В 1834—1835 годах
Р. Шуман
написал цикл фортепьянных пьес «Карнавал», программные названия которых намекали на некоторый сюжет. С музыкой Шумана связано наибольшее число балетных постановок.
Музыка Шумана была оркестрована группой русских композиторов (
Н. А. Римский-Корсаков
и другие) в 1902 году. Она исполнялась на благотворительных концертах в
Петербурге
дважды, в 1902 и 1908 году, в сопровождении танцев, но о танцевальной части этих представлений ничего не известно.
Одноактный балет-пантомима на эту же музыку 20 февраля 1910 был впервые поставлен
М. Фокиным
силами артистов
Мариинского театра
для благотворительного бала в Петербурге в зале, принадлежащем
А. Павловой
. Хотя балет видело не очень много людей, постановка сразу была оценена как выдающаяся. Права постановки у Фокина практически сразу закупили
С. Дягилев
для «
Русских Сезонов
» и
Мариинский театр
. Кроме того М. Фокин вспоминал, что права постановки у него закупили театры
Стокгольма
,
Копенгагена
,
Буэнос-Айреса
и многих частных антреприз. Таким образом постановка Фокина послужила основой для многих балетных спектаклей по всему миру. Русские Сезоны впервые показали спектакль в театральной постановке 20 мая 1910 в
Берлине
и 4 июня 1910 в
Париже
. Постановка на сцене Мариинского театра была осуществлена 6 февраля 1911. Сам М. Фокин восстановил спектакль в 1940 году в
Нью-Йорке
на сцене «
».
Художник с 1922 года жил в Париже и оформлять спектакль не мог. Использовались готовые декорации, возможно балета Карнавал постановки А. Горского (1913 год).
По другим источником постановку выполнил
Касьян Голейзовский
в Экспериментальном театре (филиале Большого театра)