Interested Article - Пророчица Анна и ребёнок

«Пророчица Анна и ребёнок» — картина голландского художника Виллема Дроста из собрания Государственного Эрмитажа , долгое время приписывавшаяся Рембрандту .

На картине изображена пожилая женщина в монашеском одеянии, обнимающая ребёнка, который читает книгу. Справа, на ручке кресла имеется фальшивая подпись: Rembrandt f .

Трактовка сюжета картины имеет насколько вариантов. Старуха, обучающая детей чтению, персонифицирует собой Грамматику . На гравюре Пьетро Пеиролери, сделанной с этой картины в 1756 году, имеется надпись «Donna saggia» («Мудрая старуха»). В старых эрмитажных каталогах картина значится под названиями «Воспитание Девы Марии», «Пророчица Анна», «Анна учит своего сына Самуила чтению» . Современные исследователи Х. Тюмпель и Д. Биккер поддерживают версию, что на картине нарисована пророчица Анна , поскольку традиционно она изображается с маленьким ребёнком . В. Сумовски считает, что поскольку женщина на картине изображена в монашеской одежде, то сюжет картины связан с раннехристианской легендой « Тимофей и его бабушка Лоида»: Тимофей из Листры был учеником и последователем апостола Павла и первоначальное образование получил у своей бабушки Лоиды, обращённой Павлом в христианство .

Картина написана в 1650-х годах и ранняя её история неизвестна. Возможно, она 20 апреля 1700 года продавалась на аукционе Филиппа де Флинеса в Амстердаме , в каталоге распродажи значилась как «Анна учит своего сына Самуила. Рембрандт ван Рейн — 300» , то есть уже тогда была приписана Рембрандту . После 1740 года картина находилась в собрании баронов Кроза как работа Рембрандта и в 1772 году была продана в составе всего собрания императрице Екатерине II (на сайте Эрмитажа есть ошибочное указание, что картина происходит из собрания Роберта Уолпола ). С конца XVIII века картина была широко известна и считалась одной из лучших работ Рембрандта. Его авторство не вызывало сомнений вплоть до начала XX века .

Впервые сомнения в том, что картина написана рукой Рембрандта, высказал А. Бредиус в 1910 году; в качестве возможного автора он назвал Ламберта Домера . Однако в каталоге Эрмитажа 1916 года картина была по-прежнему приписана Рембрандту. В 1939 году впервые была высказана возможность авторства Виллема Дроста . В каталоге Эрмитажа 1958 года картина значится принадлежащей к школе Рембрандта, а в каталоге 1981 года впервые была приписана Виллему Дросту со знаком вопроса (в том же каталоге её название указано как «Анна, наставляющая своего сына Самуила») . Также вероятным автором назывался Абрахам ван Дейк. Авторство Дроста окончательно было установлено И. А. Соколовой в 2011 году .

Выставляется в здании Нового Эрмитажа в зале 254 (Зал Рембрандта) .

С картины известны несколько старинных копий. Одна из них, работы неизвестного художника, имеется в собрании Самарского областного художественного музея ; она фигурирует под названием «Анна, обучающая Самуила чтению» и датируется XVIII веком (холст, масло; 108,5 × 88,5 см; инвентарный № Ж-689) . Другая копия находится в Национальном музее во Вроцлаве (холст, масло; 100 × 78 см; инвентарный № VIII-515). Также с картины неоднократно делались гравюры и литографии , одна из литографий, изданных в 1822 году в типографии А. И. Плюшара , имеется в собрании Русского музея . В конце XVIII века по этой картине на Императорской шпалерной мануфактуре была выткана шпалера , которая ныне находится в Метрополитен-музее .

В Национальной галерее Шотландии имеется картина, приписываемая школе Рембрандта, — «Анна и Самуил в храме» (инвентарный № NGL 071.46, дерево, масло, 43 × 34,8 см, 1650 год) , композиционно очень близкая картине Дроста.

Примечания

  1. Соколова И. А. Государственный Эрмитаж. Голландская живопись XVII—XVIII веков: каталог коллекции: в 4 т. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2017. — Т. 2. — С. 141.
  2. Tümpel Ch. Rembrandts Ikonograph // Jahrbuch der Hamburger Kunstsammlungen. — 1968. — N 13. — S. 106—112; Bikker J. Willem Drost (1633—1659). A Rembrandt pupil in Amsterdam, Rome and Venice (Ph. D. diss.). — Utrecht, 2001. — Cat. 4.
  3. Sumowski W. Gemälde der Rembrandt-Schüler: in 6 bd. — Landau, 1983. — Bd. 1. — P. 609, 611.
  4. Bredius A. Bijdragen tot de biographie van Rembrandt’s broeder // Oud Holland. — 1910. — N 28 (2). — P. 412—413.
  5. См. также: Кузнецов Ю. Голландская живопись XVII—XVIII веков в Эрмитаже. Очерк-путеводитель. — Л. , Искусство, 1988. — С. 182 (упоминается как «Пророчица Анна и отрок»).
  6. Соколова И. А. Картины Виллема Дроста в собрании Эрмитажа: исследования и гипотезы // Труды Государственного Эрмитажа. — 2011. — Т. 56. — С. 70.
  7. . Дата обращения: 15 июля 2018. 15 июля 2018 года.
  8. Дата обращения: 29 июня 2020. Архивировано из 25 декабря 2017 года.
  9. Соколова И. А. Государственный Эрмитаж. Голландская живопись XVII—XVIII веков: каталог коллекции: в 4 т. — СПб. : Изд-во Государственного Эрмитажа, 2017. — Т. 2. — С. 141—144.
  10. от 15 июля 2018 на Wayback Machine ; Standen E. A. European Post-Medieval Tapestries and related Hangings in The Metropolitan Museum of Art. — NY, 1985. — Vol. I. — P. 806—807.
  11. от 15 июля 2018 на Wayback Machine ; от 15 июля 2018 на Wayback Machine .
Источник —

Same as Пророчица Анна и ребёнок