Концентрационный лагерь
- 1 year ago
- 0
- 0
Руалье (Руальё, Ройальё , Роялье , фр. camp de Royallieu , Компьень , фронтовой лагерь 122 , « Фронт-Сталаг 122» , нем. Front-Stalag 122 Compiegne , Frontstalag 122 ) — один из созданных во время Второй мировой войны в июне 1941 года на территории оккупированной Франции лагерей для интернированных гражданских лиц , в основном евреев . Находился в поле близ Компьеня , в департаменте Уаза , к югу от Парижа . Также в пересыльном лагере содержались участники движения Сопротивления («резистанты», résistant ) перед отправкой в другие лагеря . С декабря 1941 года он был превращен в транзитный лагерь для евреев-граждан Франции и других стран, отправлявшихся в лагеря смерти нацистской Германии . С июня 1941 года по август 1944 года 54 000 человек (по другим данным — 50 000 человек) содержались в лагере, из них 50 000 человек (по другим данным — 40 000 человек) были депортированы в лагеря смерти . 27 марта 1942 года из лагеря с в Компьене отправился первый конвой из Франции в лагерь смерти Освенцим . Ещё было 39 конвоев из лагеря Руалье в лагеря смерти . Лагерь для интернированных гражданских лиц в Компьене существовал с июня 1941 года по сентябрь 1944 года .
Лагерь представлял в плане четырёхугольник, каждая сторона длиною километр. На трех углах и в середине двух сторон ограждения в несколько рядов колючей проволоки стояли вышки часовых с пулемётами и прожекторами . Лагерь был создан на месте бывших казарм Руалье . Лагерь для интернированных представлял собой 24 барака, по 10 больших комнат (или камер), в каждой из которых содержалось примерно по 25 человек .
22 июня 1941 года, в день начала Великой Отечественной войны , и позднее немецкая полиция сюда свезла по разным сведениям от нескольких сотен до тысячи арестованных русских эмигрантов . В основном это были наиболее видные представители творческой и научной интеллигенции, политические и общественные деятели . Балерина Матильда Кшесинская пишет: «Много позже мы узнали, что арест многих русских был вызван опасением, чтобы они и руководимые ими круги и организации не присоединились с первого же дня вторжения немцев в Россию к Французскому Сопротивлению» . Среди первых арестованных был также редактор « Юманите » Жорж Коньо , будущий участник Сопротивления. 119 дней, с 23 июня до 20 октября 1941 года в лагере находился князь Владимир Романовский-Красинский (лагерный номер 119), сын балерины Матильды Кшесинской. Среди арестованных был поэт и журналист, граф Пётр Бобринский (лагерный номер 15), художник Юрий Черкесов . После лагеря Юрий Черкесов впал в депрессию и в 1943 году покончил с собой. Художники Савелий Шлейфер (лагерный номер 163) и Янкель Готковский, известный как Жак Готко (лагерный номер 1055) из лагеря не вышли. Они были евреями и погибли в Освенциме . В лагере были сын бывшего врангелевского премьер-министра Игорь Кривошеин , микробиолог Сергей Чахотин , адвокат Израиль Павлович Кельберин (1869—1942, лагерный номер 676), отец поэта и пианиста (1907—1975) , писатель (1899—1963, лагерный номер 71), автор высоко оценённой критиками повести «Свидание Джима» (1936), граф Сергей Алексеевич Игнатьев (1888—1955), брат Алексея Игнатьева и бывший муж актрисы Екатерины Рощиной-Инсаровой , Стефан (Замбржицкий) (1884—1950). Один из бараков был превращён в православную часовню, в которой настоятель католической Троицкой церкви крестил по православному обряду Илью Фондаминского . 26 февраля 1943 года в лагерь из Форта де Роменвиль были переведены мать Мария (Скобцова) , иподиакон Юрий Скобцов , и Фёдор Тимофеевич Пьянов (1889—1969), секретарь правления организации « Православное дело », участник Сопротивления . В лагере содержался священник Дмитрий Клепинин . 16 января 2004 года Мать Мария (Скобцова), погибшая в лагере Равенсбрюк , её сын Юрий Скобцов, погибший в Дора-Миттельбау , священник Димитрий Клепинин, погибший в Бухенвальде , и Илья Фондаминский, погибший в Освенциме, были канонизированы Константинопольским патриархатом .
Русских эмигрантов поместили в одном бараке, с ними хорошо обращались и хорошо кормили, были разрешены передачи, а с 1 августа — свидания. Многих заключённых освободили . Казахский эмигрант Мустафа Шокай , который был освобождён из лагеря через две недели, писал: «У нас в Компьене на открытом воздухе устраивались замечательные лекции, политические диспуты» . В лагере был создан даже «Народный университет Фронт-Шталаг 122», который выдавал своим слушателям и преподавателям «грамоты». Две «грамоты» были выданы в «университете» профессору Дмитрию Михайловичу Одинцу и обнаружены в личном фонде профессора, который хранится в библиотеке Казанского университета . Первая «грамота» датирована июлем 1941 года и содержит 28 автографов, включая автограф Мустафы Шокая, который был освобождён 5 июля. На второй «грамоте» от 4 августа 1941 года автографы 158 узников, многие с лагерными номерами. На «грамоте» цветной карандашный обзорный вид лагеря, нарисованный Сержем Фотинским . Среди автографов — бывший деникинский министр, секретарь Союза русских писателей и журналистов Владимир Зеелер (лагерный номер 172), адвокат Николай Георгиевич Нидермиллер (ум. 1953), зять Владислава Ходасевича , критик и литературовед Константин Мочульский (лагерный номер 566), поэт Леопольд Михайлович Райсфельд (1896—1944, лагерный номер 100, в лагере 25 июня 1941 — 20 марта 1942, депортирован в Вюльцбург ) , секретарь редакции газеты « Последние новости » Александр Поляков , будущий участник Сопротивления Владимир Костицын , оперный певец Александр Мозжухин .
Комендантом лагеря был гауптман Нахтигаль, беспартийный офицер. По свидетельству Матильды Кшесинской, он хорошо относился к русским заключённым, и они отвечали ему взаимностью. Когда после окончания войны комендант Нахтигаль был арестован американцами, бывшие русские заключённые вступились за него, и он был освобождён .
С декабря 1941 года лагерь служил преимущественно для пересылки евреев в лагеря смерти . 12 декабря 1941 года немецкая полиция арестовала 743 человека в Париже , которых поместили в Военной школе , а затем отправили в лагерь Руалье. Нина Кривошеина пишет: «В этот лагерь в декабре 1941 года попали многие русские и французские евреи, а также там вскоре было открыто отделение специально для французских коммунистов… Тут было много хуже — лишения, голод, издёвка, расстрел заложников… по номерам» . Условия в лагере были невыносимые. Были трудности с питанием, первое время родные не могли посылать посылок. Узников держали по 35—50 человек в камерах, рассчитанных на двух или трёх заключённых. Контакт с внешним миром был запрещён. Но вопреки всему в лагере процветала культурная и духовная жизнь, проходили поэтические вечера, лекции, дискуссии, выставки художников . Художники Жак Готко , Абрам Йозеф Берлин (1894—1942, лагерный номер 944 ), Давид Гойхман (1900—1942, лагерный номер 356 ) и организовали в мае 1942 года в лагере выставку . Сохранились около 33 работ художников, сделанных в лагере . Узник лагеря, художник (лагерный номер 787 ) в 1969 году подарил дому-мемориалу борцов гетто « Бейт Лохамей ха-геттаот » в Израиле рисунок с видом на лагерь в Компьене . Некоторые работы сохранись благодаря выжившим друзьям, художнику Изису Кишке и историку , которые были также узниками лагеря вместе с Готко и передали некоторые его работы, созданные в лагере, галерее дома-мемориала борцов гетто « Бейт Лохамей ха-геттаот » и мемориалу « Яд ва-Шем » в Израиле , где они хранятся в настоящее время. Другие уцелевшие творения Готко хранятся в коллекции Музея современного искусства в Париже , а также в Мемориальном музее Холокоста в США, линогравюру в 2018 году Мемориальному музею Холокоста подарили Дебора Пирсон ( Deborah Pearson ) и Джанет Вальдман ( Janet Waldman ), наследницы Джорджа Вальдмана ( George Louis Waldman , 1890—1972), узника лагеря Руалье с декабря 1941 года по июль 1943 года .
27 марта 1942 года из Руалье с в Компьене отправился первый конвой из Франции в лагерь смерти Освенцим. 8 мая 1942 года были переправлены конвоем в лагерь 289 евреев, арестованных в ходе операции billet vert (зелёный билет), в ходе которой им приказали явиться в полицейский участок. Они были в основном депортированы в Освенцим 5 июня 1942 года конвоем № 2 в рамках подготовки к облавам лета 1942 года, чтобы освободить место для новых заключённых, которые теперь будут с семьями . Ещё было 38 конвоев. Эшелоны перевезли 50 000 человек (по другим данным — 40 000 человек) из лагеря Руалье в лагеря смерти . В 1944 году заключённых привозили ежедневно в лагерь небольшими группами по 15—20 человек и увозили каждую неделю в лагеря смерти . в книге «Поезд смерти» ( Le train de la mort , 1970) пишет о перевозке 2 июля 1944 года более двух тысяч евреев из лагеря эшелоном № 7909 в вагонах для скота. При жаре в 34 градуса подача воды в вагоны (до ста человек в каждом) была запрещена. По прибытии поезда в нём оказалось 536 трупов. В книге приведены списки лиц, поступавших в лагерь, указаны составы с узниками, отправленными из Компьеня, списки вывезенных в эшелоне, названном «поездом смерти» — погибших и оставшихся в живых . В иерусалимском музее Яд ва-Шем из ранних документов о Компьене уцелел «Отчет о 1500 евреях, арестованных в Париже в декабре 1941 года и отправленных в лагерь Компьень» . В Яд ва-Шем хранится 30 документов, относящихся к этому лагерю, в частности:
Обращает на себя внимание переписка между Главным управлением имперской безопасности , Имперским министерством иностранных дел Германии и посольством Германии в Париже об отправке 6 тысяч евреев из Компьеня в Аушвиц (Освенцим) .
После войны поле было застроено, возник новый район Компьеня — Руалье . На месте концлагеря находился учебный лагерь для новобранцев Военно-воздушных сил Франции . В 1970-е годы здесь базировался , в 1980-е годы — .
После ухода военных в трёх сохранившихся бараках лагеря был создан мемориал, открытый для публики 23 февраля 2008 года. Также в непосредственной близости был открыт мемориал на железнодорожной станции в Компьене из двух товарных вагонов, использовавшихся для перевозки узников. В 2008 году была опубликована научная монография, посвященная истории лагеря . В 2009 году состоялась премьера документального фильма Camp C, Compiègne — Royallieu , режиссёр Марк Тавернье ( Marc Tavernier ) .