Вавилонская башня (сайт)
- 1 year ago
- 0
- 0
Вавилонская экономика базировалась на сельском хозяйстве и торговле . Расположение царства способствовало развитию ряда отраслей экономики. Так, будучи посредником в торговле между государствами к северу и югу от Месопотамии, держава активно торговала с соседями. Благодаря почве региона и хорошо организованной сети ирригационных каналов было развито земледелие. Восстановить картину хозяйственной жизни Вавилонии позволяют древние документы, в числе которых и свод законов Хаммурапи .
В Вавилонии не было камня, металлов, древесины. Это сырьё вавилоняне приобретали с помощью торговли или завоевательных походов в соседние государства. Так, чтобы получить доступ к лесу и камню, правители устраивали экспедиции на Синайский и Аравийский полуострова , в Ливан . Недра страны были богаты нефтью . Это было известно её жителям — они пользовались нефтью для заправки светильников , а асфальтом и битумом — при кладке кирпича .
Камень потерял значение одного из основных материалов для производства орудий труда. Но из камня продолжали изготовляться идолы, царские статуи, стелы с дорогими надписями. Его использовали в строительстве. Применялись алебастр, известняк, базальт, драгоценные и полудрагоценные породы .
Дерево было редким и дорогим. Древесина финиковых пальм , тамарисков , сикомор шла на бытовые поделки. Для изготовления более ценных вещей использовалась привозная древесина кедра, дуба, бука .
Пойменная почва Месопотамии, удобряемая и орошаемая водами Тигра и Евфрата, способствовала развитию земледелия. Вспашка производилась с помощью тяжёлого плуга, в которого впрягали быков. На распространение рабского труда указывает тот факт, что в плуг иногда впрягали людей .
Развитие земледелия определялась искусственным орошением. Царь Хаммурапи уделял большое внимание ирригации. По его приказу был построен канал Нар-Хаммурапи — «богатство народа, приносящее изобилие воды Шумеру и Аккаду». Поддержание в порядке всей оросительной системы было обязанностью государства, каждый участок в отдельности содержали в порядке общины. В многочисленных письмах царь возлагал материальную ответственность на чиновников за орошение земель .
Для начала работы в поле вавилоняне орошали его. Затем пригоняли быков, топтавших землю. После этого поле боронили и рыхлили. Все комки разбивались молотками. Эта работала требовала тяжелого труда и большого количества работников. Она длилась десять дней и выполнялась как днём, так и ночью. Сев происходил при помощи плуга-сеялки, рядом с которым шёл человек с мешком ячменя, кидавший через определённые промежутки времени. Когда ячмень начинал прорастать, крестьянин обязался помолиться богине сельскохозяйственных вредителей и принимал меры по разгону птиц. Далее он должен был полить всходы три раза на строго определённых стадиях. Крестьянин мог полить их в четвёртый раз в случае, когда опасность грибкового заболевания миновала .
Важное значение в хозяйстве царства имело разведение скота. Луга и степи региона были прекрасными пастбищами, где паслись стада. Государственная власть охраняла интересы богатых скотоводов. Значительная часть скота была сосредоточена в руках нескольких богачей, отдававших его внаём простым вавилонянам. Наниматель скота был ответственным за нанятых им животных и обязывался возмещать их хозяину убытки в случае причинения им ущерба, например, повреждения рогов или глаз. Пастухи также несли ответственность за изменения клейма или продажу украденного животного .
Географическое положение Вавилонии способствовало значительному развитию торговли. Так как Вавилонское царство было аграрным государством, из него вывозили продукты сельского хозяйства. В 104-й и 237-й статьях кодекса Хаммурапи среди таких товаров указываются хлеб, масло и финики .
Крупнейшими торговыми центрами царства были Вавилон и Сиппар . Так как Сиппар был центром шерстоткацкого производства, отсюда вывозились шерстяные ткани. Из Вавилонии в Элам вывозились финики, масло и зерно, а завозились медь и серебро. Также велась оживлённая торговля с Ассирией , где закупались свинец и прочие металлы. Находки вавилонских цилиндрических печатей в развалинах Библа и на Крите позволяют предположить, что вавилоняне торговали с финикийцами. Особым видом торговли была продажа рабов, привезённых из горного региона. Согласно одной из надписей, торговец должен был получить масло за то, чтобы он привёз невольников .
Помимо внешней, была широко распространена внутренняя торговля. Такие товары, как дерево, кирпич и металлы, перевозились по рекам и каналам. Наряду с Вавилоном и Сиппаром, в этой торговле участвовали Ниппур и Ларса .
Крупная торговля была сосредоточена в руках государства и богачей «тамкаров». «Тамкары» вели торговлю по поручению царя, контролировавшего, в первую очередь, внешнюю торговлю. Деятельностью «тамкаров» руководили чиновники «вакиль тамкары» .
Торговые сделки на сельскохозяйственные продукты совершались на специальных рынках. Стоимость различных продуктов зависела от общих хозяйственных условий и времени года. При Сингашиде серебро стоило в 600 раз дороже меди и в 720 раз дороже шерсти. При царе Хаммурапи Вавилония вела войны с соседями, что не могло не сказаться на общем положении хозяйства страны. В этот период шерсть и зерно стоили вдвое дороже, чем во время правления Сингашида .
В отличие от земледелия, ремесленный труд не пользовался уважением. Отрицательное отношение к ремесленникам вызывало то, что их ряды регулярно пополнялись пленными и рабами. Рабы-ремесленники ценились выше, чем не имевшие специальности, так как позволяли хозяевам обогащаться. Такие рабы должны были выплачивать владельцам дань и часть дохода .
Дошедшие до нас документы об обучении ремёслам заключались в главных производственных центрах государства — Вавилоне и Сиппаре . Но и в этих городах не было крупных ремесленных предприятий .
Керамические изделия, часто имевшие зеленоватый оттенок из-за чрезмерного обжига , производились специалистами- гончарами . Для обжига глины применялись двухъярусные печи, где поддерживалась температура не ниже 1200°С. Многообразие узоров и форм указывает на значительное развитие керамики .
В древней Месопотамии было также распространено ремесло стекольщика . Известны несколько клинописных текстов, в которых даются инструкции по изготовлению стекла. Самый ранний текст датируется 1700-м годом до нашей эры, хотя традиции создания стекла и глазури существовали задолго до того. Вавилонские технологи изготавливали глазурированные сосуды различных типов и цветов с помощью добавления ингредиентов. Получив стекло , стекольщики должны были размягчить прутья и обвить ими сердечник. Затем поверхность сосуда подвергалась тепловой обработке .
Вавилонская медицина сильно зависела от религии. Каждый лекарь принадлежал к определённой группе жрецов и проживал в храме. В случае надобности больные обращались в храм, направлявший к врачам требуемой специализации. Существовали два основных направления врачевания — «заклинающие» и практикующие врачи. Врачи несли ответственность за неблагоприятные результаты лечения. Так, статьи 215—225 кодекса Хаммурапи касаются правовой стороны врачевания. В статьях 218 и 219 указаны основания для наказания врачей. Возможно, именно угрозой применения суровых мер в отношении лекарей можно объяснить то, что их число было значительно меньше тех, кто при лечении полностью полагался на заклинания .
Найдено множество записей, в которых подробно описываются симптомы различных болезней. Например, насморк, кровотечение из носа, лихорадка. Уже во времена Хаммурапи медицина подразделялась на несколько отраслей: хирургию, лечение глаз и т. д. Помимо лекарств в борьбе с болезнями использовались притирания, массаж, промывания. Слово «врач» буквально значило [ на каком языке? ] «знающий воду», что связано с частым употреблением в вавилонском культе воды и масла .
Предполагается, что рабство как институт впервые появилось в Месопотамии в конце IV тысячелетия до нашей эры. Первыми рабами были военнопленные . Многие из них выполняли такие работы, как строительство каналов, дорог, возведение зданий. Рабы передавались по наследству .
Рабство было частью экономической и социальной системы древней Вавилонии, в которую входили три сословия — общинники (в законах представитель этого класса именуется «человек» — авилум аккад. awīlum ), царские люди (мушкенум — аккад. muškēnum ) и рабы ( вардум — аккад. wardum ). Его регулировали законы Хаммурапи. Свободный человек мог быть продан в рабство в случае, если он не мог выплатить долг. В дальнейшем члены его семьи могли быть отправлены работать в дом кредитора в качестве рабов; максимальный срок составлял три года .
Хотя вавилоняне относились к рабам как к товару, те были наделены определёнными правами. Так, раб мог жениться на свободной женщине, владеть имуществом, а иногда и приобрести свободу за деньги .
Во 2-м тысячелетии до н. э. некоторые люди, неспособные прокормить своих детей, оставляли их в корзинах на городских стенах или близ рек, так что любой мог подобрать их и сделать рабами .
Из-за увеличения числа невольников и частых побегов, за ними следили органы царской власти. Есть предположение, что особые учреждения занимались регистрацией права вавилонян на рабов. Для защиты интересов рабовладельцев невольников клеймили: цирюльник, являвшийся профессиональным клеймовщиком рабов, делал им отметки на выбритой голове .
В 1-м тысячелетии до н. э. структура вавилонского общества значительно усложнилась. Богатые вавилоняне владели сравнительно большим количеством рабов, нежели в предыдущие периоды. Число принадлежавших им невольников могло достигать сотни, нередко представители среднего класса имели до пяти рабов .
В Нововавилонский период некоторые рабы владели землёй, в том числе и крупными полями. В записях на глиняных табличках говорится о том, что они выращивали ячмень , кунжут , пшеницу , лён , горчицу . Всё это им позволялось в случае выплаты хозяину определённой суммы .
Однако с развитием экономики прежний институт домашнего рабства начал отмирать. Увеличилось число «частных» рабов, отличавшихся от царских и дворцовых. Особым было положение рабов храмовых. Они были потомственными невольниками и оставались таковыми даже в случае, если мать не была рабыней .
Население царства должно было выплачивать ряд налогов, в том числе с финиковых садов, полей кунжута и рыбацких общин. Также взимались подати серебром и натурой. Всё это, попадая в царскую сокровищницу, составляло царское имущество, которое, как и храмовое, особо охранялось законом .
После смерти царя Хаммурапи страна начала приходить в упадок. На юге царь Исина основал собственное государство и начал борьбу с Вавилонией. С востока к ней приближались горные племена касситов. Завоеватели подчинили себе Шумер и Вавилон. О положении царства во времена господства касситов повествуют надписи на межевых камнях («кудурру»). Обычно это были указы царя о передаче участка земли какому-либо лицу. Раздав землю своим вельможам, касситы желали укрепить аристократическое землевладение. Поэтому в надписях «кудурру» часто сообщалось о том, что тот или иной земельный участок освобождался от повинностей и натуральных податей в пользу царя .
Касситы правили в Месопотамии пять сотен лет. Завоеватели переняли вавилонскую культуру, веру, письменность и язык. Касситские правители называли себя «любимцами Мардука» и принимали меры для усиления шумерских и вавилонских жрецов. Они поручали Ниппурскому храму собирать подати зерном, финиками, маслом, скотом. При этом земли, принадлежавшие храмам (таким, как храм Мардука), освобождались от выплаты налогов .
В VI веке до нашей эры, после завоевательных походов Навуходоносора II , в Нововавилонском царстве стали появляться первые банки . С того времени финансовыми операциями стали заниматься не только храмы, но и частные лица. Для вавилонской экономики этого периода характерно господство крупных торговых домов .
Деловым домам Вавилонии были известны векселя и залоговые документы. Ссудные договоры записывались на глиняных табличках. Если заёмщик имел хорошее положение, то он возвращал определённое количество серебра с маржей от 20 до 30 % годовых. Менее состоятельные заёмщики были вынуждены проставлять под залог участок земли или раба. Залог оставался в собственности банка в случае невозвращения кредита .
Одним из известнейших был деловой дом сыновей Эгиби . Вопреки предположениям некоторых исследователей, его основатель был вавилонянином, а не евреем. История банка началась с разорения богача Набу-аплу-иддина. Он обратился к ростовщикам, согласившимся давать ему взаймы в течение 15 лет. В 561 году до нашей эры богач объявил себя банкротом, после чего его имущество приобрёл Набу-аххе-иддин, рассчитавшийся с кредиторами. С теми, кто взял имущество в залог, он расплатился полностью, а тем, у кого были лишь долговые обязательства, он либо выплатил половину, либо не стал платить вовсе. В результате он настолько разбогател, что открыл банк Эгиби . Торговый дом просуществовал несколько столетий, до конца периода персидского господства. Его архив содержит тысячи глиняных табличек, из которых можно узнать о деятельности этого дома, в числе которых купля-продажа рабов, земель, множество ростовщических операций. Согласно А. А. Мартиросян, важнейшей функцией банка Эгиби были выдача ссуд, хранение вкладов и торговый кредит . Благодаря одному из текстов можно выяснить, что банку принадлежали десятки зданий и сотни невольников .
Другой крупный банк Вавилонии появился [ когда? ] в Ниппуре. Им был . Наряду с домом сыновей Эгиби, эта организация могла держать в своих руках немалую долю торговых оборотов и оказывать влияния на хозяйственную жизнь государства. Представители этого дома вели хозяйство в богатых персидских поместьях. Согласно документам, «Сыновья Мурашу» разделили своё имущество, среди которого были 3 строительных участка и 96 рабов. Другие вавилонские банки владели не меньшими богатствами . Торговый дом Мурашу прекратил существование в 417 году до н. э. из-за действий персидской власти .
Банковское дело в Вавилонии было тесно связано с земледелием, торговлей и рабовладением. Хозяева вавилонских торговых домов не были профессиональными банкирами, в то время в царстве не было термина для обозначения этой деятельности. В Новой Вавилонии банковское дело ещё не успело выделиться в отдельную профессию. Для таких династий, как Эгиби, она была лишь одним из дополнительных способов обогащения . По уровню развития кредитных операций с Вавилонией могли сравниться лишь Египет и некоторые финикийские города. Древняя Греция и Рим достигли его гораздо позже. Но при этом не следует переоценивать вавилонское денежное обращение, так как общественные отношения страны сохраняли специфику хозяйства государств Древнего мира .