Interested Article - Идельсон, Раиса Вениаминовна

Идельсо́н, Раи́са Вениами́новна (1894—1972) — художница и поэтесса .

В разное время была женой, натурщицей и музой двух советских живописцев — Роберта Фалька (3-я жена) и Александра Лабаса (2-я жена).

Биография

Раиса Идельсон родилась в Витебске в 1894 году. Отец — известный витебский врач-терапевт Вениамин Иванович Идельсон. Мать, Жанетта Моисеевна Баркан, происходила из богатой немецко-еврейской семьи льноторговцев, окончила в Германии высшее учебное заведение и преподавала английский язык в немецкой гимназии в Берлине, где и встретилась с будущим мужем, учившимся там в университете.

Графическая работа Роберта Фалька «Портрет Р. В. Идельсон с родителями» 1926 года (бумага, графитный карандаш, 28x41)

В 1913 году Раиса Идельсон окончила гимназию и уехала на обучение во Францию и Бельгию , где уже училась её старшая сестра Александра . Летом 1914 года сёстры приехали на каникулы в Витебск навестить родителей и не смогли вернуться во Францию, так как началась Первая мировая война .

Обучалась в Школе живописи и рисунка художника Юделя Пэна в Витебске, в которой в то же время брал уроки Марк Шагал , в будущем известный художник.

После Революции

В начале 1917 года Раиса Идельсон начала посещать в Петербурге частную художественную школу Я. С. Гольдблата . Также посещала художественные мастерские К. С. Петрова-Водкина .

В 1920—1921 гг. художница поступила на Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) , где состоялось знакомство с Робертом Фальком в его живописной мастерской . В 1922 году позировала для картины Фалька «Женщина в красном лифе» ( ГТГ , Москва).

15 октября 1922 года состоялась (нем.) , где она также приняла участие. Вдохновителями и организаторами выставки были Илья Эренбург , Давид Штеренберг и Эль Лисицкий .

Зимой 1922—1923 года позировала для картины Фалька «Женщина в белой̆ повязке» (ГТГ, Москва) . В 1923 году вместе с Фальком ездила в Витебск, где художник создал ряд её портретов.

В марте 1925 года Фальк включил в экспозицию выставки общества « Московские живописцы » лучшие курсовые и дипломные работы своих учеников. В этом же году Раиса Идельсон участвовала в Первой Всебелорусской выставке ( Минск ). Двумя годами позже, в 1927 году, она участвовала во второй Всебелорусской художественной выставке в Минске.

В 1926 году Идельсон позировала для картины Фалька «Девушка у окна» (Краснодарский̆ краевой̆ художественный̆ музей им. Ф. А. Коваленко) .

В 1928 году показывала свои работы на Первой̆ выставке живописи, графики и рисунка «РОСТ», проходившей в клубе им. Кухмистерова на Гороховской улице в Москве.

В 1928—1929 годы была членом Объединения художников-общественников (ОХО) , состоявшего из студентов мастерской̆ Р. Р. Фалька (И. Лейзеров, Е. Левина-Розенгольц , М. Николадзе, Г. Назаревская, Р. Рабинович и других).

В 1928 году Роберт Фальк получил творческую командировку от Наркомпроса в Париж, в которой его сопровождала жена .В 1929 году проходила персональная выставка Роберта Фалька в галерее Зак (Galerie Zak) в Париже, где Раиса взяла организацию на себя. Фальк показывал 25 работ, в том числе портрет Раисы Идельсон — «Женщина в красном лифе» и «Автопортрет в жёлтом».

Возвращение в СССР и расставание с Фальком

Вторая выставка картин Общества художников-общественников (ОХО) проходила с 5 марта по 9 апреля 1929 года в клубе им. Астахова при заводе «Серп и молот» , где была выставлена её картина «Цветы в голубой бутылке». Летом этого же года художница возвратилась из Парижа в Москву и уехала к больному отцу в Витебск.

В 1930 году в одном из наиболее радикальных журналов « Революция и культура » совместно с Евой Левиной-Розенгольц Раиса Идельсон опубликовала статью «Театр ближайшего будущего» о превращении театра из элитарного в массовый.

1929—1937 гг. переписывалась с Фальком , находившимся в Париже, вплоть до самого его возвращения в Москву в канун 1938 года . Эти стихи Раиса Идельсон посвятила Фальку :

Любовь моя, мне даже сны не снятся.
Я в четкой трезвости сгораю наяву.
И, если я с тобой смогла расстаться,
Не спрашивай, как я живу.

Брак с Лабасом

В 1930 году познакомилась с художником Александром Лабасом, профессором ВХУТЕИНа , одним из учредителей ОСТа (Общества художников-станковистов) , объединившего во главе со Штеренбергом бывших выпускников ВХУТЕМАСа Дейнека , Пименова , Вильямса , Тышлера и других.

По свидетельству писателя Ильи Эренбурга, Фальк с Раисой Идельсон оставались друзьями и после её брака с Александром Лабасом в 1932 году .

В 1932 года Общество художников-станковистов прекратило свою работу, а в середине 1930-х А. Лабаса обвинили в формализме . В мае 1932 года Раиса устроилась научным сотрудником в библиотеку Государственного музея изобразительных искусств .

В 1933 году у Раисы Идельсон и Александра Лабаса родился сын Юлик — Юлий Александрович Лабас, будущий ученый-биолог .

Дальнейшая жизнь

Брак с Лабасом оказался недолгим и скоро распался. В этом же году вернулась из Парижа старшая сестра художницы, Александра Азарх-Грановская.

В 1930-е годы Раиса Идельсон работала в Центральном доме художественного воспитания детей̆. С 1934 года по 1941 год при Центральном доме народного творчества им. Н. К. Крупской (ЦДНТ) были организованы заочные курсы для всех желающих научиться рисовать, и Раиса Вениаминовна начала там преподавать.

В годы Великой Отечественной войны с сыном и сестрой находилась в эвакуации — сначала в Самарканде , в конце 1941 года сёстры с Юликом переезжают в Ташкент . Раиса Вениаминовна продолжила переписку с Фальком и его женой А. В. Щекин-Кротовой . В 1943 году она возвратились в Москву.

Летом 1946 года, после возвращения из эвакуации, Фальк подарил Раисе один из лучших её портретов — «Женщина, расчёсывающая волосы» (1926) .

С 1944 года по 1971 год Раиса Идельсон преподавала во Всесоюзном заочном народном университете искусств им. Н. К. Крупской, где разработала собственный̆ педагогический̆ метод с индивидуальным подходом к ученикам.

Скончалась Раиса Вениаминовна Идельсон 18 июля 1972 в Москве. Похоронена на Калитниковском кладбище рядом с могилой̆ Р. Р. Фалька.

Семья

Творчество

Поэзия

Свое первое стихотворение Раиса Идельсон написала в 7 лет. Стихи писала всю жизнь, но не считала нужным их публиковать . После её кончины они были систематизированы и опубликованы наследниками в книге «Безмолвный поэт: художественно-поэтический̆ сборник» в 2020 году, которая иллюстрирована работами Роберта Фалька, Александра Лабаса, Раисы Идельсон, а также архивными документами и фотографиями, хранящимися в семье художницы, музеях и частных архивах . Издание дополнено воспоминаниями современников.

Живопись

Несколько её работ хранятся в частном собрании в Израиле у профессора-физика Л. И. Рубинштейна. Некоторые работы хранятся у семьи Раисы Вениаминовны, в том числе и стихотворения, в 2020 году вошедшие в книгу «Безмолвный поэт».

Выставки

  • Выставка « » 2016—2017.
  • Выставка « » 2020—2021.

Литература

  • Юлий Лабас. «Когда я был большой». Издательство «Новый Хронограф», М. , 2008 г.
  • Александр Аркадьевич Лабас / сост. И. Е. Светлов . — М. : Инкомбук, 2006. — С. 107. — ISBN 5-7235-0314-6 .
  • Буторина Е. И. Александр Лабас. — М. : Советский художник, 1979.
  • Идельсон Р. В. Безмолвный поэт: художественно-поэтический сборник / Сост: А. Лабас и др. — М. , 2020. — 320с. : ил. — ISBN 978-5-600-02572-1 .
  • Каталог выставки «Вторая половина жизни». Галерея «Ковчег». М. , 2003. (Работы из коллекции сына художника Ю. А. Лабаса).
  • Каталог Выставки «Фантазии Лабаса». При содействии галереи «Ковчег». М. , 2010 (Работы из коллекции сына художника Ю. А. Лабаса).
  • Каталог Выставки Александр Лабас «Светлая Живопись». Составитель Раймонда Лабас. М. , 2008.
  • Фальк Р. Р. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике (Составитель: Щекин-Кротова А. В.). М. , Советский художник, 1981.
  • Из жизни рядом с Фальком. В кн. Д. В. Сарабьянова «Robert Falk». На немецком языке. Дрезден, 1974.
  • Щекин-Кротова А. В. Становление художника // Новый мир . 1983. № 10.
  • Щекин-Кротова А. В. Люди и образы. Биографии и легенды. Из цикла «Модели Фалька» // Панорама искусств. Выпуск 8. — М. : Советский художник, 1985.
  • Истратова А. Свидание с юностью // М. , Русское искусство, т. II, 2005.
  • Диденко Ю. Пристань «тихих бубновых валетов» в Доме Перцова // М. , Русское искусство, т. II, 2005.
  • Успенский А. Роберт Фальк. Счастье живописца. М. : Искусство XXI век, 2020.
  • Семенова H. Лабас. М. : Молодая Гвардия, 2013. (Серия ЖЗЛ) ISBN 978-5-235-03652-9

Примечания

  1. Илья Эренбург . На цоколе историй… Письма 1931 — 1967 // . — М. : Аграф, 2004. — Т. 2. — С. 192. — 658 с. — (Илья Эренбург. Письма 1908—1967. В 2-х томах). — ISBN 5-7784-0234-1 .
  2. Воротынцева, Ксения . Газета Культура (16 ноября 2016). Дата обращения: 14 мая 2021. Архивировано 14 мая 2021 года.
  3. Курдюкова, Дарья . Независимая газета (24 ноября 2016). Дата обращения: 13 мая 2021. Архивировано 14 мая 2021 года.
  4. Алферьева, Екатерина . Огонёк № 44, стр. 36 (7 ноября 2016). Дата обращения: 13 мая 2021. Архивировано 14 мая 2021 года.
  5. Кабанова, Ольга . The Art Newspaper Russia № 88 (февраль 2021). Дата обращения: 16 мая 2021. Архивировано 16 мая 2021 года.
Источник —

Same as Идельсон, Раиса Вениаминовна