Interested Article - Орманди, Юджин
- 2021-02-21
- 2
Ю́джин [ источник не указан 479 дней ] О́рманди ( англ. Eugene Ormandy , настоящее имя Е́нё Орманди-Бла́у — венг. Ormándy-Blau Jenő ; 18 ноября 1899 , Будапешт — 12 марта 1985 , Филадельфия ) — американский дирижёр венгерского происхождения. В течение сорока четырёх лет являлся музыкальным руководителем Филадельфийского симфонического оркестра . Под его управлением Филадельфийский оркестр выпустил три золотые пластинки и получил две премии Грэмми .
Биография
Енё Блау родился в еврейской семье. Родители — Розалия и Беньямин Блау, зубной врач и скрипач-любитель . Обучался игре на скрипке с раннего возраста. В пять лет поступил в Венгерскую королевскую академию музыки, а через два года дал первый сольный концерт. В возрасте девяти лет поступил в класс известного скрипача Енё Хубаи и через пять лет академию окончил. В течение некоторого времени был концертмейстером Блютнер-оркестра в Германии, затем ездил с гастролями по всей Европе. Один из концертных агентов предложил ему перебраться в Нью-Йорк , однако, когда скрипач приехал туда в 1921 году , найти работу ему было крайне сложно. С трудом он смог получить место скрипача в оркестре кинотеатра « » в Нью-Йорке (снесён в 1968), куда его пригласил композитор Эрнё Рапе , и примерно к этому же времени относится его решение сменить свои венгерские имя и фамилию на американские. Сведения о происхождении его фамилии (Орманди) расходятся. Возможно, это было либо второе имя самого Блау при рождении , либо имя его матери .
В течение следующего года ему удалось выдвинуться в ряды первых скрипачей оркестра, а в сентябре 1924 впервые встать за его пульт из-за болезни дирижёра. В 1927 году Орманди принял американское гражданство и познакомился с меценатом Артуром Джадсоном, который помог ему найти работу дирижёра на радио, а позднее перебраться в Филадельфию , где молодой дирижёр на нескольких концертах заменил заболевшего Артуро Тосканини . Вскоре Орманди получил приглашение на пост главного дирижёра симфонического оркестра Миннеаполиса , который занимал в течение пяти лет и где получил большую известность, впервые записав сюиту Золтана Кодаи «Хари Янош» и оркестровую версию пьесы Арнольда Шёнберга « Просветлённая ночь ». В 1936 году Орманди возвращается в Филадельфию, где в течение двух лет дирижирует концертами попеременно с Леопольдом Стоковским , а после ухода последнего становится главным дирижёром и занимает эту должность вплоть до 1980 года . Под управлением Орманди Филадельфийский симфонический оркестр выдвинулся в число лучших симфонических коллективов мира, много гастролировал в Европе, Австралии , Южной Америке, Восточной Азии. В СССР первые гастроли прошли в 1958 году.
Браки
8 августа 1922 года Орманди женился на Стефани (Стеффи) Голднер (1896—1962) , которая приехала в Нью-Йорк в 1921 году из родной Вены, где она училась в Музыкальной академии. Вскоре после приезда в Нью-Йорк она заняла должность в кинотеатре «Капитолий», где Орманди был скрипачом. Более десяти лет она была арфисткой Нью-Йоркского филармонического оркестра , единственной женщиной в его составе . Позже эти двое выступали по радио WABC, где Орманди был одним из штатных дирижеров .
Осенью 1946 года пара рассталась. 15 мая 1950 года Орманди женился на Маргарет Фрэнсис Хилч (1909—1988) .
Творчество
Орманди обладал очень хорошей памятью и быстро запоминал все сочинения непосредственно по партитуре . Обычно при дирижировании он не пользовался ни палочкой, ни нотами. Звучание оркестра под его управлением отличалось чувственностью и точностью исполнения, и вскоре в среде музыкантов появилось такое понятие, как «Филадельфийский звук». Оркестр давал более ста концертов в год, везде имея большой успех и получая различные награды. Основу репертуара Орманди составляла симфоническая (Орманди не дирижировал в опере) музыка романтизма , импрессионизма и композиторов первой половины XX века ( Антонин Дворжак , Антон Брукнер , Клод Дебюсси , Морис Равель , Рихард Штраус , Карл Орф и др.). Орманди охотно исполнял сочинения русских и советских композиторов — П. И. Чайковского (Юджин Орманди стал одним из исполнителей реконструированной советским музыковедом Семёном Богатырёвым его Симфонии ми-бемоль мажор ), М. П. Мусоргского , С. С. Прокофьева , Д. Д. Шостаковича , Н. Я. Мясковского , Т. Н. Хренникова . Изредка дирижировал и более сложными по музыкальному языку сочинениями ( Ч. Айвза , А. фон Веберна ).
Под управлением Орманди состоялись мировые премьеры «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова , Третьего фортепианного концерта Белы Бартока , ряда произведений Пауля Хиндемита , Бенджамина Бриттена , Богуслава Мартину , Дариюса Мийо и других современных композиторов. В обширной дискографии Орманди выделяются записи Первого виолончельного концерта и Четвёртой симфонии Дмитрия Шостаковича , Десятой симфонии Густава Малера , а также многочисленные произведения американских композиторов: Сэмюэла Барбера , Уолтера Пистона , Уильяма Шумана и др. Всемирную известность приобрели записи Орманди Первого, Третьего и Четвёртого фортепианных концертов Рахманинова, в которых солирует автор.
Ссылки
- (англ.) на сайте Allmusic
Примечания
- (англ.) — 1996.
- (англ.) . American National Biography . Дата обращения: 13 сентября 2020.
- Facebook, Twitter, Show more sharing options, Facebook, Twitter, LinkedIn. (амер. англ.) . Los Angeles Times (13 марта 1985). Дата обращения: 13 сентября 2020. 24 апреля 2022 года.
- Mark Christopher Carnes. . — Oxford University Press, 2002. — 846 с. — ISBN 978-0-19-522202-9 .
- David Ewen. . — 1943.
- Rodriguez-Peralta, Phyllis W. Philadelphia Maestros: Ormandy, Muti, Sawallisch. — Philadelphia: Temple University Press.. — 149 с.
- “What Do You Want To Know?” // hiladelphia Inqurer. — 1938. — 1 сентября.
- Hoffman, Catherine. Mrs. E. Ormandy Musician-Adviser. — Paterson (NJ) Jewish Post, 19 November 1936.
- «Radio Programmes: Hello, Tara!» Brooklyn (NY) Standard Union , 18 April 1931.
- Orchestra Leader Weds Woman Flier. // New York Post. — 1950. — 16 мая.
- Климов П. А. Неоконченная симфония Чайковского — история и современность // Учёные записки Российской академии музыки имени Гнесиных. — Российская академия музыки им. Гнесиных, 2020. — Т. 1 (32) . — С. 15 . — ISSN .
- .
- 2021-02-21
- 2