Харламов, Фёдор Семёнович
- 1 year ago
- 0
- 0
«Вале́рий Харла́мов. Дополни́тельное вре́мя» — российский художественный фильм 2007 года режиссёра Юрия Стааля (Королёва) производства кинокомпании «Эдельвейс-фильм». Фильм рассказывает о жизни, профессиональной карьере и последнем дне жизни советского хоккеиста Валерия Харламова .
Сюжет кинокартины — эпизоды детства, спортивной жизни, отношений с родными и друзьями Валерия Харламова.
Последняя поездка в машине Валерия Харламова с женой Ириной, которая завершится катастрофой. Последний разговор, когда перед их глазами за короткий отрезок времени проходит их жизнь, дорогие им люди: поездка Харламова в Испанию в 8-летнем возрасте, диагноз врачей и запрет на любую физическую активность, первые шаги в хоккее втайне от матери, яркий сезон в команде чебаркульской «Звезды», долгожданное возвращение в Москву в команду ЦСКА и рождение знаменитой тройки Михайлов — Петров — Харламов, эпизоды юношеской жизни, суперсерия с канадцами 1972 года , встреча своей любви, авария и трудный путь восстановления, рождение детей, победы и поражения в спорте.
По словам сценариста Владимира Неклюдова, заканчивать полуторачасовой фильм-поездку катастрофой не хотели, и изначально сценаристы придумали альтернативную концовку жизни Харламова: по ней он, закончив играть, переезжает в Испанию — на родину матери, — где создаёт хоккейную команду, и в финале картины уже в наше время идёт хоккейный матч Россия — Испания. Но в итоге финал сделали открытым, при котором каждый зритель волен делать свои выводы .
Актёр | Роль |
---|---|
Алексей Чадов | Валерий Харламов |
Ольга Красько | Ирина, жена Валерия |
Дмитрий Харатьян | Борис Харламов, отец Валерия |
Наталья Чернявская | Бегония, мать Валерия |
Владимир Стержаков | Анатолий Тарасов |
Кирилл Кяро | Борис Михайлов |
Владислав Третьяк | |
Виктор Васильевич Тихонов | |
Сергей Жарков | Владимир Петров |
дядя Миша | |
Марина Иванова | тёща |
Галя Пичугина | Татьяна, сестра Валерия |
Консультантом и продюсером фильма выступил Владимир Петров — партнёр Харламова по армейской тройке нападения. До этого, в 2002 году, Петров выступил также продюсером документального фильма « », завоевавшего премию ТЭФИ . Новый фильм он снял с начинающим режиссёром Юрием Королёвым, который сам в детстве играл в хоккей, а затем выступал в московской любительской хоккейной лиге .
Киноактёр Дмитрий Харатьян в интервью « » рассказал, что в детстве его кумирами были Вячеслав Старшинов и Харламов, поэтому, когда режиссёр Юрий Королёв дал ему почитать сценарий, Харатьян «вцепился» в возможность сыграть в этом фильме . В качестве исполнителя роли Харламова именно Харатьян рекомендовал Алексея Чадова .
Рецензент газеты « Известия » Вита Рамм с похвалой отзывается о подборе актёров и их сходстве с персонажами ленты — Харламовым, Валерием Васильевым , Владиславом Третьяком , Борисом Михайловым и самим Владимиром Петровым, а также о ярком образе тренера Анатолия Тарасова в исполнении Владимира Стержакова . Финал картины, показывающий не гибель главного героя, а застолье с участием его друзей, семьи и прощённого им тренера Виктора Тихонова , рецензент называет «единственно правильным» .
В то же время сын Валерия Харламова Александр , в этот же период работавший над биографической лентой со студией Никиты Михалкова « ТриТэ » (фильм вышел на экраны в 2013 году под названием « Легенда № 17 »), выступил с резкой критикой «Дополнительного времени» и намекнул, что ему следовало бы обратиться в суд с иском об оскорблении чести и достоинства. По словам Александра Харламова, в фильме, который он называет «ширпотребом», очень слабая режиссёрская работа и никудышний сценарий. Бравшая у А. Харламова интервью « Комсомольской правды » Лидия Павленко-Бахтина разделяет его позицию, заявляя об отсутствии художественного вкуса у создателей и критически отзываясь об актёрской игре (по её словам, актёры «просто проговаривали текст так, будто монотонно прочитывали то, что перед ними на телесуфлерах высвечивается») . Однако после выхода на экран собравшей многочисленные российские кинопремии «Легенды № 17» критик-театровед Ольга Шкарпеткина, рассматривая оба фильма в совокупности, подчёркивает как раз преимущества ленты 2008 года. Шкарпеткина, определяя жанр фильма Королёва как поэму или даже притчу, указывает на психологичность «Дополнительного времени», его поэтическую метафоричность и то, как авторы сумели «снять легендарность» с главного героя и показать его обычным человеком со своими трудностями. Критик также подчёркивает наличие «аромата эпохи» в более раннем фильме в противовес новому («Потому что нелепо за „аромат эпохи“ выдавать идеологические „баталии“ между политической „верхушкой“ и тренерским составом в „Легенде № 17“») .