Илоканский язык
- 1 year ago
- 0
- 0
Ло́ка ( IAST : loka ) — в индийской культуре философское понятие пространства . Трактуется как «измерение», «обитель» или «уровень бытия». Используется как в религиозной философии индуизма , так и в индийской мифологии , где лока — мир , небо , одно из делений вселенной . Ведийская традиция выделяет трёхуровневую Вселенную — трилока (небо, земля и преисподняя). Другие индусские классификации насчитывают семь лок, исключая ад (преисподнюю).
Тогда как Локалока («лока» + «алока» = «мир и немир») — в индийской мифологии сказочный горный пояс, отделяющий видимый мир от царства тьмы. Другое название Локалоки — Чакравада или Чакравала («круг»).
В упанишадах были выделены семь высших лок при описании птицы Хамса (священный лебедь), порождающей Вселенную.
1. Слог «A» считается её (птицы « Ом ») правым крылом, «У» — левым; «М» — её хвост; и ардха-матра (половина стихотворного метра), как считают, — её голова.
2. ( Раджасические и тамасические ) качества ( гуны ) — её (мерные) стопы; саттва — её туловище; дхарма — её правый глаз, а адхарма — левый.
3. Бхур-лока расположена в её стопах; бхувар-лока — в её коленях; свар-лока — в её пояснице; а махар-лока — в пупке.
4. В её сердце расположена джана-лока; тапо-лока (тапар-лока) — в её горле, а (ту) сатья-лока расположена (вьявастхита) на лбе (лалаата) в центре между (мадхья) бровями (бхрувор) .
В дальнейшем система Лока была усложнена. В пуранах количество лок увеличивается до четырнадцати, с разделением по семь в верхнем и семь в нижнем мирах, которые связаны через низший из верхних миров — земной, с материком , в середине которого находится мифологическая гора Меру . В верхнем мире, обители богов , святых и людей представлены те же локи, что в упанишадах, сверху вниз:
В нижнем мире обитают дайтьи , данавы , якши , наги и т. п. Однако в различных пуранах локи фиксируются по-разному. В Падма-пуране преподносится перечень лок нижнего мира в следующей последовательности сверху вниз:
В Вишну-пуране перечень и последовательность лок нижнего мира иные:
Семиричные локи предлагалась философским направлением индуизма — санкхьей . Так, в комментариях к Санкхья-карике среди «верхних» миров упоминаются сверху вниз миры:
Философские школы Веданта и Санкхья иногда признают восемь лок, или областей материального существования :
В культурах, родственных или происходящих от индуизма встречаются следующие списки лок.
В буддизме 6 лок разделены на 3 верхних и 3 нижних мира, каждый из которых является частью одного из трёх миров — мира желаний, остальные 2 — мир форм (населен богами с формой) и мир не-форм (боги без формы).
В классическом комментарии на йога-сутры Патанджали , Вьяса-бхашья, описывается следующая последовательность верхних миров, перечисляемая снизу вверх:
Далее следует непосредственно пятеричный Небесный мир, где, в свою очередь, выделяются:
и, далее, тройственный [мир] Брахмы, а именно:
Нижние миры в йога-сутре разъясняются таким образом:
Затем, сразу над [адом] Авичи , последовательно размещаются шесть ступеней Великого ада, опирающиеся на твердь, на воду, на огонь, на ветер, на акашу и на тьму, — Махакала , Амбариша , Раурава, Махараурава, Каласутра и Андхатамисра. Здесь рождаются живые существа, обреченные на мучительную и долгую жизнь и испытывающие [неисчислимые] страдания вследствие своей кармы.
— Комментарий Вьясы на 26 сутру третьей главы, «О совершенных способностях (Вибхутипада)»
То есть сначала упоминается нижний мир, ад — Авичи. Затем указываются шесть ступеней «сверху вниз».
Понятие локи было принято теософистами и встречается в трудах Елены Блаватской . В теософии существует понятие (мира камы или желаний) — своего рода астрального плана или временного состояния после смерти. Кама-лока описывается в учениях Блаватской, Ледбитера и Штейнера .
В современной веданте также присутствует влияние этих теософических идей — в некоторых течениях локи описываются в теософическом стиле как астральные планы.