Interested Article - Черников, Василий Михайлович

Васи́лий Миха́йлович Че́рников ( 1750-е годы 4 [15] октября 1790 года , Париж ) — русский актёр драмы и певец оперы ( бас ), один из первых русских профессиональных театральных артистов. Муж певицы и драматической актрисы П. П. Черниковой . Отец певицы и драматической актрисы С. В. Самойловой . Один из положивших начало актёрской династии Самойловых .

Биография

Годы жизни Василия Михайловича Черникова совпали с годами становления русского сценического искусства , когда ещё музыкальные и драматические спектакли не разделились, музыка сопровождала драматические постановки, и театральный репертуар состоял в основном из водевилей и опер-водевилей с танцами. Актёры XVIII века были исполнителями синтетических жанров, обладающими и музыкальными голосами, и умением танцевать, и декламировать драму.

Он пришёл на сцену при императрице Елизавете Петровне , сделавшей много для развития театрального искусства в России и подписавшей указ об учреждении государственных российских императорских театров .

Поначалу он работал в Москве .

С 1763 года произведён в гоф-фурьеры , — в одну из высших должностей штата придворных служителей («при высочайшем дворе»; чин IX класса), но не подразумевавшую дальнейшего чинопроизводства .

С мая 1771 года выступал в составе Русской придворной труппы в Петербурге ( Вольный театр К. Книппера ), где исполнял роли в комических операх и комедиях . С 1789 года был инспектором петербургской оперной труппы (до 26 марта 1790 года ).

Кроме того, В. М. Черников — автор русского перевода либретто оперы Д. Чимарозы « », которая была поставлена в Петербурге в 1790 году .

По мнению П. Сумарокова , Черников был человек, «одаренный от природы приятным голосом и ещё приятнейшею наружностью и непринужденностью в движениях» , и использовал эти таланты «с одинаковым успехом, соединяя в игре своей, так сказать, искусство славящихся тогда на французском театре Дельпи и Фастье» .

Автор статьи в Русском биографическом словаре ( А. А. Половцова ) В. Березкин пишет о нём: «Он отличался прекрасною наружностью и хорошим голосом. Так как в то время оперные артисты не были отделены от драматических, то он выступал и в качестве певца, и в качестве драматического артиста, и даже в качестве танцовщика. Вполне естественно, что при таком разнообразии амплуа он не мог развить своего дарования и ни в одной из этих областей искусства не дал ничего особенного и прошёл совершенно незамеченным в истории русского театрального искусства. А между тем при других условиях из него мог бы выработаться или прекрасный певец, или хороший комик. Главное его амплуа, как в опере, так и в драме — роли слуг (grande livrée), которые он исполнял хорошо, особенно в пьесах „Мельник“ (музыка Соколовского) и „Сбитенщик“, где „отменно к забаве зрителей талант свой проявлял“. На судьбе Черникова можно видеть, что положение артиста в то время было крайне незавидно: начальственный произвол царил над его личностью и судьбою безгранично. Благоугодно было начальству сделать из Черникова одновременно танцовщика, певца и драматического актёра, и оно сделало из него ничтожность, хотя по своим дарованиям он мог занять видное место среди лучших артистов того времени» .

1-й исполнитель партии: Хвалимова («Санкт-Петербургский гостиный двор» М. А. Матинского , 1779 );

1-й исполнитель в Петербурге: Фалалея («Счастье по жеребью» неизвестного композитора, 1779 ).

Другие партии: Степан («Сбитенщик», текст Я. Б. Княжнина , музыка , 1787 ), Фигаро («Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность» Дж. Паизиелло ), « Мельник — колдун, обманщик и сват » (музыка , либретто А. О. Аблесимова ).

Партнёры по сцене: его жена П. П. Черникова , братья Волковы, , К. И. Гамбуров , Голубева, Е. Заводина, Е. А. Зубова, А. М. Крутицкий , А. М. Михайлова , Х. Ф. Рахманова , Е. С. Сандунова , С. П. Соколов, Н. Суслов, Я. Д. Шумский .

Согласно словарю А. М. Пружанского — артист скончался 4 (15) октября 1790 года в Париже .

Примечания

  1. Статья «Черников, Василий Михайлович» в .
  2. от 12 июня 2011 на Wayback Machine на сайте Управления делами Президента РФ
  3. Черников Василий Михайлович // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
  4. от 13 ноября 2011 на Wayback Machine в словаре Половцова , также цитируемая в Большой биографической энциклопедии.

Литература

  • Сумароков П. И. О Российском театре от начала оного… // Отечественные записки. 1823. Ч. 13. № 35. С. 389—391;
  • Греч Н. И. Исторический взгляд на русский театр… // Русская Талия. — СПб., 1825. С. 31—32;
  • Арапов П. Н. Летопись истории русского театра. — М., 1861. С. 105;
  • В. О. Михневич , Очерк истории музыки в России в культурно-общественном отношении, 1879 г.
  • Черниковы // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XVIII век. Книга 3. — Санкт-Петербург. 1999. С. 255.

Ссылки

Источник —

Same as Черников, Василий Михайлович