кнайфель родился 28 ноября 1943 года в Ташкенте в семье музыкантов. Отец, Арон Иосифович Кнайфель —
скрипач
, солист, ансамблист. Мать, Муза Вениаминовна Шапиро-Кнайфель, преподавала музыкально-теоретические дисциплины в
средней специальной музыкальной школе
при
Ленинградской консерватории
. Эту же школу (класс
виолончели
) Александр Кнайфель окончил в 1961 году. Затем продолжил образование в консерваториях —
Московской
(1961—1963), где учился у
Мстислава Ростроповича
, и
Ленинградской
(1963—1967), по классу композиции у
Бориса Арапова
.
В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе
Тихона Хренникова
его «авангардная» музыка подверглась жёсткой критике, и Кнайфель вместе со своими московскими коллегами
Денисовым
,
Губайдулиной
и другими попал в так называемую «
хренниковскую семёрку
» — «
чёрный список
» семи отечественных композиторов
авангардного
направления.
Автор свыше ста композиций во всех областях музыкального творчества. Премьеры его произведений звучат на крупнейших музыкальных фестивалях в
Париже
,
Лондоне
,
Амстердаме
,
Нью-Йорке
,
Цюрихе
,
Базеле
,
Зальцбурге
,
Берлине
,
Франкфурте
,
Кёльне
,
Маастрихте
,
Ферраре
и др.
Написал музыку более чем к сорока художественным и художественно-публицистическим фильмам.
Александр Кнайфель первым из российских музыкантов удостоен международной премии
Немецкой академической службы обменов
. Член
Союза композиторов
(с 1968) и
кинематографистов
(с 1987).
Живёт и работает
в Санкт-Петербурге
.
Жена — певица
, дочь Анна, внук Арсений - известный блогер, живёт в Германии
Сочинения
Для театра
-
1963 «Мечта», фантазия для театра.
-
1965 «Кентервильское привидение», опера в трёх действиях, семи картинах с прологом для солистов и камерного оркестра.
-
1966 «Разоружение», хореографический стриптиз.
-
1967 «Кающаяся Магдалина», хореографическая сцена.
-
1968 «Петроградские воробьи», хореографическая фантасмагория.
-
1969 «Медея» («Колхидская волшебница»), балет (хореографическая симфония) в двух частях.
-
1986 «Крылья холопа», вокально-хореографическая фреска по одноименному стихотворению Давида Самойлова.
-
1994—2002 «Алиса в Стране Чудес», 24 картинки с антрактом для театра играющих, поющих и танцующих.
Вокально-инструментальные сочинения (большие и средние составы)
-
1962 «Швырни его в мой сад», фугато для симфонического оркестра и смешанного хора.
-
1966 «Кентервильское привидение», романтические сцены для трех солистов (низкий бас, нежное сопрано, большой орган) и камерного оркестра.
-
1966 «150 000 000», дифирамб для смешанного хора и оркестра. Стихи Владимира Маяковского из одноимённой поэмы.
-
1967 «Петроградские воробьи», сюита-фантасмагория для оркестра двенадцати, с участием хора мальчиков.
-
1969 «Argumentum de jure», письмо Владимира Ленина членам ЦК для 12 хоров.
-
1970 «Случайное» для смешанного хора, струнного оркестра, органа и солистки-девочки.
-
1971 «Языческий рок» для хора басов, ударных и инструментальной рок-группы.
-
1983—1984 «Ника», в семидесяти двух фрагментах, семнадцатью исполнителями.
-
1984 «Противостояние», suite-memoria для большого симфонического оркестра и хора басов.
-
1991—1992 «Еще раз к гипотезе», в диалоге с прелюдией и фугой Иоганна Себастьяна Баха [WTK, I-22 (b-moll)] для ансамбля солистов.
-
1993 «Маранафа»,
Слово огласительное Иоанна Златоустого
для солистов, ансамблей, хоров и оркестров.
-
1995 «Облечённая в солнце» («Amicta sole») для солистки солистов.
-
1996 «Блаженства» для Мстислава Ростроповича — виолончелиста, пианиста, дирижёра.
-
2002 «Сказка о рыбаке и рыбке» (Александр Пушкин) для скрипки, виолончели и смешанного хора.
Хоровые сочинения
-
1964 «Пять стихотворений Михаила Лермонтова» для смешанного хора a cappella.
-
1964 «Ангел», стихотворение Михаила Лермонтова для смешанного хора a cappella.
-
1965 «О глупости», хором и фугой.
-
1973—1975 "Возникновение" («Status nascendi») для трёх групп исполнителей.
-
1978 «Айнана», семнадцать вариаций на имя для камерного хора, ударных и магнитофона.
-
1985 «Бог», ода Гавриила Державина для двух хоров (смешанного и детского).
-
1991 «Свете Тихий». Версия для женского или детского хора.
-
1992
постлюдия
. Версия для смешанного хора а cappella.
-
1993 «Восьмая глава», canticum canticorum для храма, хоров (детского, смешанного, мужского и женского) и виолончели.
-
1994 «Царю Небесный», молитва Святому Духу. Версия для смешанного хора и челесты. Версия для виолончели, челесты и смешанного хора.
-
1995 «Утешителю», молитва Святому Духу для смешанного хора a cappella.
-
1997—1998 «Белым по белому», венок сонетов Сергея Вакуленко для смешанного хора a cappella.
-
1998 «Alliluja» Версия «Скинии» для смешанного хора.
Инструментальные сочинения (большие и средние составы)
-
1963 «Бурлеска» для тромбона и смычкового оркестра.
-
1964 «131» для альта, контрабаса, духовых и ударных инструментов.
-
1965 «Грядущего града взыскующие», два фрагмента для большого смычкового оркестра, большого ансамбля ударных инструментов и большого органа.
-
1970—1978 «Жанна», passione для тринадцати групп инструментов (пятидесяти шести солистов).
-
1980 «Вера», вариации и строфа посвящения для оркестра струнных инструментов.
-
1980 «Клик буревестника», фанфары для трубы (труб) и фортепиано с оркестром.
-
1987 «Безумие», postpostscriptum для камерного оркестра.
-
1988 «Litania» для оркестра.
-
1991 «Возношение» для хора смычковых инструментов.
-
1992 «Лестница Иакова», glossolalia тринадцати.
-
1994 «Утешителю», молитва Святому Духу для хора виолончелей.
-
1997 «Сие дитя» для камерного оркестра
-
2001 «Утренние молитвы» для скрипки и камерного оркестра.
Вокально-инструментальные и вокальные сочинения (малые составы)
-
1963 «Песня Роберта Бёрнса» для баритона и фортепиано.
-
1964 «Памяти Самуила Маршака», шесть лирических эпиграмм Самуила Маршака для баритона (высокого баса) и фортепиано (новая ред.)
-
1967 «Salve!» для сопрано и пяти инструментов.
-
1967 «Монодия» для женского голоса.
-
1980 «Строфа посвящения» для сопрано, арфы и органа.
-
1981 «Глупая лошадь», пятнадцать историй для певицы и пианиста.
-
1987—1988 «Сквозь радугу невольных слёз», трио для певицы и виолончелиста.
-
1991 «Свете Тихий», Песнь Пресвятой Богородицы для Татьяны Мелентьевой.
-
1991 «Бабочка», в строфах Иосифа Бродского.
-
1992 «Царю Небесный», молитва Святому Духу для голоса с сопровождением (версии с фортепиано, с челестой и фортепиано, с челестой, фортепиано и струнным квартетом).
-
1993 «Блаженство», стихотворение Александра Пушкина для голоса (сопрано) с сопровождением. (фортепиано и три группы crotali).
-
1998 «Скиния». Версия для голоса соло.
-
1999 «День», веткой голоса и карильона.
-
2001 «Синие пёрышки».
Инструментальные сочинения (малые составы)
-
1961 «Соната о сказке» для фортепиано.
-
1962 «Диада» (две пьесы) для флейты, альта, фортепиано и ударных.
-
1963 «Классическая сюита» для фортепиано.
-
1964 «Ostinati» для скрипки и виолончели.
-
1964 «Musique militaire» для фортепиано.
-
1966 «
Пассакалия
» для органа.
-
1967 «Lamento» для виолончели соло. Версия для фортепиано.
-
1967 «Salve!» («Турнирная музыка») Версия для валторны и фортепиано.
-
1967 «Tertium non datur» для клавесина. Версия для фортепиано.
-
1972 «A prima vista» для четырёх исполнителей на пяти группах ударных.
-
1973 Квадрат «Рафферти» для джазового ансамбля.
-
1974 «Solaris», фрагмент canticum eternum для тридцати пяти яванских гонгов (один исполнитель с электроакустической системой).
-
1975 «Да», композиция для ансамбля солистов.
-
1984 «Aria» для карильона.
-
1985 «Agnus Dei» для четырёх инструменталистов a cappella.
-
1988 «Шрамы марша» для фортепиано и магнитолы.
-
1992 Постлюдия («В каком-то забытьи изнеможенья»). Версия для фортепиано.
-
1993 «Cantus» (от тишины до темноты) для двух исполнителей (фортепиано и ударные).
-
1994 «В эфире чистом и незримом», строфы с Тютчевым для фортепиано и струнного квартета.
-
1995 «Пятидесятый псалом» («Psalm 51») для виолончели соло.
-
1998 «Lux aeterna» для двух псалмопевцев (две виолончели).
-
1997 «Сие дитя» версия для фортепиано.
-
1998 «Снежинка на паутинке» («время вот теперь») для виолончели соло.
-
2001 «Петя и долг», антре с контрабасом (4 исполнителя).
Инструментовки
-
1964
Клод Дебюсси
. «Шаги на снегу» (Прелюдия № 6) для симфонического оркестра.
-
1972
Татьяна Воронина
. «Appelli», шесть пьес для камерного оркестра.
Кинематограф
Литературное наследие
-
1974 «И правда, как звезда в ночи, открылась»
-
(субъективные заметки о Пятнадцатом квартете Дмитрия Шостаковича).
-
1996 «Несколько слов музыканта» (о поэте Сергее Вакуленко).
-
1998 «Пробуждение» (о кинорежиссёре Семене Арановиче).
-
1998 «12 декабря 1992» (о названии композиции «Снежинка на паутинке»).
-
2002 «Репетиция рая» (к 75-летию Мстислава Ростроповича).
Награды
Примечания
-
(неопр.)
. Дата обращения: 12 января 2019.
17 июня 2020 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 12 января 2019.
13 января 2019 года.
Ссылки
-
от 26 апреля 2006 на
Wayback Machine
-
Ковалевский Г.
// Играем с начала. Da capo al fine : Газета. —
М.
, 2013. —
№ 12 (116)
. —
С. 4
.