Interested Article - Игра в самолётики под кроватью
- 2020-06-28
- 1
«Игра́ в самолётики под крова́тью» — одиннадцатый студийный альбом проекта « Коммунизм », записанный в 1989 году. Был издан сначала на аудиокассетах в двух частях в 2001 году (Caravan Records) , затем на двойном CD в 2003 году (« ХОР ») . Был пересведён и отреставрирован в 2005 году Егором Летовым и Натальей Чумаковой . Переиздан в 2016 году издательством « Выргород » .
Создание альбома
Основная часть альбома была записана за два майских дня (13 и 17) 1989 года на свалках и в лесах. Остальной материал был записан в промежутке между этими датами, также в начале мая во время работы над несостоявшимся сольным проектом Константина Рябинова . В записи альбома активно использовались металлические конструкции, объекты и отходы, включая и стеклянные. По словам Летова, центральной затеей явилось произведение и запись технического и музыкального, «индустриального» шума . Текстами композиций становился в большинстве случаев случайный, буквально попавший под руку, материал .
…мы раскрасили его [альбом] различными вставками из собственных проектов, сходных по смыслу, либо вообще идентичных идее творчества «Коммунизма», а также всяческой конкретной музыкой , взятой из телевизора, журналов « Кругозор » и повседневности.
Изобилие самого разнообразного звукового материала, лёгкость и радость, которые сопровождали работу, и тёплое сияние мая 89-го до сих пор вызывают у меня самые светлые, солнечные и праздничные ассоциации.— Егор Летов об альбоме (6 января 2006)
Также Егор Летов говорил, что альбом «Игра в самолётики под кроватью» — самый важный альбом «Коммунизма» после « Хроники пикирующего бомбардировщика » .
Здесь удалось найти и воплотить то, чего в мире не делал ещё никогда и никто. И что на Западе подобные вещи появились значительно позже.
— Егор Летов об альбоме (7 сентября 2007)
В основу композиции «Пуантилизм» легла звуковая дорожка из невышедшего раннего магнитоальбома « Гражданской обороны » «Психоделия Today», записанная в 1985 году. Также в первоначальный вариант альбома вошла композиция «Гражданской обороны» « Самоотвод ».
Песня «Чёрный цвет» была написана Константином Рябиновым ещё во времена группы « Посев » и была включена в альбом-сборник «История: Посев 1982—1985» в 1989 году.
В оформлении обложки альбома (издание «Выргород») использована картина художника-визионера Сесила Коллинза «Поэт» (1941) .
Значимость альбома
Часть материала альбома вошла в магнитоальбом группы «Гражданская оборона» « Русское поле экспериментов » в более утяжелённом варианте, а именно — песни «Лоботомия» и «Вершки и корешки» .
Впоследствии эти «индустриальные» дорожки имели широчайшее использование всеми прочими коллективами, работавшими в то время на ГрОб-студии — Янки , Манагером (« Цыганята И Я С Ильича ») и Г.О .
Фраза из открывающей альбом песни «Небо цвета мяса» была использована в песне «Про червячков» альбома « Прыг-скок » ( Егор и Опизденевшие ) в 1990 году.
Песни «Господи, не надыть», «Свадьба, свадьба у меня», «Слепые спят с открытыми глазами» и «Карапында» принадлежат авторству Кузи Уо , и были внесены в его сольный магнитоальбом «Военная музычка». Песня «Свадьба, свадьба у меня» стала одной из самых узнаваемых песен проекта и исполнялась Кузей Уо как сольно, так и в составе группы « Коммунизм » на концертах во время реюниона группы .
Список композиций
Издание 2003 года («ХОР»)
№ | Название | Слова | Музыка | Длительность | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. | «Небо цвета мяса, когда ты споткнулся о мёртвую мышь» | Егор Летов | Коммунизм | 4:57 | |||||
2. | «Стих инспектора Савченко № 1» | инспектор Савченко | — | 0:57 | |||||
3. | «Господи, не надыть» | Константин Рябинов | Константин Рябинов | 5:34 | |||||
4. | « Самоотвод » | Егор Летов | Егор Летов | 4:01 | |||||
5. | «Развлечения Ильича в ссылке были преимущественно спортивного характера» | крестьянин Строганов (читает Константин Рябинов) | Коммунизм | 2:02 | |||||
6. | «Я весь пру» | Константин Рябинов | Константин Рябинов | 1:33 | |||||
7. | «Жизнь трудна, но, к счастью, коротка» | Варлам Шаламов | Коммунизм | 6:29 | |||||
8. | «Живём в счастливом» | Александр Косарев | — | 0:58 | |||||
9. | «История одного захоронения» | бабушка Конькова (поёт Константин Рябинов) | Коммунизм | 7:04 | |||||
10. | «Жизнь как сметана» | Егор Летов | Егор Летов | 0:43 | |||||
11. | «Пуантилизм» | Егор Летов | Егор Летов | 3:14 | |||||
12. | «Где Цюрберт» | Николай Островский | — | 0:19 | |||||
13. | «Разговор с девочкой» | Михаил Светлов | Константин Рябинов | 2:27 | |||||
40:18 |
№ | Название | Слова | Музыка | Длительность | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. | «Алые паруса» | Константин Рябинов | Константин Рябинов | 2:12 | |||||
2. | «Свадьба, свадьба у меня» | Константин Рябинов | Константин Рябинов | 3:38 | |||||
3. | «Самое яркое событие жизни, самое хорошее, что в жизни случилось» | Варлам Шаламов | Коммунизм | 3:08 | |||||
4. | «Стих инспектора Савченко № 2» | инспектор Савченко | — | 0:53 | |||||
5. | «Слепые спят с открытыми глазами» | Константин Рябинов | Константин Рябинов | 4:41 | |||||
6. | «Лоботомия» | Егор Летов | Егор Летов | 2:41 | |||||
7. | «Поймаю маленького сам» | красногвардеец Королёв (читает Константин Рябинов) | Коммунизм | 1:50 | |||||
8. | «Вершки и корешки» | Егор Летов | Егор Летов | 2:41 | |||||
9. | «13/5/89» | Коммунизм | Коммунизм | 5:15 | |||||
10. | «Соло, соло, сово во во во хо хо хо ло ло» | Константин Рябинов | Константин Рябинов | 0:40 | |||||
11. | «Игра в самолётики под кроватью» | Егор Летов | Егор Летов | 4:40 | |||||
12. | «Всё» | Клавдия Сахарова | — | 0:07 | |||||
13. | «Река» ( ) | Константин Рябинов | Константин Рябинов | 4:54 | |||||
14. | «Беспокойное время» | Г. Лидзин (читает Егор Летов) | Коммунизм | 3:17 | |||||
15. | «Карапында» | Коммунизм | Коммунизм | 3:28 | |||||
39:25 |
- Всё записано в мае 1989 года в ГрОб-студии в Омске , кроме:
Издание 2016 года («Выргород»)
№ | Название | Слова | Музыка | Комментарий | Длительность | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. | «Небо цвета мяса, когда ты споткнулся о мёртвую мышь» | Егор Летов | Коммунизм | 4:58 | |||||
2. | «Стих инспектора Савченко № 1» | инспектор Савченко | — | — | 0:56 | ||||
3. | «Господи, не надыть» | Константин Рябинов | Константин Рябинов | 5:32 | |||||
4. | «Чёрный цвет» | Константин Рябинов | Константин Рябинов | 2:38 | |||||
5. | «Развлечения Ильича в ссылке были преимущественно спортивного характера» | крестьянин Строганов (читает Константин Рябинов) | Коммунизм | 2:15 | |||||
6. | «Я весь пру» | Константин Рябинов | Константин Рябинов | 1:33 | |||||
7. | «Жизнь трудна, но, к счастью, коротка» | Варлам Шаламов | Коммунизм | 6:33 | |||||
8. | «Живём в счастливом» | Александр Косарев | — | — | 0:58 | ||||
9. | «История одного захоронения» | бабушка Конькова (поёт Константин Рябинов) | Коммунизм | 6:20 | |||||
10. | «Жизнь как сметана» | Егор Летов | Егор Летов | — | 0:43 | ||||
11. | «Пуантилизм» | Егор Летов | Егор Летов | 3:14 | |||||
12. | «Где Цюрберт» | Николай Островский | — | 0:20 | |||||
13. | «Разговор с девочкой» | Михаил Светлов | Константин Рябинов | — | 2:32 | ||||
38:32 |
№ | Название | Слова | Музыка | Комментарий | Длительность |
---|---|---|---|---|---|
1. | «Алые паруса» | Константин Рябинов | Константин Рябинов | 2:14 | |
2. | «Свадьба, свадьба у меня» | Константин Рябинов | Константин Рябинов | 3:35 | |
3. | «Самое яркое событие жизни, самое хорошее, что в жизни случилось» | Варлам Шаламов | Коммунизм | 3:09 | |
4. | «Бабушка живёт вчерашним днём» | Константин Рябинов | Константин Рябинов | 5:53 | |
5. | «Стих инспектора Савченко № 2» | инспектор Савченко | — | — | 0:55 |
6. | «Слепые спят с открытыми глазами» | Константин Рябинов | Константин Рябинов | 4:47 | |
7. | «Лоботомия» | Егор Летов | Егор Летов | 2:45 | |
8. | «Поймаю маленького сам» | красногвардеец Королёв (читает Константин Рябинов) | Коммунизм | 1:50 | |
9. | «Вершки и корешки» | Егор Летов | Егор Летов | 2:44 | |
10. | «13/5/89» | Коммунизм | Коммунизм | 5:20 | |
11. | «Соло, соло, сово во во во хо хо хо ло ло» | Константин Рябинов | Константин Рябинов | 0:39 | |
12. | «Игра в самолётики под кроватью» | Егор Летов | Егор Летов | — | 4:39 |
13. | «Всё!» | Клавдия Сахарова | — | 0:07 | |
14. | «Река» | Константин Рябинов | Константин Рябинов | 3:08 | |
15. | «Беспокойное время» | Г. Лидзин (читает Егор Летов) | Коммунизм | — | 3:15 |
16. | «Карапында» | Коммунизм | Коммунизм | 3:30 |
№ | Название | Слова | Музыка | Комментарий | Длительность | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
17. | «Небо цвета мяса (Альтернативная версия)» | Егор Летов | Коммунизм | — | 2:07 | ||||
18. | «Жизнь как сметана (Альтернативная версия)» | Егор Летов | Егор Летов | 0:45 | |||||
19. | «История одного захоронения (Альтернативная версия)» | бабушка Конькова (поёт Константин Рябинов) | Коммунизм | — | 1:59 | ||||
20. | «Пяли-мурр» | Константин Рябинов | Егор Летов | 2:12 | |||||
55:33 |
-
Всё записано в мае 1989 года в
ГрОб-студии
в
Омске
, кроме:
- Стихи инспектора Савченко — в ноябре 1988 на «Эльфу-332 стерео» Кузей УО ;
- «Чёрный цвет», «Пяли-мурр» — в марте 1990 в ГрОб-студии;
- «Пуантилизм» — 12—13 августа 1985 в ГрОб-студии, препарировано 20 мая 1989;
- «Разговор с девочкой» — в начале апреля 1989 на «Эльфу-332 стерео» Кузей УО.
Участники записи
«Коммунизм»*
- Кузя УО — вокал, электрическая гитара, бас, акустическая гитара, барабаны, флейта, супер-турбо овердрайв, саксофон, «индустриал» , фортепиано
- Егор Летов — вокал, электрическая гитара, бас, акустическая гитара, ударные, флейта, супер-турбо овердрайв, «индустриал»
Дополнительные музыканты*
- Манагер — «индустриал»
- Александр Рожков — флейта, вокал («Пуантилизм», «Алые паруса») и гитара («Пуантилизм»)
Производство*
- Егор Летов — продюсер, пересведение, реставрация, оформление, коммунизм-арт
- Наталья Чумакова — пересведение, реставрация, мастеринг, оформление
- Константин Рябинов — коммунизм-арт
- Андрей Батура — оформление
- Анна Волкова — фото
* В соответствии с выходными данными 2016 и 2018 года от « Выргорода ».
История релизов
Страна | Дата | Формат | Лейбл | Каталог |
---|---|---|---|---|
Россия | 2001 | MC | Caravan Records |
|
22 апреля 2003 | Двойной CD (double jewel box + slipcase ) | ХОР | HCD-049/050 | |
12 апреля 2016 | Двойной CD (digipak) | Выргород | ВЫРГОРОД 122 (122-1/122-2) | |
11 декабря 2018 |
Примечания
Общие
- Фактические даты выпуска смотреть в разделе « ».
- Дополнительные лейблы смотреть в разделе « ».
- По версии от 8 июля 2020 на Wayback Machine и судя по надписи «Vol. 11» на упаковке/инлее диска издания « ХОР ».
- ↑ См. дату релиза на Discogs ( и ).
- ↑ «Новинки интернет-магазина» —
- ↑ . Дата обращения: 31 мая 2021. 9 декабря 2021 года.
- ↑ . Дата обращения: 2 апреля 2021. 12 июня 2021 года.
- . Дата обращения: 22 января 2017. 2 февраля 2017 года.
-
Кушнир Александр
.
. Гражданская оборона Русское поле экспериментов (1989)
.
e-reading.club
(2003). — «В „
Русском поле экспериментов
“
Селиванову
также посвящалась шаманоподобная
хардкоровая
„Лоботомия“, первоначально записанная в рамках параллельного проекта „
Коммунизм
“…
Большинство номеров в „Русском поле экспериментов“ по своей сути представляли деструктивный рок. По форме это был ядрёный сплав гаражного панка и авангардного трэша , сыгранный зычно и звонко, отчаянно и яростно. Не случайно на альбоме Кузя Уо использовал флейту один-единственный раз (в „Вершках и корешках“) — чтобы не ломать динамику. Зато Джефф почти в каждой композиции пропускал гитару через перегруженный фузз — приём, доведённый Летовым до совершенства в „ Мышеловке “ и „ Красном альбоме “. Несмотря на среднечастотную грязь, дисгармонии, дикий скрежет специально расстроенных гитар, утрированно примитивный ритм и „нарочито зловонное исполнение“…» Дата обращения: 2 апреля 2021. Архивировано из 25 августа 2019 года. - ↑ . Дата обращения: 2 апреля 2021. 5 декабря 2021 года.
- ↑ Дата обращения: 2 апреля 2021. 5 декабря 2021 года.
- . Дата обращения: 26 июня 2021. 26 июня 2021 года.
- ↑ . Дата обращения: 2 апреля 2021. 13 января 2021 года.
- ↑ Запись на кассетный магнитофон «Электроника-311 стерео»: ротор, статор, хлебница, топор, молотки, железный бак, батарея, стеклотара, вёдра, металлические трубы, камни, листовое железо, сейф, металлические каркасы, кузов автобуса, мотоциклетная рама, цистерны, стальные прутья и ленты и прочие объекты.
- . Дата обращения: 2 апреля 2021. 13 декабря 2021 года.
- . Дата обращения: 2 апреля 2021. 13 декабря 2021 года.
-
Вариант с обычным буклетом
- от 8 июля 2020 на Wayback Machine
- от 9 мая 2020 на Wayback Machine
-
1-е издание (ООО «ПО „ЕОД“»)
- от 9 июля 2020 на Wayback Machine
- от 8 июля 2020 на Wayback Machine
- «Вновь доступен на компакт-дисках альбом Коммунизма „Игра в самолётики под кроватью“». — от 9 декабря 2021 на Wayback Machine
Рецензии
- Ступников Денис. . km.ru (13 марта 2017). Дата обращения: 2 апреля 2021. 15 ноября 2019 года.
Комментарии на диске ( ВЫРГОРОД 122 )
-
НЕБО ЦВЕТА МЯСА
Одна из моих самых любимых собственных вещей в рамках проекта « Коммунизм ». Текст лаконичный и ёмкий, очень красивый музыкальный ход. Звучит отстранённо и завораживающе. Как во сне.
Я — голос, басс; Кузьма — флейта. -
↑
СВАДЬБА
,
РЕКА
,
ГОСПОДИ НЕ НАДЫТЬ
и
БАБУШКА
Записаны 2—3 мая для так и не вышедшего (во всяком случае, в том виде, как он был задуман) сольного альбома Кузьмы . Звучит очень смело с точки зрения качества, так как подход к записи изначально был изрядно приближен к принципу создания его предыдущего детища — первого сольника «ТРАМТАРАРАРАМ», запись которого, как я писал в своё время, носила «циничный, нетривиальный и попросту НЕБЫВАЛЫЙ характер». В первом, третьем и четвёртом опусах я — некие «завывающие шумы» (см. ), а также гитара, пропущенная через сей чудесный преобразователь. Использована простейшая драм-машинка.
Кузьма — всё остальное. -
ЧЁРНЫЙ ЦВЕТ
Древняя, школьная (насколько мне известно) песня Кузьмы . Записана во второй части его сольника «Бодюл». Использован странный самодельный ритм-бокс неизвестного омского авторства, несколько обезумевший по звуку после длительного использования.
Кузьма — голос, акустическая гитара; я — басс. -
↑
РАЗВЛЕЧЕНИЯ ИЛЬИЧА В ССЫЛКЕ
,
САМОЕ ЯРКОЕ СОБЫТИЕ
и
ПОЙМАЮ МАЛЕНЬКОГО САМ
Тексты представляют собой цитаты из впервые опубликованных воспоминаний о Ленине разных реальных участников исторических событий — крестьян и красноармейцев. Использованы странно настроенные бассы и гитары. -
↑
Я ВЕСЬ ПРУ
и
СОЛО-СОЛО-СОВО-ВО-ВО-ВО
Две отличнейшие акустические, полуспонтанные вещи Кузьмы . До сего момента существовали лишь как самодостаточные тексты. Сыграны и спеты с лёту как вольная импровизация. -
ИСТОРИЯ ОДНОГО ЗАХОРОНЕНИЯ
Ещё один текст из газеты про то, как однажды некий берег некой рекой подмыло и вскрылось секретное захоронение жертв сталинских репрессий — мумифицированные трупы посыпались в реку, поплыли по ней, облепили чьи-то брёвнышки и т. п. Использован уникальный инструмент — жестяная коробочка, задуманная безымянным умельцем из Академгородка и имеющая способность при определённом положении ручек как бы заводиться и издавать feedback’образный вой. Одной из крутилок можно было регулировать высоту, тональность этого воя, и при определённой сноровке даже музицировать таким манером, что Кузьма гениально и осуществил.
Я — басс, Кузьма — голос и волшебная жестяная коробочка. (исправлено) -
↑
ПУАНТИЛИЗМ
и
АЛЫЕ ПАРУСА
Артефакты из практически непесенного авангардного двойного альбома Гражданской Обороны «Psychedelia Today», записанного 12—13 августа 1985 года совместно с Александром «Иванычем» Рожковым. В первой композиции все точечные звуки — это мы втроём . Во второй Кузьма играет на гитаре и поёт высоким голосом, мы с Иванычем — «подпевки». -
СЛЕПЫЕ СПЯТ С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ
Одна из лучших, если вообще не лучшая, вещь Кузьмы .
Кузьма — голос, басс; я — гитара. -
↑
ЛОБОТОМИЯ
и
ВЕРШКИ И КОРЕШКИ
Песни, написанные под впечатлением незадолго до этого произошедшего самоубийства Дмитрия Селиванова , в прошлом гитариста концертного состава Г.О.
Я — гитара, голос; Кузьма — барабаны. На второй вещи я играю на всём один. -
13/5/89
Композиция, от начала и до конца записанная вживую во время проведения одноимённого хэппенинга. Мы с Кузьмой — камешки, молотки и голоса, а также ещё один участник — магнитофон «Электроника-311 стерео», расположенный на противоположном конце сложенных штабелями гигантских металлических труб. (исправлено) -
КАРАПЫНДА
Совместная живая импровизация. Кузьма — голос и флейты; я — гитара и пара междометий. -
ЖИЗНЬ КАК СМЕТАНА
Оригинальная, свежая моя песня. Как и «Лоботомия» и «Вершки И Корешки», сочинена, исполнена и впервые записана сугубо для данного альбома. Позднее именно этим же вариантом и представлена в « Русском Поле Экспериментов » Г.О. -
ПЯЛИ-МУРР
Оригинальная вещь из альбома Кузьмы «Бодюл». Создана по тому же принципу, что и Я ВЕСЬ ПРУ и СОЛО-СОЛО-СОВО-ВО-ВО-ВО. В данном издании звучит в полном варианте, со вступлением. Кузьма — голос, виолончель; я — акустическая гитара.
Примечания от «ГрОб-Хроник»
- Отсутствует название 13-й песни на 2-м диске («Река»). ( )
- Трек « Самоотвод » записан в апреле 1988, а не в марте (как указано в выходных данных). ( )
- Отрывок из рассказа Варлама Шаламова « от 29 ноября 2021 на Wayback Machine » (1963), входящего в сборник « от 5 декабря 2021 на Wayback Machine ». ( )
- Произведение представляет собой аудиоколлаж, в основу которого легли два аудиофрагмента из второй серии телефильма 1973 года « Как закалялась сталь » (по роману Н. Островского ); режиссёр — Н. Мащенко . ( )
- Фрагмент речи стахановки Клавдии Сахаровой с записи «Пуск!.. В звуковую летопись Страны Советов» [журнал « Кругозор » (1977, № 1 (154), звуковая страница 1); Мелодия , Г92—05867-78]. ( )
Ссылки
- « » на сайте Discogs
- 2020-06-28
- 1