Interested Article - Церковь Айос Элефтериос

А́йос-Элефте́риос ( Άγιος Ελευθέριος ), также Малая Митрополия ( греч. Μικρή Μητρόπολη ) или Панагия Горгоэпикос ( Παναγία Γοργοεπίκοος )) — небольшая крестово-купольная византийская церковь в Афинах , находящаяся рядом с кафедральным Собором Благовещения Пресвятой Богородицы на площади Митрополеос в одноименном районе.

История и датировка

Церковь построена на руинах древнего храма, посвященного богине Илифии .

Точная дата строительства неизвестна: исследователи предлагают датировку с IX по XIII века.

Церковь посвящена Панагии Горгоэпикос (Богоматерь-Скоропослушница) и св. Элефтерию (помощник в родах).

С 1841 года здание использовалось как библиотека.

Архитектура и декорация

Архитектура

Здание имеет маленький размер: 7,6 метров (25 футов) в длину и 12,2 метра (40 футов) в ширину. Церковь в плане имеет три нефа , каждый из которых оканчивается апсидой : центральная выше боковых. Октагональный купол изначально поддерживался четырьмя колоннами, однако в 1833 году они были заменены на столбы .

Скульптурный декор. Использование сполий

Несмотря на типичный для этого периода крестово-купольный тип, церковь очень отличается от других памятников и в Афинах, и на территории всей Византийской империи: она построена из мраморных и известняковых блоков, так называемых сполий — фрагментов разрушенных зданий и монументов: античных надгробных рельефов, скульптурных фризов, посвятительных табличек и даже фрагментов саркофагов.

Если первый ярус сложен из ординарных блоков, то на уровне архивольта начинается фриз из затейливо декорированных камней, иногда даже со скульптурными элементами разных периодов: встречаются как языческие античные образы, так и персонажи средневекового бестиария. Суммарно использовано более 100 камней, являвшихся ранее частью других построек: преимущественно они восходят к раннехристианскому периоду. Проблема применения блоков с языческими изображениями, включавшими в себя и фигуры обнаженных богов, решалась просто — на блоке дополнительно вырезались кресты или другие христианские символы.

Для византийской архитектуры этого периода было скорее характерно строительство из кирпича — здесь он использован только в куполе.

Один из блоков представляет собой триглифно-метопный фриз с факелами, букраниями и фиалами — возможно, он происходит из Элевсиниона на Афинской агоре .

Особый интерес представляет двухчастный фриз на входном фасаде, который датируется первым веком до нашей эры и изображает аттический календарь с религиозными фестивалями (зодиакальные символы, панафинейские шествия, сбор урожая и т.д.).

Существуют и средневековые сполии как отголоски времён четвертого крестового похода — гербы семей Вилардуэн и , очевидно связанные с князем Ахейи Жоффруа I Виллардуэном и первым герцогом Афинским Оттоном де ла Рошем .

Внутренний декор

Внутри стены были расписаны фресками, однако сохранилось лишь одно изображении Панагии в центральной апсиде.

Галерея

Примечания

  1. Hans Ruprecht Goette. (англ.) . — London and New York: Taylor & Francis group, 2001. — P. 95-96. — ISBN 0-203-46062-6 .

Литература

  • Freely, John. . — Tauris Parke Paperbacks, 2004. — ISBN 978-1-85043-595-2 .
  • Kiilerich, Bente (2005). . Arte Medievale . n.s. IV (2): 95—114. {{ cite journal }} : Недопустимый |ref=harv ( справка )
Источник —

Same as Церковь Айос Элефтериос