Interested Article - Клинцовско-Новозыбковская епархия

Клинцовско-Новозыбковская епархия ( Клинцовско-Ржевская епархия ) — историческая епархия Русской православной старообрядческой церкви , существовавшая в 1954—2004 годах.

История

В состав епархии были включены Стародубье и Ветка — исторические центры дореволюционного старообрядчества. В дореволюционной России они располагались на пограничных территориях Черниговской и Могилёвской губерний , где находилось свыше 30 старообрядческих поселений. Ныне их территория соответствует нынешним сопредельным территориям юго-западных районов Брянской области Российской Федерации и северо-восточным районам Гомельской области Республики Беларусь . Стародубье являлось центром старообрядческого предпринимательства, меценатства, иконописания, книгописания, старообрядческой полемики, религиозного шитья и вышивки. Старообрядцы-предприниматели создали в городе Новозыбкове производство спичек, в посаде Клинцы — суконное производство. Старообрядцы Стародубья и Ветки занимались промыслами и торговлей .

На основании Указа « об укреплении начал веротерпимости » императора Николая II и последующих документов правительства в России началась регистрация старообрядческих общин как юридических лиц. Период 1905—1917 годов вошёл в историю старообрядчества как «золотой век», в продолжении которого старообрядцам Стародубья удалось построить не только новые храмы, но и отреставрировать свои старообрядческие монастыри: Преображенско-Никольский, Иоанно-Предтечиев (Красноборский) .

12 июля 1912 года во епископа Новозыбковского и Гомельского был поставлен епископ Флавиан (Разуваев) , управлявший епархией до смерти 27 июня 1933 года .

В 1928 году началось закрытие храмов епархии. До 1930 годов духовная жизнь сохранялась в Иоанно-Предтечиевом Красноборском , Преображенско-Никольском Клинцовском, Каменско-Успенском женском скитах, Воронокских мужских скитах. Большинство священников в данный период подверглось репрессиям со стороны органов советской власти и конфискации имущества . В результате этой активной антирелигиозной кампании, проведённой местными органами советской власти, уже к 1940 году на территории Гомельщины были закрыты все старообрядческие храмы и молельни. В 1930-х годах происходило уничтожение старообрядческих церквей и монастырей города Клинцы. В это же время «в Покрово-Никольском храме была открыта пекарня, в Вознесенской церкви — склад зерна, в Преображенской — детский сад, в Покровской, рядом с Троицкой, — после войны устроили театр, а позже — склад Клинцторга» .

В годы Великой Отечественной войны произошло возрождение старообрядческих общин Стародубья и Ветки — в Клинцах, Новозыбкове, Гомеле открылись храмы, в них совершалось общественное богослужение. После освобождения этой территории от оккупантов необходимо было возрождение священнического служения. В священники были рукоположены люди, не запятнавшие себя в период оккупации сотрудничеством с захватчиками .

Епископ Русской православной старообрядческой церкви Геронтий (Лакомкин) , совершивший в августе 1948 года поездку в Клинцы, Новозыбков, Мильчи, Гомель, докладывал архиепископу Иринарху, что 14—15 августа 1948 года состоялось богослужение в Рождественско-Никольском храме Новозыбкова, которое было проведено им в сослужении настоятеля храма Феодора Щербакова и священника Игнатия Абрамова. « Литургия совершена соборне, а после литургии сказано слово о молитве, о почитании святых храмов, об исполнении святых обетов, данных нами при святом крещении, с призывом ко всем к честному труду, что быть лучшими гражданами своей родины». Епископ Геронтий отмечает в новозыбковском храме наличие церковного совета, хорошее пение, ремонт, образцовую чистоту, убранство храма. Особое впечатление осталось у епископа Геронтия от пребывания в Клинцах. «Храм был переполнен молящимися и за всенощной , и за литургией. Певцы пели очень хорошо. Славники все нараспев и „ Свете тихий “ и „Святым Духом“ демеством. За литургией „Единородный“ демеством и почти вся литургия демеством. На молебне весь канон пели нараспев. Подлинная старина, чинность и порядок, в чём ясно видна деятельность и заботливость настоятеля святого храма прот[оиерея] о. Максима Малеванкина»

Клинцовско-Новозыбковская епархия была учреждена 17 марта 1954 года решением Совета архиепископии. В состав епархии вошли Клинцы, Новозыбков, Святск Брянской области , деревня Малая Липка Смоленской области , Добрянка Черниговской области , Гомель . Правящим архиереем был назначен епископ Вениамин (Агальцов) .

21 октября 2004 года на Освященном соборе в Москве принято решение «Клинцовско-Ржевскую епархию впредь именовать Санкт-Петербургской и Тверской » .

Епископы

Примечания

  1. , // Вестник Костромского государственного университета. — 2016. — № 6 . — С. 27—31 .
  2. Кочергина М. В. // Вестник Костромского государственного университета. — 2019. — № 3 .
  3. , с. 295—298.
  4. , с. 99.
  5. Архив новостей за 2004 год . semeyskie.ru (26 октября 2004). — «Было также Клинцовско-Ржевскую епархию впредь именовать Петербургско-Тверской и избрать на эту кафедру Амвросия, епископа Аугсбургского и всея Германии правящим архиереем Петербургско-Тверской епархии с титулованием его епископом Петербургско-Тверским». Дата обращения: 18 декабря 2020. Архивировано из 24 октября 2017 года.
  6. . Дата обращения: 18 декабря 2020. 23 февраля 2020 года.

Литература

  • Боченков В. В. Старообрядчество советской эпохи. Епископы Русской Православной Старообрядческой церкви. — М. : Вече, 2019. — С. 96—100. — 320 с. — (Историческая литература). — ISBN 978-5-4484-0925-7 .
Источник —

Same as Клинцовско-Новозыбковская епархия