Валаамская икона Божией Матери
- 1 year ago
- 0
- 0
Фа́тимская ико́на Бо́жией Ма́тери — почитаемая икона Богородицы , написанная в Санкт-Петербурге в 2006 году . Одна из самых чтимых икон Российской католической церкви византийского обряда и Римско-Католической церкви в России.
Дата празднования — 13 июля . В этот день произошло знаменательное явление Богородицы в португальской Фатиме. Тогда Богородица начала говорить о России XX века как о стране, сеющей заблуждение и преследующей Церковь, а также грядущем обращении России, которому было суждено исполниться после того, как святой Папа Иоанн Павел II посвятил Россию Непорочному Сердцу Богородицы 25 марта 1984 года .
Иконографически Фатимский образ восходит к типу Умиления, Невесте неневестной (а конкретно — к иконе « Серафимово Умиление », где также Богородица изображена без Младенца).
На оформление Фатимской иконы повлияли два основных типа изображений: образ Богородицы Фатимской, которая находится в маленькой часовне, построенной на том месте, где происходили явления ( ) и образ Непорочного Сердца Марии в Коимбре. Этот последний образ оказал наибольшее влияние на создание Фатимской иконы, потому что он более всего соответствовал иконографии Богородицы в связи с посвящением России Непорочному Сердцу.
Общими для обоих изображений являются немного удлинённая форма лика и всего образа Девы Марии, белый цвет её одеяния и мафория , чётки и висящий на груди шар — символы, которые были сохранены на иконе. От Коимбрского образа была взята кайма, идущая по краю мафория, и центральное расположение сердца, окружённого шипами (этот образ взят из видений фатимской визионерки - сестры Лусии де Жезуш ).
В результате была написана большая икона, достойная стать главной иконой в соборе - какими, например, часто являются Казанская или Владимирская иконы. Вместе с тем, основной характерной чертой иконы является то, что она полна света. Кайма также напоминает о том свете, который исходил от Богородицы во время явлений в Фатиме.Такие детали при создании статуй и изображении этих явлений предложила использовать сестра Лусия. А ведь именно Фатимская Дева была полна света, — того света, который, как говорил пастушок Франциск, «есть Бог». Благодатная — значит наполненная Господом, и в Фатиме она полна света: «Жена, Облечённая в Солнце» . С подобным подчеркиванием значения света на иконе согласен известный специалист по мариологии: по словам Стефано де Фьореса, свет, подобно золотой нити, связывает воедино все Фатимские явления .
Существует мнение, что первой иконой любого иконописца должна быть икона Преображения Господня – ибо иконописец должен понимать, что икона должна приближать мир божественный к миру человеческому, Фаворскому божественному свету, увиденному в сиянии белых одежд Преображенного Христа. Это замечание в полной мере относится и к иконе Фатимской Богородицы . Так, Папа Бенедикт XVI говорил о том, что ни Пресвятая Дева, ни мы не обладаем собственным светом, но получаем его от Христа: Его присутствие в нас вновь совершает тайну Неопалимой Купины . В духе восточной традиции свет на Фатимской иконе понимается как знак Божественной благодати, которая предает силу святым . Действительно, Фатимская Дева была полна света, - того света, который, как говорил святой Франциск из Фатимы, «есть Бог» .
В центральной части иконы расположен медальон со словом «сердце» в церковнославянском стиле.
Эту деталь предложил внести петербургский иконописец и создать данной иконы Иван Львович Гойдзь, чтобы преодолеть трудность, возникающую при изображении сердца на иконе, что православный взгляд воспринимает как нечто чересчур плотское. В то же время буквы, говорящие о реальности Сердца Марии, выражают ее символически, согласно иконографической традиции. В западном мистическом богословии существовало почитание Сердца Иисусова, основанное на идеях первохристианских веков .
Традиционно сердце понималось как центр сознания и чувственного восприятия человека. Это общее для Востока и Запада восприятие происходит от иудейской традиции, основанной на ряде псалмов, а затем мы находим следы той же традиции в Новом Завете. В XVII столетии во Франции это понимание преобразилось в почитание Сердца Иисуса в знак благодарности за любовь, которую Господь дает человечеству.
Это почитание распространилось благодаря святой Маргарите Марии Алакок , которая была свидетельницей видений Святейшего Сердца Иисуса. После этого появился и культ Непорочного Сердца Марии. С его распространением связывают имя святого Иоанна Эда .
Соответственно, традиция понимания сердца в богословии (общая для всего христианского мира) вполне оправдана с точки зрения православной религиозной психологии, но внешние характерные для западной иконографии «анатомические» формы этого почитания невозможны для нее - также и с Сердцем Марии . Однако, это ментальное понимание образа сердца в богословии не находило адекватного отражения в иконографии. Существовали и существуют иконы, где сердце изображается отдельно - как таковое. Но подобный анатомизм непривычен и неканоничен для восточной традиции. Фатимская икона решает данную проблему. На ней сердце обозначается словом "сердце" в сакраментальном виде его написания (с титлом и опущением гласной). Сердце, окруженное шипами, указывает на любовь Марии к людям и боль, причиняемую недостаточной любовью людей к Богу.
Как средство против этой боли Богородица предлагает нам чётки, которые Она держит в руках. Для оформления розария иконописец использовал минерал гематит (название которого происходит от греческого "haima" - кровь) – по-русски «кровавик». Иконописец изобразил их в фиолетовом цвете, отражая тем самым мысль о кресте, который должен нести каждый христианин, желающий следовать за Господом. Таким образом, эти чётки, окрашенные в фиолетовый цвет, представляют собой один из главных аспектов послания Фатимы, заключающийся в словах: «Молитва и покаяние».
Идея написать эту икону возникла во время поездки в Москву у священника Александра Бургоса в 2000 году, но окончательно проект стал вызревать лишь с конца 2002 года, когда отец Александр начал своё священническое служение в России:
«Первым делом я спросил мнение нескольких петербургских священников, монахинь и верующих, которые воодушевили меня на осуществление этого плана. Потом в течение года я занимался изучением иконографии Божьей Матери и существующих изображений Фатимской Девы» , — пишет в своей статье на сайте издательства «Белый камень» священник Александр Бургос.
Профессор Санкт-Петербургской католической высшей духовной семинарии «Мария — Царица апостолов» священник Игорь Чабанов представил отцу Александру Бургосу православного иконописца Ивана Гойдзя, выразившего готовность осуществить проект, и они оба принялись за работу с мыслью о том, что, если икона понравится католическому священнику и русскому мастеру, можно будет считать, что их совместная цель достигнута. Иконописец попросил благословения у духовника на написание иконы, занялся глубоким изучением существующей литературы о Фатиме, молился, пережил разные болезни, столкнулся со многими трудностями, но через полтора года работы закончил эту чудесную икону Фатимской Богоматери .
«В течение всего долгого времени создания иконы cестра Лусия получала фотографии, показывающие эволюцию процесса её написания. Хотя мне обычно отвечала настоятельница, я понимал, что она всегда показывала фотографии cестре Лусии, так как ответ был во множественном числе — „нам нравится“, и я продолжал начатое дело. Для того чтобы удостовериться в верности моего предположения, после смерти cестры Лусии я написал cестре Марии Селине, настоятельнице Коимбрского монастыря, спрашивая её: „Могу ли я сказать, что cестре Лусии икона нравилась?“ Она дала мне положительный ответ, подтвердив, что cестра Лусия видела фотографии и ей нравилось то, что делалось в Петербурге. Жаль, что она умерла, так и не увидев работу в законченном виде» , — рассказывает отец Александр Бургос.
24 июня 2006 года только что написанную Фатимскую икону освятил митрополит Архиепархии Божией Матери в Москве Тадеуш Кондрусевич. 13 июля 2006 года, в день памяти этого образа и фатимских явлений, икона была торжественно перенесена в приготовленную для нее небольшую часовню в церкви Иоанна Крестителя в Царском селе (Пушкине) . На церемонии присутствовали члены общины католического прихода византийского обряда Сошествия Святого Духа в Санкт-Петербурге. Католики латинского и византийского обрядов вместе молились розарием , участвовали в Святой Мессе и в конце спели акафист в честь Пресвятой Богородицы .
С 5 по 8 октября 2006 года в Санкт-Петербурге проходил Совет епископских конференций Европы. Собравшиеся епископы и кардиналы поклонились Фатимской иконе Божией Матери во главе с председателем СЕКЕ монсеньором Альдо Джордано. Президент епископской конференции Португалии поделился с собравшимися высокой оценкой данного образа. Это особенно важно, потому что именно в Португалии произошли явления Божией Матери, и с тех пор Фатима служит местом паломничества для миллионов людей, желающих прикоснуться к тайне этих явлений. Таким образом, благодаря этой иконе город Пушкин стал местом молитвы о церковном единстве .
С 2006 года в церкви Иоанна Крестителя в Пушкине проходят ежегодные богослужения перед Фатимской иконой - в день ее торжества 13 июля. До или после Мессы исполняется Акафист Пресвятой Богородице , который также включается в православную утреню праздника Похвалы Пресвятой Богородицы , всегда выпадающего на субботу 5-й седмицы Великого поста. Этот акафист становится все популярнее у католиков, а его исполнение является одним из условий для полной индульгенции (в соответствии с решением святого Папы Иоанна Павла II-ого). В Пушкине на данное торжество также принято проводить процессию вокруг храма с Фатимской иконой .
На иконе, кроме традиционных греческих букв MР ΘY, указывающих на Богоматеринство Марии, есть ещё две надписи.
Верхняя представляет собой заглавие иконы: «Образ Пречистой Владычицы нашей Богородицы Фатимской».
Внизу же слева большими буквами написано «Тобою Единство».
Эти слова напоминают нам об экуменической миссии иконы, созданной совместными усилиями католического священника и православного иконописца с целью создать такой образ, перед которым могли бы молиться как католики, так и православные. В ней выражены два важных экуменических момента — экуменизм Сердца Марии и экуменизм мученичества, — тесно связанные с посланием Фатимы.
«На самом деле, невозможно отрицать, что всех нас, живущих в России, особенным образом связывает любовь к Марии, так же как является очевидным, что все мы имеем своё место в Её Материнском сердце и все мы в нём объединены. Кроме того, призыв к единству, который заключает в себе эта икона, связан с экуменизмом того мученичества, о котором говорится в третьей тайне Фатимы, когда речь идёт о мученичестве Церкви в ХХ веке. Зная историю России и, в частности, то, как в тюрьмах советского ГУЛАГа мы — православные и католики — страдали вместе, впервые объединённые дружескими взаимоотношениями, никто не может сомневаться в том, что к мученикам, явившимся в видении фатимским пастушкам, относятся верующие обеих конфессий. Икона Фатимской Богоматери призвана, в этом смысле, служить единству Церкви в лице Марии, явившейся в Фатиме» , — пишет отец Александр Бургос.
Святилище Фатимской Божией Матери в Португалии
Один из списков этой иконы в 2007 году был благословлен кардиналом Анджело Содано, в то время государственным секретарем Святого Престола, в присутствии сотен тысяч паломников, после чего его выставили для поклонения в Фатимском санктуарии и ежегодно 13 июля его начали выставлять в Капелинье .
Мариинский центр в Донецке
Список иконы был освящен в Донецке латинскими и греко-католическими епископами региона, после чего в 2008 году было заложено святилище для иконы . Список из этого святилища благословил Константинопольский Патриарх Варфоломей .
27 февраля 2012 года в городе Кракове, в своей резиденции, Фатимскую икону Пресвятой Богородицы «Тобою единство» из Донецка благословил Его Высокопреосвященство, кардинал Станислав Дзивиш, архиепископ Краковский - экс-секретарь и ближайший помощник святого Папы Иоанна Павла II-ого .
Затем был создан Мариинский духовный центр Фатимской Богородицы в Донецкой области, а вышеупомянутая икона отправилась в паломничество по местам самых известных явлений Богородицы: в Назарет, Вифлеем, Иерусалим, Ченстохову, Лурд, Фатиму, Лорето и Влахерн .
Паломничество иконы продолжилось: она отправилась в Рим, Германию, Францию, Испанию и Португалию (вплоть до самой Фатимы). В 2011 году с донецким списком произошло настоящее чудо: на защитном стекле отразилась точная копия иконы .
Верховный архиепископ Киево-Галицкий, глава Украинской греко-католической церкви Святослав Шевчук часто дарит копии этой иконы своим высоким гостям, таким как кардинал Леонардо Сандри , бывший префект Дикастерии Восточных Церквей (ныне вице-декан Коллегии кардиналов ), а на некоторых международных встречах ставит ее в качестве главной иконы - например, на праздновании 580-летия Флорентийского собора в 2019 году во Флоренции .
Национальное святилище Царицы мира в селе Озерное в Казахстане
В 2017 году копия этой иконы посетила все католические приходы Казахстана, и в конце этого путешествия епископы России и Казахстана вместе с нунциями обеих стран и папским легатом посвятили пред ней эти страны Непорочному Сердцу Богоматери .
Новейшая история иконы
25 марта 2020 года началось паломничество Фатимской иконы по всем приходам России .В этот день епископ Преображенской епархии и ординарий для католиков византийского обряда в России Иосиф Верт объявил Год Пресвятой Девы Марии – Матери Слова Божия, в рамках которого и прошло это паломничество (со сбором средств для установки мозаики Фатимской иконы в Назарете) .
"Подобно тому, как в Кане Галилейской Дева Мария сказала слугам: Что скажет Он вам, то сделайте (Ин 2:5), в Фатиме Она призывала внимать словам Христа там, где они звучат изначально, — в Священном Писании и в Церкви; Богородица призывает услышать и принять всерьез то, что в Ее Фатимских посланиях выражается коротким и емким словом: «Покаяние!». На нашей иконе Дева Мария склоняет голову в знак слушания и послушания и, делая так, становится примером и для нас ", - сказал епископ Иосиф Верт в своей проповеди при открытии паломничества Фатимской иконы по России.
Почитание иконы распространилось практически по всему миру, но особенно в России, Казахстане и Украине. Более миллиона печатных публикаций об этом образе было распространено на шестнадцати языках. В честь иконы была издана новенна , а также написан акафист. Об иконе сообщалось во многих СМИ, в том числе в Fatima Sanctuary, «Вестнике Московской епархии», а также на «Радио Мария». Также из Мадрида отправили несколько паломнических часовен, которые переходят из одного частного дома в другой, чтобы живущие в них семьи молились за Россию. Ассоциация «Помощь церкви в нужде» также сделала множество копий с иконы, что помогло собрать средства на ее благотворительные проекты.Копии иконы распространены по всему миру: некоторые известные из них установлены в святилище Фатимы, в Торресьюдаде, в Донецке и в Казахстане. Новые списки иконы созданы в России, Украине, Франции, Аргентине, Польше, Болгарии, Греции, Испании, Ирландии, Корее, Израиле и Боснии (всего в 25 странах мира ) .
В честь Фатимской иконы Божией Матери существует также небольшое братство в Санкт-Петербурге, действующее на базе прихода Сошествия Святого Духа для католиков византийского обряда . По благословению епископа Иосифа Верта католики хотят построить святилище в Санкт-Петербурге, посвятив его этому же образу . В данный момент к иконе в Пушкине часто приходят православные паломники, в том числе к ней ежегодно организовываются поездки членов экуменической общины "Вера и Свет", в которой активно участвуют верные РПЦ .
Видеоклип:
Видеоклип:
Сообщество в социальной сети ВКонтакте