Interested Article - Портрет актёра

«Портрет актёра» — картина итальянского художника Доменико Фетти из собрания Государственного Эрмитажа .

На картине изображён пожилой мужчина в богатом камзоле с отложным кружевным воротником и чёрной полумаской Арлекина в руках.

Английский искусствовед (англ.) отмечает: «Впечатляющая сила характеристики и исполнения. Во многом это самый грандиозный и самый проницательный из всех портретов работы Фетти» .

Провенанс

Картина написана в 1621—1622 годах. В 1650-х годах принадлежала кардиналу Джулио Мазарини и в его каталоге числилась под названием «Арлекин, комедиант». В течение XVIII века картина оказалась в коллекции известного банкира и мецената Пьера Кроза и позднее перешла к его племяннику (1700–1770); после смерти барона де Тьера картина, в составе всей его коллекции, была приобретена для российской императрицы Екатерины II в 1772 году. Выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 232 .

Рисунок Фетти, выставленный на аукционе Сотбис 24 января 2007 года, лот 37.

Известен набросок Фетти к данной картине, выполненный красным карандашом на бумаге и датируемый около 1620 года. Этот рисунок проходил на аукционе Sotheby’s 24 января 2007 года (лот 37), где был атрибутирован как «Портрет Франческо Андреини» .

Атрибуция персонажа

Личность человека на портрете не установлена, существует несколько версий о том, кто изображён.

В описи собрания Кроза он назван «комедиантом, известным своей службой у герцога Мантуанского », и с этой атрибуцией портрет значился в каталогах Эрмитажа вплоть до 1889 года, когда сочли, что на портрете изображён актёр мантуанской труппы Джованни Габриелли, который носил прозвище Зивель (Зивелло). Однако существует гравюра Агостино Карраччи , исполненная около 1599 года, с подписанным портретом этого актёра, и там было усмотрено как полное несовпадение как внешности, так и возраста; один из известных отпечатков этой гравюры находится в Художественной галерее Нового Южного Уэльса в Сиднее , Австралия .

В 1910 году главный хранитель картинной галереи Эрмитажа Э. К. Липгарт выдвинул версию, что на картине в виде актёра изображён герцог Фердинандо Гонзага , однако и это предположение не получило подтверждения .

В 1912 году был опубликован каталог коллекции Ле Муана, в котором был помещён пастельный рисунок Фрагонара , являющийся копией с картины, и там персонаж был назван актёром Тристано Мартинелли .

Ряд исследователей считает, что на картине изображён Франческо Андреини ; с известным портретами Андреини имеется некоторое сходство, однако эта версия не согласуется с его биографическими данными: Андреини покинул мантуанскую труппу до 1620 года, а портрет написан в 1621—1622 годах, и он к этому времени был глубоким стариком.

В дальнейшем разными исследователями назывались и другие актёры, возможно послужившие моделью для картины, в том числе и Клаудио Монтеверде , но все эти версии были быстро отвергнуты .

Всеволожская считает что Тристано Мартинелли является наиболее вероятной моделью, основываясь при этом на его биографических данных: Мартинелли был самым известным и популярным актёром в Мантуанской труппе. Он умер в 1630 или 1631 году в возрасте 75 или 77 лет, соответственно, в момент написания портрета ему было 65–67 лет, что примерно соответствует возрасту изображённого человека. Документированных портретов Мартинелли не сохранилось, поэтому атрибуция картины так и остаётся гипотетической .

Копии и варианты картины

Римская копия Фетти из Галереи Академии в Венеции

Кроме пастельной копии Фрагонара известны ещё два варианта этого портрета. Один находится в Галерее Академии в Венеции , он считается копией эрмитажной картины, выполненной в Риме в XVII веке, и атрибутируется как портрет Франческо Андреини (холст, масло; 102 × 79 см) . В Городской художественной галерее Манчестера находится небольшая картина с воспроизведением только головы актёра, картина атрибутирована Жану-Оноре Фрагонару и в Манчестере считают, что на ней изображён Тристано Мартинелли (холст, масло; 45,3 × 37,5 см) . На художественном рынке также проходил набросок набросок Габриеля де Сент-Обена , сделанный с эрмитажного «Портрета актёра».

Гравюра Николя де Лармессена

В 1729 году французский гравёр Николя де Лармессен выполнил с картины офорт в зеркальном отображении, опубликованный как часть «Кабинета Кроза». Сохранившиеся отпечатки офорта имеются в Национальной библиотеке Франции и Британском музее ; по версии хранителей Британского музея, на эрмитажном портрете изображён Франческо Андреини .

Примечания

  1. Askew P. Fetti’s «Portrait of an Actor» reconsidered // BM. 1978. February. — P. 59—60.
  2. . Дата обращения: 1 января 2018. 2 января 2018 года.
  3. Дата обращения: 1 января 2018. 13 января 2019 года.
  4. Липгарт Э. Императорский Эрмитаж. Приобретения и перевески // Старые годы. — 1910. — Январь. — С. 13.
  5. Collection d’Ives Le Moyne. Paris, 1912.
  6. Всеволожская С. Н. Итальянская живопись XVII века. Государственный Эрмитаж. Каталог коллекции. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2013. — С. 287.
  7. Всеволожская С. Н. Итальянская живопись XVII века. Государственный Эрмитаж. Каталог коллекции. — СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2013. — С. 285—288.
  8. . Дата обращения: 11 октября 2020. 12 октября 2020 года.
  9. Дата обращения: 11 октября 2020. 12 октября 2020 года.
Источник —

Same as Портрет актёра