Пастак, Исаак Абрамович
- 1 year ago
- 0
- 0
Исаак Абрамович Менделе́вич ( 1887 — 1952 ) — русский и советский скульптор, большая часть работ — в жанре портрета. Лауреат Сталинской премии второй степени ( 1942 ). Член Ассоциации художников революционной России .
И. А. Менделевич родился 4 ( 16 ноября ) 1887 года в Москве в семье ремесленника. Брат поэта-сатирика Родиона Менделевича . Окончил городское училище. По рекомендации скульптора А. С. Голубкиной поехал в Париж . В 1909 — 1911 годах занимался в Академии Коларосси в Париже , затем изучал классическую скульптуру в Риме .
В 1911 году вернулся в Москву .
В 1915 году участвовал в выставке, прошедшей в Петербургской академии художеств , где были показаны несколько работ скульптора из дерева, а также скульптура «Смех», созданная в 1913 году. Эта скульптура получила первую премию Общества поощрения художеств .
После Октябрьской революции скульптор поддержал новую власть. С 1918 года скульптор участвовал в осуществлении плана «монументальной пропаганды». В рамках этого плана Менделевич разработал скульптуру Виктора Гюго для установки на одной из площадей Москвы . Основание памятника должно было быть обрамлено барельефами с изображениями персонажей произведений Гюго. К сожалению, скульптура Гюго пропала во время пожара в мастерской скульптора.
Умер в 1952 году . Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Скульптор В. Е. Цигаль в своей книге «Не переставая удивляться» (М., 1986, стр. 38-43) поделился воспоминаниями о нём.
Несмотря на моду на кубизм и другие направления беспредметного искусства, остался приверженцем реализма. Ранние работы Менделевича содержали элементы модернизма. В частности, это «Сон» (1914 г.) и «Весна» (1916 г.), экспонировавшиеся на выставках художественных объединений «Московский салон», «Свободное творчество» и иных. Творческий потенциал Иосифа Менделевича раскрылся в портретной скульптуре. Он изготовил бюсты многих ярких деятелей творческой интеллигенции, с большей частью которых поддерживал отношения. Работая над портретами этих людей, Менделевич пытался не слепо скопировать их образ, но и передать характер. Поэтому, делая бюст Вахтангова, он наблюдал за его режиссёрской работой.