Interested Article - Илья Муромец

Илья́ Му́ромец (полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович , также встречаются варианты: Илья Моровлин, Муравленин, Муровец, Муромлян ; Илия-змееборец ) — один из главных героев древнерусского и русского былинного эпоса . Богатырь , крестьянский сын, выходец из Северо-Восточной Руси , приехавший на службу в Киев к князю Владимиру ; возглавил оборону Древней Руси.

Параличный до 33 лет, получает силу от старцев (другой вариант — от калик перехожих), после чего борется с Соловьём-разбойником , идолищем , жидовином , татарами и, наконец, окаменевает . Некоторыми исследователями отождествляется со святым Илией Печерским Чеботком , мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре .

Впервые появляется в письменных источниках в XVI веке у Ф. С. Кмиты-Чернобыльского как Илья Муравленин, у Эриха Лясоты — как исполин Илья Моровлин в Софийском соборе Киева , в некоторых былинах — как Моровец, Муровец, Муравленин, Моровлянин . Образ Ильи Муромца широко представлен в литературе, музыке, живописи и кино.

Былинные сюжеты, главным героем которых является Илья Муромец

Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник », «Илья Муромец и Идолище Поганое », «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром », «Бой Ильи Муромца с Жидовином ». В былине « Святогор и Илья Муромец» рассказывается, как Илья Муромец учился у Святогора ; и умирая, Святогор дунул в него духом богатырским, отчего силы в Илье прибавилось, и отдал свой меч-кладенец .

Прозаические рассказы об Илье Муромце, записанные в виде русских народных сказок и перешедшие к некоторым неславянским народам ( финнам ), не знают о киевских былинных отношениях Ильи Муромца, не упоминают князя Владимира, заменяя его безымянным королём; содержат они почти исключительно похождение Ильи Муромца с Соловьём-разбойником, иногда и с Идолищем, называемым Обжорой, и приписывают иногда Илье Муромцу освобождение царевны от змея [ неавторитетный источник ] .

По данным филолога С. Н. Азбелева , насчитывающего 53 сюжета героических былин, Илья Муромец является главным героем 15 из них (№ 1—15 по составленному Азбелевым указателю ).

  1. Обретение силы Ильёй Муромцем (Исцеление Ильи Муромца)
  2. Илья Муромец и Святогор
  3. Илья Муромец и Соловей-разбойник
  4. Илья Муромец и Идолище
  5. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
  6. Илья Муромец и голи кабацкие (редко существует в виде отдельного сюжета, обычно прикрепляется к сюжетам о ссоре с Владимиром)
  7. Илья Муромец на Соколе-корабле
  8. Илья Муромец и разбойники
  9. Три поездки Ильи Муромца
  10. Илья Муромец и Батый-царь
  11. Илья Муромец и Жидовин
  12. Илья Муромец и Тугарин (о жене Ильи Муромца)
  13. Илья Муромец и Сокольник
  14. Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
  15. Камское побоище
  16. Илья Муромец и Калин-царь
  17. Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем
  18. Илья Муромец и Алёша Попович

По каждому сюжету число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками и может превышать сотню (№ 3, 9, 10), в основном их было от 12 до 45 и более.

Жизнеописание

Былинная биография

Илья Муромец с родителями. Лубок

Большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).

Согласно былине «Исцеление Ильи Муромца», этот богатырь до 33 лет «не владел» руками и ногами , а затем получил чудесное исцеление от волхвов (или калик перехожих ). Калики, придя в дом к Илье, когда никого, кроме него, не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. Илья прощается со своими родителями и отправляется «к стольному граду ко Киеву» и приходит сначала «к тому камени неподвижному». На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: «Ай же ты, конь богатырский! Служи-ка ты верою-правдою мне». После этого Илья скачет к князю Владимиру .

Психиатры интерпретируют невозможность ходить Ильи Муромца как явление астазии - абазии при отсутствии органической патологии опорно-двигательного аппарата . Подобные нарушения характерны для диссоциативных (конверсионных) расстройств (ранее называвшихся истерией ).

Историческая интерпретация

Согласно общепринятой версии, Илья Муромец родился в деревне Карачарово , неподалёку от Мурома ( Владимирская область ) .

Некоторые историки XIX века высказывали предположение , что его малой родиной мог быть Карачев (Брянская область) и расположенный не так далеко от него город Моровийск на Черниговщине (современное село Моровск Козелецкого района Черниговской области). Данное заключение основывается на возможности происхождения в народном эпосе образа Ильи Муромца от преподобного киевского инока Илии Печерского , а также на том, что в первых упоминаниях о богатыре на территории южной Руси, его называли не Муромцем, а Моровлином, Муравлениным . Однако, Моровийск, несмотря на близость к Киеву, впервые упомнянут в XII веке и был весьма невелик , тогда как Муром, впервые упомянут в летописи под 862 годом , когда ещё не существовал, но в период жизни Илии Печерского был относительно крупным городом. Кроме того, обсуждая это предположение, А. И. Соболевский отмечал, что Муром был известен в Киеве под искажённым названием Моров [ источник не указан 15 дней ] , что могло привести к упоминанию Ильи Муромца как «Моровца» в южнорусском фольклоре .

Илья Муромец как Илиас и царский сын упоминается в XIII веке в норвежской « Саге о Тидреке Бернском » (Þiðreks saga) и в немецкой поэме « Ортнит » .

Фольклор за пределами Русского Севера

« Богатыри ». Виктор Васнецов . 1881—1898. Илья Муромец в центре

За пределами губерний Олонецкой , Архангельской и Сибири (сборник Кирши Данилова и С. Гуляева) известны лишь несколько былинных сюжетов с именем Ильи Муромца:

  • Илья Муромец и Соловей-разбойник ;
  • Илья Муромец и разбойники;
  • Илья Муромец на Соколе-корабле
  • Илья Муромец и сын.
Лубок . «Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец»

В центральных и южных частях России известны только былины без прикрепления Ильи Муромца к Киеву и князю Владимиру и наиболее популярны сюжеты, в которых играют роль разбойники («Илья Муромец и разбойники») или казаки («Илья Муромец на Соколе-корабле»), что свидетельствует о популярности Ильи Муромца в среде вольнолюбивого населения, промышлявшего на Волге , Яике и входившего в состав казачества.

Украинские легенды также не всегда совпадают с русскими былинами и сказаниями об этом богатыре .

Богатырь Илько Муровец (также иногда упоминается в украинской былинно-эпической традиции как Илья Муромец, Илья Моровлянин, Илья Мурин и т. п.) — персонаж украинских былин. По утверждениям украинского писателя Валерия Шевчука , Илья Муровец был крестьянского происхождения, и это связывает его с древним киевским богатырём Микулой Селяниновичем — образом Полянского племени, которому передал свою силу бог Святогор.

В украинском былинной традиции нет такого количества вариантов былин, как в северо-восточной, и всё же до нашего времени дошло значительное количество украинских былин про Илька Муровця. Согласно данным Шевчука, до нашего времени дошло как минимум четыре украинские былины о Ильке Муровце (где он фигурирует под разными именами, такие как Илья Мурин, Илья Швец и т. д.)

Илья Мурин (подаётся по изданию: Сказки и рассказы из Подолья. Киев, 1928. стр. 275—280. Былина записана в середине XIX веке украинским фольклористом Андрей Диминским)

Илья Муромец и Святогор (записано составителем книги, Валерием Шевчуком, с голоса кобзаря Зиновия Штокалка)

Илья Швец и Змей ((подаётся по изданию: малорусские народные предания и рассказы. Свод Драгоманова М — М., 1876. — С. 248—249)

Об Илье Муромце и Соловия (записано составителем книги, Валерием Шевчуком, с голоса кобзаря Зиновия Штокалка)

В XVIII веке Илью Муромца упоминает также и Иван Котляревский в своей «Энеиде».

Нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй пророком . Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян связь Ильи Муромца с Киевом и князем Владимиром вовсе отсутствует . Исследование эпической биографии Ильи Муромца приводит к убеждению, что на имя этого популярного богатыря наслоилось много сказочных и легендарных странствующих сюжетов .

Богатырь Илья является героем не только русских былин, но и германских эпических поэм XIII века. В них он представлен могучим витязем княжеского рода Ильёй русским ( нем. Ilias von Riuzen ) . Упоминания о нём за рубежом многочисленны, в том числе и в сагах .

Возможные прототипы

Илия Печерский

Мощи Илии Печерского
«Святы́й Илия Муромец». Русская икона конца XIX века

Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чоботок», принявшего монашество в Киево-Печерской лавре с именем Илия, и причисленного в 1643 году к лику святых православной церкви как « преподобный Илия Муромец» .

Согласно этой теории, Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года. По другой версии, он погиб в 1203 году по время разорения Киева и лавры половцами князя Рюрика Ростиславича . Память по церковному календарю — 19 декабря (1) января . Русские летописи не упоминают его имени. В конце жизни он постригся в Печерском монастыре под именем Илия.

Мощи покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (кисть руки имеет сквозное повреждение, схожее на последствия ранения от копья ). Надгробная плита Илии Печерского расположена возле могилы Столыпина . Часть мощей Илии — средний палец левой руки — находится в Спасо-Преображенском монастыре города Мурома.

В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей, в результате которой было установлено, что это был крупный и высокий мужчина, умерший в возрасте 40—45 лет от ранения в области сердца и перенёсший в юности паралич конечностей .

Илейко Муромец

В XVII веке был известен Илейко Муромец (Илья Иванович Коровин) — самозванец Лжепётр времён Смутного времени , казнённый в 1607 году. По мнению учёных, в частности русского историка Иловайского , выражение «старыя казак» объясняется тем, что в конце царствования Бориса Годунова Илейка Муромец находился в казачьем отряде, в составе войска воеводы князя Ивана Хворостинина .

Илья Муромец в русской культуре

Памятник Илье Муромцу в Муроме
Памятник Святому Илье Муромцу во Владивостоке
Четырёхмоторный цельнодеревянный биплан «Илья Муромец»
Бомбардировщик Ту-160 «Илья Муромец»

Памятники

Объекты, названные в честь Ильи Муромца

Географические объекты

Организации

Техника

Словесность

Художественная литература

  • «Гистория об Илье Муромце» — рукописная XVIII века
  • — незавершённая поэма («богатырская сказка ») Н. М. Карамзина
  • «Илья Муромец» — баллада А. К. Толстого
  • Райнис написал трагедию «Илья Муромец» (1922)
  • «Илья Муромец (сын рода вольного). Киносценарий» (1959) — книга Михаила Кочнева
  • Илья Муромец — персонаж рассказа Василия Шукшина «До третьих петухов» (1975).
  • Илья Муромец — главный герой одноимённого романа Ивана Кошкина.
  • Илья — центральный персонаж романа Олега Дивова «Храбр» (2006), имеющего целью, по словам автора «погружение в атмосферу того времени». Борьба богатыря с Соловьём-разбойником трактуется в романе с привлечением гипотезы о доживших до того времени неандертальцах , а прозвище «Муромец» трактуется как искажённое «Урманин», то есть викинг, варяг. Кроме романа книга содержит обширное приложение научно-популярного характера, дающее довольно подробную историческую справку и обзор различных гипотез о прототипе и происхождении былинного героя.
  • Илья сын Иванов — один из главных героев исторического романа « Девятный Спас » (2007) Анатолия Брусникина . В произведении угадываются образы других сказочных персонажей: Дмитрий Никитин, Алексей Попов, Василиса.
  • «Легенда о ретивом сердце » Загорный Анатолий Гаврилович, Москва, изд. «Советская Россия», 1987 г. Из предисловия: « Историческая повесть А. Загорного „Легенда о ретивом сердце“ посвящена главным героям нашего былинного эпоса, тем, кто первым принимал на заставах удары кочевнической стихии в суровые годы становления русской государственности. События, о которых рассказывается в „Легенде“, происходят в правление великого князя Владимира Красное Солнышко (980—1013 гг.). Имея в виду реальное существование народных защитников в лице Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича, автор показывает их не фантастическими „сверхчеловеками“, а обыкновенными людьми, но только наделёнными могучим духом, недюжинной физической силой, людьми, беззаветно преданными родной земле. Пристально вглядываясь сквозь былинную красочную вязь в мир Древней Руси, автор рисует народные сцены, участниками которых являются холопы, смерды, горожане-ремесленники, бояре, воины»

Современный фольклор

Изобразительное искусство

Живопись

Иллюстрации

  • К былинам об Илье Муромце Иван Билибин создал иллюстрации: «Илья Муромец», «Илья Муромец и Святогор», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и жена Святогора».

Гравюры

  • Есть лубочные картины об Илье Муромце: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец».

Музыка

Оперы

Симфонические произведения

Хоровая музыка

  • В 2011 году композитор Андрей Микита написал «Славословие преподобному Илие Муромскому» для смешанного хора, солистов и трёх детских голосов [ значимость факта? ] .
  • Ансамбль « Казачий круг » исполняет народную песню «Былина про Илью Муромца („Выезд Ильи Муромца“)» .

Рок-музыка

  • Рок-былина «Илья» 1988 года фолк-группы «Эпос».
  • У группы « Сектор Газа » в альбоме 1991 года « Ночь перед Рождеством » присутствует песня «Илья Муромец» .
  • Музыкальный альбом 2006 года «Рок-былина Илья Муромец» группы «Сектор Газовой Атаки».

Театр

Фильмы

Мультфильмы

Видеоигры

День Ильи Муромца

Отмечается 19 декабря (1 января) . Почитаемый в этот день святой Илья Муромский (Печерский) русскими смешивался с былинным богатырём Ильёй Муромцем .

Кроме того, Илью Муромца почитают 25 сентября (8 октября) .

Во многих губерниях Российской империи верили, что Илья Муромец ездит по небу «на шести конях», и именно этим объясняли раскаты грома. Во многих местностях, где, по преданию, конь Ильи Муромца выбивал копытом родники, поставлены часовни во имя святого Ильи. Связь с громом и родниками сближало былинного богатыря с Ильёй пророком , поэтому Илью Муромца вспоминали и в Ильин день .

См. также

Примечания

  1. Веселовский А. Избранное: На пути к исторической поэтике М. - СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2010 — 687 с. (Серия «Российские Пропилеи»)
  2. , с. 124.
  3. , с. 204.
  4. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  5. .
  6. James Bailey; Tatyana Ivanova. An Anthology of Russian Folk Epics. — Routledge , 2015. — ISBN 978-0-873-32641-4 .
  7. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  8. Лобода А. М. . 1 июля 2020 года. . — К.: Типография Императорского университета св. Владимира, 1896. — С. 14—15.
  9. Миллер В. Ф. от 30 июня 2020 на Wayback Machine Очерки русской народной словесности. В 3 т. [Т. 1], Былины. I—XVI. — М.: И. Д. Сытин, 1897. — С. 362—413.
  10. Лопухина Е. В., Флоря Б. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2009. — Т. XXII : « Икона Иннокентий ». — С. 307—309. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-040-0 .
  11. . 10 сентября 2009 года. .
  12. Азбелев С. Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л.: Наука , 1982. — С. 278—285.
  13. . 15 января 2017 года. // Былины: Сборник. — Л.: Советский писатель , 1986. — С. 49—52. — (Б-ка поэта. Большая серия).
  14. Существуют и другие названия этой былины. Первая поездка Ильи Муромца и др.
  15. В. В. Марилов. Общая психопатология. — М. : «Academia», 2002. — С. 94. — 224 с. — ISBN 5-7695-0838-8 .
  16. Миллер В. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1894. — Т. XIIa. — С. 949—951.
  17. Филин Н. В. . 2 февраля 2020 года. // Армагеддон: Актуальные проблемы истории, философии, культурологии. Кн. 7. — 2000. — С. 56—87
  18. « высказано было предположение о древнейшем прикреплении И. Муромца к черниг. городу Моровску (Маровийску) и к г. Карачеву (см. „Экскурсы“, стр. 181—190), предшествовавшем приурочению богатыря к Мурому и с. Карачарову ». // // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  19. Королёв А. С. // Загадки первых русских князей. — М. : Вече, 2002. — ISBN 200002626936.
  20. (укр.) . . 27 сентября 2016 года. // Енциклопедія історії України : у 10 т. / Редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. ; Інститут історії України НАН України . — К. : Наукова думка , 2010. — Т. 7: Мл — О. — С. 71. — ISBN 978-966-00-1061-1 . (укр.)
  21. Повесть временных лет : «В лѣто 6370 (862)… И по тѣмь городомъ суть находницѣ варязи; пѣрвии населници в Новѣгородѣ словенѣ, и в Полотьскѣ кривичи, Ростовѣ меряне, Бѣлѣозерѣ весь, Муромѣ мурома. И тѣми всѣми обладаше Рюрикъ». от 5 августа 2021 на Wayback Machine
  22. Соболевский А. И. // Этнографическое обозрение / Под ред. Н. А. Янчука . — М. : Русская типо-литография, 1890. — № 3 . — С. 230—231 . 6 августа 2018 года.
  23. Главный герой саги — Дитрих Бернский [ значимость факта? ] .
  24. . 23 августа 2017 года. // Полит.ру , 13.08.2017
  25. . Дата обращения: 30 апреля 2009. 29 ноября 2009 года.
  26. , с. 205.
  27. Колосова М. Заметки о языке и народной поэзии. 1877. Стр. 309 и след.
  28. Основной материал — , одна из исследователей русских былин.
  29. Успенский Ф. Б. Скандинавы. Варяги. Русь — М.: , 2002. — с.337-340. ISBN 5-94457-048-2
  30. . Полит.ру . Дата обращения: 23 августа 2017. 23 августа 2017 года.
  31. « отожествл. со св. Ильею Мур., мощи котор. в Киево-Печ. лавре » // // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  32. Стефанов С. . РИА Новости (1 января 2018). Дата обращения: 9 мая 2020. 6 января 2020 года.
  33. 17 февраля 2011 года. // История. Приложение к газете «Первое сентября». — 2007. — № 12. — С. 10—20.
  34. Иловайский И. Д. Богатырь Илья Муромец, как историческое лицо. // Русский архив . 1893. № 5. С. 33—58.
  35. . 18 июля 2018 года. // РИА Новости , 16.07.2018
  36. . Дата обращения: 1 октября 2020. 25 августа 2020 года.
  37. . Литмир - электронная библиотека. Дата обращения: 24 ноября 2017. Архивировано из 1 декабря 2017 года.
  38. Баринова Н. . 2 июня 2016 года. // ТАСС , 30.05.2016
  39. . 10 февраля 2012 года. ; . 22 февраля 2012 года.
  40. . 18 июня 2018 года. / ГОБУК МОДЮБ, Отдел информационной и справочно-библиографической работы; сост. Г. В. Рабович, О. В. Цвирко. — Мурманск, 2018. — 68 с.
  41. , с. 588.
  42. Уваров Н. . 18 июня 2018 года. М. , 2012 — С. 207
  43. , с. 338.

Литература

Издания

Исследования

Популярные статьи

Энциклопедии

Источник —

Same as Илья Муромец