Interested Article - Эрвьё, Поль

Поль Эрвьё ( фр. Paul Hervieu , 1857—1915) — французский романист и драматург, популярный во времена т. н. « бель эпок » .

Биография

Занимался адвокатурой (с конца 70-х годов), затем пробовал приняться за дипломатическую карьеру; рано выступил на литературном поприще, сначала в качестве автора небольших рассказов и романиста, потом — как драматург.

В 1883 году знакомится с Октавом Мирбо , сотрудничает в его сатирическом еженедельнике (фр.) и долгие годы пребывает конфидентом «величайшего из современных французских писателей, наилучшим образом выражающего дух Франции этого столетия» ( Лев Толстой ).

Творчество

Пьесами «Тиски» ( 1895 ) и «Права мужа» ( 1897 ) и отчасти романом «Как они сами себя изображают» ( 1893 ) достиг широкой популярности; в 1900 г. избран в члены Французской Академии .

Первые его вещи:

  • «Diogene le chien» (сатирическое произведение)
  • «Betise parisienne» (ряд этюдов, изображающих «торжество глупости» в современной парижской жизни)
  • «Les yeux verts et les yeux bleus» (рассказы с примесью фантастического элемента)

Более важное значение имеют три романа, обрисовывающие жизнь парижского общества, с её смешными или отталкивающими явлениями:

  • «Flirt» — обличается пустота, бездушность и легкомыслие светского общества, в частности женщин)
  • «Как они сами себя изображают» ( фр. «Peints par eux-mêmes» , 1893 ) — замечательный по форме и общему колориту роман, в котором воззрения автора не выступают открыто, и герои как бы сами себя рекомендуют в своих откровенных письмах, перенося нас в атмосферу суетности, фальши, беспринципности, алчности и т. п.
  • «L’armature» — изображена сила денег, как главной пружины современного общества)

Драматургия

Поль Эрвьё, 1900
  • (фр.) ( фр. «Les paroles restent» , 1892 , (фр.) : (фр.) Режин де Вель ), направлена против склонности к злословию, пересудам, иногда губящим ни в чём не повинных людей.
  • (фр.) ( фр. «Les Tenailles» , 1895 , Комеди Франсэз : Лё Баржи Мишель Давернье , (англ.) Робер Ферган , (фр.) Ирен Ферган ) и (фр.) ( фр. «La Loi de l'homme» , 1897 , Комеди Франсэз : Лё Баржи Граф дё Рагэ , (фр.) Лаура дё Рагэ ) отстаивают права женщины, отмечают суровость и неудовлетворительность регулирующих их законов; в этих пьесах Эрвьё является тенденциозным драматургом, ведущим борьбу с предрассудками и устарелыми взглядами.
  • (фр.) , ( фр. «La course au flambeau» , 1901 , (фр.) : Режан Сабина Ревель ) — затронуты взаимные отношения отцов и детей, самопожертвование родителей, далеко не всегда оцениваемое детьми, желающими, прежде всего, идти своей дорогой и думающими только о своих интересах.
  • (фр.) ( фр. «L’enigme» , 1901 , Комеди Франсез : (фр.) Раймон Гуржиран , Поль Муне Жерар де Гуржиран , Лё Баржи Маркиз де Нест ), многие сцены которой производят сильное, захватывающее впечатление, относится к психологическому жанру: автор весьма искусно развивает и приводит к развязке запутанную интригу, затрагивая область адюльтера , ревности, мучительных подозрений.
  • (фр.) ( фр. «Theroigne de Mericourt» , 1902 , Театр Сары Бернар , в заглавной роли Сара Бернар ) — попытка перейти в чуждую ему сферу исторической драмы; в пьесе есть эффектные сцены, личность героини прекрасно обрисована.

«Несчастная Теруань, дошедшая под влиянием событий до умоисступления и вообразившая себя главной инициаторшей октябрьских дней и даже переворота 10-го августа , нашла своего биографа, который выставил на свет рампы её трагикомическую фигуру . Известный драматург… изобразил её искренней энтузиасткой, воплощающей в себе идеи патриотизма и республики , умственная неуравновешенность которой далеко не выделялась особенно рельефно в том общенародном душевном смятении , которое одинаково проявилось как в тюильрийских неистовствах вечером 9-го августа , так и в безобразной и дикой расправе парижских вязальщиц с этой несчастной сторонницей жирондистов ».

За роли в пьесах Эрвьё бились самые выдающиеся мастера сцены французской « прекрасной эпохи »: Режан , Сара Бернар , (фр.) , Лё Баржи , Люсьен Гитри , Поль Муне

Многие его произведения, в том числе почти все пьесы, были в начале XX века переведены на русский .

Интересные факты

«В течение нескольких лет, каждый вечер около шести часов, я видел как по салонам Клуба, куда я приходил читать газеты, проходил похожий на бобыля высокий старец, обладавший великолепной выправкой. Единственное, что я знал про него, так это то, что за шесть десятков лет до того — да, в таком вот дальнем прошлом! — он убил на дуэли Пушкина . Я лицезрел его крепкую наружность, его стариковский шаг… и говорил себе: „Вот тот, кто принёс смерть Пушкину, а Пушкин даровал ему бессмертие, точно также как Эфесский храм человеку, который его сжёг “».

  • Знаменитый хиромант ( фр. Maffeo Charles Poinsot , 1872—?…) приводил Эрвьё в качестве характерного обладателя «квадратной руки», — являющейся, по его наблюдениям, «рукой разума, обязанностей и власти»: «Соединение с ногтём заканчивается квадратом с отчётливым очертанием. Это означает устойчивость в характере, любовь к размышлениям, возможно, буржуазные идеи, но в любом случае идеи сформированные, ясные, устоявшиеся». По мнению систематизатора, люди с такой рукой — «хорошие философы, методичные, холодные, вдумчивые, практичные, трезвомыслящие, исполняющие всё по порядку, энергично, любящие справедливость, не склонные к инициативе (наследие заострённых пальцев), но точные, рассудительные, дисциплинированные, логичные, разумные, дедуктивные». Подобными Эрвьё руками обладали: (в литературе:) Буало , Вольтер , Дюма-сын ; (в политике:) Людовик XIV , Клемансо ; (в искусстве:) Альбрехт Дюрер , Пуссен , Коро , Роден ; (в театре:) Фредерик Леметр , Рашель , Аделина Патти , Сара Бернар , Эмма Кальве

Афоризмы

Когда творю, я живу среди невзрачного общества моей драмы и это состояние отчуждает от настоящей жизни, мне нужно время и усилие, чтобы выйти из этого отвлечённого неопределимого состояния .

Примечания

  1. Кабанес О. , Насс Л. от 2 декабря 2008 на Wayback Machine . СПб.: Изд. Д. Ф. Коморского, 1906 . — Переизд. : М.: Ин-т психологии, Изд-во КСП, 1998 . — ISBN 5-201-02277-4 , ISBN 5-89692-006-7 Б-ка социальной психологии »)
  2. См.: (нем.) [militera.lib.ru/bio/waagenaar_s/04.html Мата Хари] / Пер. с нем. В.Крюков . «Военная литература», 2005 // . Sie nannte sich Mata Hari. West-Berlin: Ullstein Verlag, 1968 . Первое издание: Sam Waagenaar , Mata Hari; 1964 ; Mata Hari. Vollständig überarbeite und erweiterte Fassung, Lübbe, Bergisch Gladbach, 1983 . — ISBN 3-404-61071-7
  3. . от 5 марта 2016 на Wayback Machine
  4. Цит. по: Арнаудов, Михаил . Психология литературного творчества / Пер. с болгарск . Д. Д. Николаева . — М.: Прогресс , 1970 .

Ссылки

Источник —

Same as Эрвьё, Поль