Виктор Борисов-Мусатов родился в
Саратове
2
(14) апреля
1870 года
в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых (урожд. Коноплевой), бывших
крепостных
, приписавшихся к мещанскому
сословию
. Отец был железнодорожным служащим. Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов.
В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти
горб
; проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.
Общее образование Виктор получил в
Саратовском I-ом Александро-Мариинском реальном училище
, в котором получил первоначальные знания и навыки рисования от преподавателя рисования
Ф. А. Васильева
. В эти годы Виктор много рисует, пытливо вглядываясь в окружающий его мир и пишет картину («Окно», 1886) почти иллюзорно изображающую уголок сада
. С 1884 по 1887 гг. проходил обучение в двухклассной рисовальной школе свободного художника И. Ф. Ананьева — первом в Саратове специальном учебном заведении, расположенном в
доме Недоноскова
, которое ставило своей задачей обучение изобразительному искусству, подготовку к поступлению в
Академию художеств
. В
1890-х
учился изобразительному искусству в студии
под руководством
В. В. Коновалова
, затем в
Московском училище живописи, ваяния и зодчества
и в петербургской
Академии художеств
, где его учителем был
Павел Петрович Чистяков
.
С 1898 года жил в основном в
Саратове
(ныне —
Дом-музей В. Э. Борисова-Мусатова
), с 1901 года — в имении
Зубриловка
Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая её владельцами. В 1902 году было написано, пожалуй, главное произведение — полотно «
Водоём
». Этот год был счастливым для мастера
. В том же году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей
— будущей женой.
Его сестра Елена вспоминала:
Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы… Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Это и дало настроение брату написать картину — «
Призраки
»… Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома — «все уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин
.
Эти две поездки в усадьбу нашли отражение в работах «Гобелен» (1901), «Прогулка при закате» (1903), «Призраки» (1903), «Сон божества» (1904—1905).
С 1903 года жил в
Подольске
, а с 1905 года — в
Тарусе
на даче Цветаевых в «Песочном»
.
В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна
.
Борисов-Мусатов скончался в Тарусе
26 октября
(
8 ноября
)
1905
. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки
Оки
.
Родители — Евдокия Гавриловна и Эльпидифор Борисович Мусатов.
Мусатова (Немирова) Агриппина Эльпидифоровна (1875—1959, Киев) — сестра художника. Замужем (с 1896 г.) за Федором Егоровичем Немировым, владельцем типографии в Саратове. В семье было 10 детей. А. Э. Немирова — инициатор создания в Саратове
музея художника
. Она же была в числе первых дарителей произведений брата в
Саратовский государственный художественный музей
.
(1883—1974) — младшая сестра художника, модель множества его полотен. Окончила
Строгановское училище
. Работала художником по фарфору и керамике на
фабрике Цинделя
, переводчиком в
Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина
. Ее воспоминания о Борисове-Мусатове хранятся в Отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи. Похоронена рядом с братом на кладбище в Тарусе.
(1874—1921, Крым) — с 1903 г. жена Борисова-Мусатова, также художница. Окончила Московское училище живописи, ваяния и зодчества (именно там они познакомились с В.Борисовым-Мусатовым), в 1898—1902 годах училась в Мюнхене в художественной школе
Антона Ашбэ
. Была участницей выставок Московского Товарищества Художников, Нового общества художников, 8-й выставки картин журнала «В мире искусств», Художественно-промышленной выставки. Почти все работы Елены Владимировна погибли в Крыму, где она жила последние годы, во время Гражданской войны. После смерти мужа Елена Владимировна организовала посмертную выставку, на которой
Третьяковская галерея
приобрела «Призраки», «Изумрудное ожерелье», этюд «Осенняя песнь», «Ветер» и несколько этюдов к «Реквиему». Через несколько лет «Реквием» она передала Третьяковской галерее в дар
.
(1905—1991, Москва) — дочь художника, также художница, книжный график. Окончила Ленинградское художественно-промышленное училище. Её муж —
Сергей Николаевич Тройницкий
(1882—1948), доктор искусствоведения, первый выборный директор Эрмитажа (1918—1927)
.
«
Матвеева
приводило в ярость определение Мусатова как певца „уходящих усадеб“ (
Врангель
) или „зыбкого мира старых теней“ (
Эфрос
)… Это не аллегорические обитательницы „дворянских гнёзд“, воплощающие „тоску по прошлому“. Скорее это мусатовская „Прекрасная дама“, …она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта… „Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики“, — тонко подметил
Андрей Белый
» — Александр Матвеев. Альбом. — М.: Советский художник. 1979
↑
Энциклопедия русской живописи / О.Ю. Николаева. — «ОЛМА Медиа Групп», 2010. — С. 52. — 496 с. —
ISBN 978-5-373-02769-4
.
Савельева Е. К. «Дабы возвысить образовательное дело юношества…» // Волга: Литературно-художественный и общественно-политический журнал. Саратов, 1998. № 2/3. С. 149—155
(неопр.)
. Дата обращения: 14 июня 2023.
19 февраля 2020 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 марта 2015.
2 апреля 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 23 июля 2008.
2 октября 2008 года.
(неопр.)
.
radmuseumart.ru
. Дата обращения: 2 сентября 2023.
(неопр.)
.
museum.ru
. Дата обращения: 2 сентября 2023.
(англ.)
. radmuseumart.ru. Дата обращения: 15 июля 2017.
23 августа 2017 года.