Interested Article - Гуманистическая фотография

Эдуард Буба. «Маленькая девочка и осенние листья», 1946. Фотография находилась в экспозиции масштабной выставки гуманистического направления « Род человеческий »

Гуманистическая фотография ( фр. Photographie humaniste , англ. Humanist Photography ) — жанр фотографии, получивший распространение в Европе и, прежде всего во Франции, после Второй мировой войны . Тесно связана с документальной фотографией , оригинальным направлением которой является . Несмотря на то, что её представителей относят к так называемой Школе гуманистической фотографии ( англ. School of Humanist Photography ) и даже Французской школе гуманистической фотографии ( англ. French humanist photography school ), они не сформировали целостного направления, мировоззрения , не находились в формализованных, чётко определённых строгих границах одного движения .

Происхождение

Генезис жанра связывают с левыми французскими политическими движениями 1930-х годов и последовавшими после мировой войны стремлениями к преодолению её последствий, воздействию на чувства простых людей, передаче повседневных деталей жизни . По оценке искусствоведа Мартина Карузо, возникновение этого поджанра документальной фотографии вызвано реакцией на формалистические эксперименты модернизма, а также со стремлением к восстановлению после страданий и разрушений войны. К чертам гуманистической фотографии он отнёс сосредоточенность художественных интересов на жизни улицы, обыденных явлениях, недостатках общественного устройства, а также преимущественное использование чёрно-белой плёнки. В художественно-социальном отношении данный жанр искусства имеет некоторые общие черты с итальянским неореализмом в кинематографе . Искусствовед Дарья Панайотти выделяла следующие черты направления: «внимание к повседневной жизни, простому человеку; предпочтение документальной и прессфотографии как жанров, воплощающих идею о художественной самодостаточности и общественной самоценности фотографического медиа; подразумеваемая инкорпорированность снимков в большой нарратив , большую „картину мира“» .

Ведущие представители

К ведущим мастерам, отдавшим дань в своём творчестве гуманистической фотографии, относят Анри Картье-Брессона , Андре Кертеса , Августа Зандера , Робера Дуано , Эллиотта Эрвитта , Эдуарда Буба, Уильяма Юджина Смита . При этом вклад и идеи (см. ) Картье-Брессона признаётся наиболее весомым. Отмечая его роль в развитии фотографии Карузо писал: «Подобно многим современникам Картье-Брессон поставлял в популярные журналы своего времени изображения, говорившие об общезначимом состоянии человека, и запечатлевал примечательные и эмоционально привлекательные вещи в сценах, взятых из повседневной жизни» . Многие из представителей направления имели отношение к деятельности Magnum Photos — международного фотоагентства и агентства (кооператива) фотографов, ставящего своей целью распространение репортажных снимков в печати .

Титульная страница каталога выставки «Род человеческий»

Международное признание

Со временем фото гуманистической направленности завоевали популярность во всём мире, преодолев рамки послевоенной Европы. Распространению популярности способствовала масштабная специализированная выставка « Род человеческий » ( The Family of Man ), куратором который выступил Эдвард Стайхен . Её премьерный показ прошёл в 1955 году в нью-йоркском Музее современного искусства , после чего она была представлена во многих странах мира. Несмотря на обвинения в политической предвзятости, в частности, в отношении осуждения американского империализма периода Холодной войны , она получила значительный успех, была представлена во многих странах мира (в том числе и в СССР в 1959 году), где на ней побывали почти 9 000 000 посетителей . Международная версия отличалась большей пропагандистской направленностью как «отражение американского духа и американской системы ценностей», а семь из десяти её передвижных копий находились в ведении Информационного агентства США . Позже её экспонаты на постоянной основе оказались представлены в замке Клерво ( Château de Clervaux ) в Люксембурге, где родился Стайхен . В 2003 году коллекция фотографий «Род человеческий» была добавлена в реестр « Память мира » ЮНЕСКО , что явилось признанием её исторической ценности . Её значение также выразилось в том, что под её влиянием были созданы близкие по духу проекты, к которым можно отнести следующие: «À quoi jouent les enfants du monde?» в Невшателе («Во что играют дети мира»; 1959), «Vom Glück des Menschen» («О счастье людей», 1967), «Что есть человек?» (1964) . В 1980 году был создан Мемориальный фонд Уильяма Юджина Смита ( англ. W. Eugene Smith Memorial Fund ), который ежегодно награждает за достижения в области гуманистической фотографии авторов с «новаторским и интригующим взглядом на людей, занимающихся социальными, экономическими, политическими или экологическими проблемами» .

Оценки

Французский историк фотографии Андре Руйе ( Andre Rouille ) противопоставил гуманистической фотографии (Дуано, Картье-Брессон, Себастьян Сальгадо), последовавшую за ней — «гуманитарную». Если для первой характерны темы «работы, любви, дружбы, солидарности, праздника, детства», то для второй — «катастрофа, страдание, нищета, болезнь». «В гуманистическом мире доминировали люди: часто эксплуатируемые и бедные, они всегда были в работе, в борьбе, в действии или на отдыхе — то есть в жизни. Гуманитарная изобразительность, в свою очередь, сохраняет только исключённых из общества потребления , обессиленных жертв его дисфункций, людей, раздираемых своим страданием, асоциальных, лишённых окружения и среды», — писал Руйе .

Примечания

  1. .
  2. , с. 210—211.
  3. , с. 322.
  4. , с. 29.
  5. , с. 400—402.
  6. , с. 322—323.
  7. . Дата обращения: 7 ноября 2013. 25 января 2016 года.
  8. (англ.) . W. Eugene Smith Memorial Fund . Дата обращения: 10 июля 2022. 10 июля 2022 года.
  9. Rena Silverman. (англ.) . Lens Blog (1444863606). Дата обращения: 10 июля 2022. 10 июля 2022 года.
  10. , с. 175—176.

Литература

  • Панайотти, Дарья. Пропаганда и образ повседневности: парадигма гуманистической фотографии в СССР 1950-1960-х годов // / Сост. М. Неклюдова. — М. : Новое литературное обозрение, 2020. — С. 400—421. — 456 с. — ISBN 978-5-4448-1431-4 .
  • Фотография. Всемирная история = Photography: The Whole Story / Под ред. Д. Хэкинг. Перевод с английского Джулия Карризи. — М. : Магма, 2014. — 576 с. — ISBN 978-5-93428-090-2 .
  • Руйе, Андре. Фотография. Между документом и современным искусством = La photographie, entre document et art contemporain / Пер. с фр. М. Михайловой. — СПб. : Клаудберри, 2014. — 712 с. — ISBN 978-5-903974-04-7 .
  • Смит, Йен Хейдн. Главное в истории фотографии. Жанры, произведения, темы, техники = The Short Story of Photography: A Pocket Guide to Key Genres, Works, Themes & Techniques / Пер. с англ. А. Агапова; науч. ред. М. Доможилов, Ф. Доможилова-Каплан. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2021. — 224 с. — ISBN 978-5-00169-610-0 .

Ссылка

  • . EUSP .
Источник —

Same as Гуманистическая фотография