Снытина, Наталья Анатольевна
- 1 year ago
- 0
- 0
|
Стиль этой статьи
неэнциклопедичен или нарушает нормы литературного русского языка
.
|
|
Эту статью необходимо
исправить в соответствии с
правилом Википедии об оформлении статей
.
|
Федор Аристович Струве (1816—1885) — доктор классической филологии , профессор римской словесности и древностей в Казанском университете и классической филологии в Новороссийском университете .
По происхождению датчанин . Родился во Фленсбурге 12 мая 1816 года. В детстве вместе со своим дядей К. Я. Струве переселился в Дерпт ; позже (в 1832—1837 годах) в местном университете слушал лекции, окончив его курс со степенью кандидата. В последующем был преподавателем в местной гимназии с 1840 года.
В декабре 1843 года Струве защитил диссертацию «Emendationes et observationes in Quinti Smyrnaei Posthomerica» и получил степень магистра философии в Петербургском университете .В начале следующего года был переведен учителем латинского языка в первую гимназию Казани, где в мае был допущен к временному преподаванию и в университете сначала латинского языка, а затем римских древностей и римской литературы с разбором авторов. 15 марта 1846 года, по защите в Петербургском университете диссертации «De argumento carminum epicorum quae res ab Homero in Iliade narratas longius prosecuta sunt» ( СПб. , 1846 г. и «Учен. Записка Казан. Унив.», 1850 г., кн. 2), он получил степень доктора философии и классической филологии, вскоре после чего был избран в старшие учителя, а в 1851 году — адъюнктом Казанского университета по кафедре римской словесности; с следующего года он был уже экстраординарным профессором по той же кафедре и с 1855 года — ординарным профессором и назначен деканом историко-филологического факультета.
Вследствие столкновения со студентами, предложившими ему оставить кафедру, Струве в конце 1860 года прекратил чтение лекций, а возобновлением их с января 1861 года вызвал новый протест со стороны студентов, за которым последовало приказание министра исключить главных зачинщиков и предложение попечителю «поставить на вид профессору Струве отсутствие благоразумия и такта в его действиях». Вскоре после того Струве был уволен от службы (в октябре 1862 года) с полной пенсией и назначен преподавателем латинского языка в третью Петербургскую гимназию , где он оставался до 1865 года, когда был назначен профессором по кафедре греческой филологии в только что открытый Новороссийский университет . Здесь он стал читать греческий язык на всех 4 курсах, а для специалистов ещё греческие древности и греческую литературу. Лектором он считался, однако, не из лучших, и аудитория его нередко вмещала в себе всего 2—3 человека, но за доброе отношение к студентам его любили.
С 1 июня по 1 октября 1868 года он был командирован советом Новороссийского университета в Афины, Париж, Рим и Германию, главным образом для установления ученых сношений с представителями археологии за границей, с целью всестороннего изучения остатков древнегреческой цивилизации на северном побережье Чёрного моря — задача, ближе всего касавшаяся Новороссийского университета. Кроме того, ему было поручено приобретение различных предметов для университетского музея древностей и изящных искусств.
Путешествие своё Струве описал в своих «Путевых заметках», напечатанных в «Записках Императ. Новороссийского Университета» за 1868 год (т. III, стр. 463—516), под заглавием: «Отчет ордин. профессора Ф. А. Струве о командировке его в Афины, Рим, Париж и Германию».
В 1870 году, по окончании 25-летнего срока его службы, он был избран Советом университета ещё на 5 лет, но лишь незначительным большинством. Обиженный этим, Струве не согласился остаться в университете и 3 августа 1870 года был назначен заведующим гимназией при историко-филологическом институте в Петербурге. Должность эту он занимал до 1877 года, когда вышел в отставку и поселился в Риге, где и скончался 22 декабря 1885 года.
Кроме вышеупомянутых двух диссертаций и «Путевых заметок», Струве принадлежат ещё следующие работы:
Несмотря на неуспех лекций Струве, страдавших сухостью и какою-то жесткостью изложения, его труды, тем не менее, заслуживают серьезного внимания археологов; ими интересовались и их ценили такие авторитетные специалисты как Ричль, Кэхли, Шнейдер, Бергк и др.