Interested Article - Дхармапала

Буддизм
Практика
Дхамма

Дхармапа́ла ( санскр. धर्मपाल dharmapāla; пали dhammapāla ; тиб. ཆོས་སྐྱོང་ , Вайли : chos-skyong , тиб. пиньинь : Qögyong , чокьёнг ; кит. трад. 護法神 , упр. 护法神 , пиньинь hùfǎshén , хуфашэнь , яп. 護法善神 гохо:дзэндзин , — «защитник дхармы »; монг. сахиус , бур. сахюусан — «защитник, хранитель») — гневное божество в буддийской мифологии , защищающее Учение и каждого отдельного буддиста.

Группа дхармапал в пантеоне разграничена нечётко, среди них нередко перечисляются идамы , дакини и местные божества народов, у которых распространялся буддизм.

Тибетско-монгольская традиция

В Тибете наряду с калькированным термином «дхармапала» — чокьёнг ( тиб. ཆོས་སྐྱོང་ , Вайли chos-skyong ), употребляют «драгшед» ( тиб. དྲག་གཤེད , Вайли drag-gshed ), переводимый как «ужасный, гневный палач», от которого происходит монгольский термин «докшит». Также дхармапал именуют ангелами-хранителями .

В монгольской традиции количество докшитов было вариативным: от 4 до 10. Самыми известными были Охин-тенгри , Джамсаран , Шара Дар-эхе , Эрлик-хан ( Яма ) , Очирвани .

Происхождение

В буддийской мифологии имеются легенды о том, как демоны магической силой святых были обращены в дхармапал. Так, Падмасамбхава покорил множество божеств тибетской религии бон , которые до этого препятствовали распространению буддизма в Тибете.

Ритуалы

Культ дхармапал выражен в ритуальных костюмированных представлениях цам , в которых монахи-танцоры надевают деревянные маски божеств c париками и изображают их подвиги. Эти представления-мистерии приурочены к празднованию буддийского нового года и отдалённо напоминают китайский танец льва . Танцы исполняются под музыкальное сопровождение на открытом воздухе, чаще во дворе монастыря или храма . Вне праздников поклонения драхмапалам выражаются в мантрах и подношениях их изображениям ( танка ) в посвящённых им храмах ( бур. Сахюусан-сумэ ).

Иконография

Иконография дхармапал корнями уходит в индийское религиозное искусство, в культ танцующего многорукого бога Шивы и его супруги Кали . Божества изображаются низкорослыми, мускулистыми, их оскаленные пасти готовы проглотить врагов веры, их злобные лица выражают отвращение к мирским благам, их могучие мускулы означают способность победить зло. Они все трёхглазы, причем глаза их широко раскрыты и налиты кровью.

Классификация

Первоначально выделяли четырёх дхармапал — хранителей четырёх сторон света :

Некоторые исследователи предлагают разделить дхармапал на две подгруппы ( и локапалы ), однако и в этом случае за пределами классификации остаётся некоторое число дхармапал.

Классический тибетский список содержит имена 8 дхармапал :

Имя Синоним Цвет Атрибуты
Ямантака Shinje Shed тёмно-синий рога
Хаягрива Tamdrin , Дамдин красный тигровая юбка, корона из 5 черепов
Махакала Nagpo Chenpo тёмно-синий тигровая юбка, корона из 5 черепов
Палдэн Лхамо Шри Деви , Охин-Тэнгри тёмно-синий три глаза, тигровая юбка, корона из 5 черепов, мул
Джамсаран Prana Atma , Begtse красный три глаза, корона из 5 черепов,
Кубера Намсарай , Виттешвара , Вайшравана белый два глаза, знамя, белый лев, мангуст
Яма Чойджал , Номун Хан , Эрлик тёмно-синий голова быка, рога, три глаза
Пехар Махапанчараджа , Белый Брахма , Таван хаан белый птичья голова

Также к числу дхармапал относят Экаджати и Ваджрасадху .

Примечания

  1. Дата обращения: 2 июня 2014. 4 ноября 2014 года.
  2. . Дата обращения: 26 июля 2023. 28 января 2023 года.
  3. . Дата обращения: 26 июля 2023. 6 февраля 2023 года.
  4. Дата обращения: 2 июня 2014. 26 октября 2014 года.
  5. . Дата обращения: 1 июня 2014. Архивировано из 4 ноября 2014 года.
  6. Chögyam Trungpa, Visual Dharma, Berk.-L., 1975, p. 22-23
  7. . Дата обращения: 1 июня 2014. 5 ноября 2014 года.

Ссылки

Источник —

Same as Дхармапала