Кот учёный (скульптура, Обнинск)
- 1 year ago
- 0
- 0
Скульптура медведя в Треугольном сквере — гранитная садово-парковая скульптура в Выборге , одна из двух статуй медведей работы Евы Гюльден , оставшихся от разрушенного в военное время (1941) здания вокзала и включённых в перечень объектов культурного наследия народов РФ. Расположена в Треугольном сквере рядом с Вокзальной площадью на пересечении Ленинградского проспекта , Железнодорожной , Вокзальной улиц и Треугольного переулка.
В 1861 году выборгским губернским землемером Б. О. Нюмальмом был разработан городской план, предусматривавший снос устаревших городских укреплений и формирование сети новых прямых улиц, разделивших территорию бывшего Санкт-Петербургского предместья (на картах XIX века чаще именовалось Петербургским форштадтом ) на участки правильной формы. В 1863 году начались работы по прокладке от Выборгского порта Александровской перспективы (ныне Ленинградский проспект) до планируемой Финляндской железной дороги ( Санкт-Петербург — Гельсингфорс ) путём засыпки части залива материалами от разбираемых куртин и бастионов Рогатой крепости . В соответствии с планом на отвоёванной у залива территории образовалась обширная площадь с примыкающим к ней Треугольным сквером. Первоначально площадь и сквер окружали деревянные дома, но с начала XX века сформировалась каменная застройка: к Треугольному скверу оказались обращены фасады таких зданий, как дом купца Воробьёва , дворец Пиетинена и железнодорожный вокзал , возведённый к 1913 году по проекту архитекторов Элиэля Сааринена и Германа Гезелиуса .
Силуэт и оформление гранитного здания в стиле национального романтизма имели много общего с Хельсинкским вокзалом , возведённым теми же архитекторами. Но, если фасад вокзала в Хельсинки украшен изображениями исполинов со светильниками работы Эмиля Викстрёма , то на фасаде выборгского вокзала скульптором Евой Гюльден были размещены изваяния двух женщин с венками , у ног которых располагались две пары медведей. По мнению искусствоведа Е. Е. Кеппа , эта композиция символизировала победу духа над материей . Исследователем А. С. Мысько отмечается многообразие символических значений статуй медведей, включающее роль медведя как посредника между землёй и небом у северных народов, признание его царём зверей в культуре народов Северной Европы, а также почитание медведицы в качестве священного животного и спутницы богини Артемиды ( Дианы ).
Разной оказалась судьба скульптур: хельсинкские исполины приобрели символическое значение, в то время как скульптурные изображения женщин были утрачены в 1941 году вместе с разрушенным в ходе советско-финской войны 1941−1944 г. зданием выборгского вокзала, от которого осталась небольшая часть — багажное отделение, а также две гранитные статуи медведей. Одна из них включена в фонтанную композицию на Театральной площади у собора Петра и Павла . Второй из сохранившихся медведей получил большие повреждения и долгое время находился на складе комбината благоустройства, размещавшемся на Певческом поле . После передачи склада Выборгскому приборостроительному заводу в 1974 году в ходе расчистки Певческого поля на субботнике местные жители перенесли скульптуру на соседнюю детскую площадку во дворе дома в Каменном переулке. А в 2015 году памятник отреставрировали и установили в Треугольном сквере. Эта скульптура охраняется государством в составе исторического поселения город Выборг .