Венера Леспюгская
- 1 year ago
- 0
- 0
«Венера и Эней» — картина французского художника Себастьяна Бурдона из собрания Государственного Эрмитажа .
Картина иллюстрирует эпизод, описанный Вергилием в « Энеиде » (VIII, 608—627): Венера спустилась с облаков и вручила своему сыну Энею доспехи, выкованные Вулканом :
Тою порой в облаках эфирных летела Венера,
Дар Энею несла, и, в долине укрытой увидев
Сына от всех вдалеке за рекою теплой, богиня
Вышла навстречу ему и такое молвила слово:
«Вот он, обещанный дар, искусством создан Вулкана,
Можешь ты вызвать теперь из надменных лаврентцев любого
Без колебаний на бой, не страшась и отважного Турна».
Молвив так, обняла Киферея любимого сына
И положила пред ним под дубом доспех лучезарный.
(VIII, 608—616; пер. с лат. С. А. Ошерова )
В правом нижнем углу красной краской нанесены цифры «1708» — они соответствуют номеру, под которым картина была занесена в первый рукописный каталог Эрмитажа, начатый в 1797 году. С тыльной стороны чёрной краской написаны цифры «4595» — под этим номером картина была внесена в опись Эрмитажа , составленную в 1859 году; также с тыльной стороны на холсте имеется красная сургучная печать Ф. Троншена. На верхней перекладине подрамника чёрным карандашом написано «#323» — под этим номером картина значилась в описи Ф. Троншена .
Ранняя история картины неизвестна, предполагается, что она была создана около 1636—1638 годов и написана под влиянием Пуссена. В частности, по мнению Н. К. Серебрянной, Бурдон во время своего пребывания в Италии вполне мог видеть картину Пуссена «Венера, передающая оружие Энею» из собрания князей Челламаре (в настоящее время в Художественной галерее Онтарио ) . После 1755 года картина находилась в собрании Кроза и в 1772 году вместе со всем этим собранием, через посредство Ф. Троншена, была приобретена императрицей Екатериной II для Эрмитажа . Выставляется в Зимнем дворце в зале 278 .
В описи Эрмитажа 1859 года автором картины указан Бон Булонь , но во всех последующих публикациях авторство Бурдона не подвергалось сомнению. при описании картинной галереи Эрмитажа предположил, что картина наравне с другим полотном Бурдона «Август перед гробницей Александра Македонского» могла быть эскизом неизвестной большой картины и также отмечал влияние Пуссена на эту работу .
Н. К. Серебрянная, описывая картину, отмечает:
…чувственные образы Пуссена художник переводит в более сдержанные формы и трактует их в холодном классисцическом колорите. <…> Возможно, как заметил Тюилье, подобная утончённая колористическая гамма, подчёркнутая элегантность образов, мягкая прорисовка фигур соответствовали запросам любителей живописи времён Мазарини , от заказов которых художник очень зависел в первые годы по возвращении из Рима .