Interested Article - Зеды

Зе́ды , зэды ( осет. Зæдтæ, Изæдттæ ) — обобщённое название в осетинской мифологии сверхъестественных духов , стоящих на низшей ступени в иерархии духовных существ.

Мифология

Зеды в осетинской мифологии и нартском эпосе совершают разнообразные действия. В более широком смысле это слово обозначает всё, чему следует приносить жертвы. Зедов великое множество и они делятся по роду своей деятельности на бесчисленные группы, каждая из которых выполняет только свойственное им действие. В нартском эпосе есть рассказ, как Уацилла за непослушание Богу приковал к луне Артауза , которого на луне охраняли зеды.

В отличие от других духовных существ дуагов или покровителей дзуаров , обладающих личностной сущностью (например, Семь дзуаров ), зеды не имеют собственных имён и потому они безличностны. Однако, люди, часто персонифицировали зедов, соотнося их существование со своей жизнью:

Осетины представляли жизнь духов по образу и подобию собственной. У духа должен быть где-то дом — скорее среди окружающей природы, чем в невидимом пространстве, — дом этот должен быть похож на дома людей; у духа должен быть род со всеми категориями представленных в нём существ — от законных сыновей до толпы прислужников. Вокруг, например, покровителя домашнего очага Сафы, должны быть наподобие римских «gens» .

Зеды — духовные существа — по своему происхождению противопоставлены людям, имеющим телесность, поэтому в нартском эпосе часто не делается различий между зедами, дзуарами и дуагами. Зеды постоянно воюют с нартами и многие из них гибнут от руки нартских героев, в частности Батрадза . Зеды приняли непосредственное участие в смерти Батрадза, а затем и всех нартов.

Примечания

  1. Ж. Дюмезиль, стр. 150

Источники

  • Ж. Дюмезиль, Осетинский эпос и мифология, Владикавказ, изд. Наука, 2001.
  • Дзадзиев А. Б., Этнография и мифология осетин, Владикавказ, 1994, стр. 58 — 59, ISBN 5-7534-0537-1


Источник —

Same as Зеды