Interested Article - Бонобо
- 2020-02-25
- 1
Боно́бо , или ка́рликовый шимпанзе́ ( лат. Pan paniscus ) — вид млекопитающих из семейства гоминид .
Внешние отличия от шимпанзе обыкновенного
Несмотря на своё название, по размеру он не меньше шимпанзе обыкновенного , но уступает ему в плотности телосложения. Кожа бонобо — чёрная, а не розовая, как у обыкновенных шимпанзе. Более длинные ноги и узкие, покатые плечи, в отличие от обыкновенных шимпанзе. Голосовые сигналы карликовых шимпанзе — это резкие, высокие, лающие звуки.
У них красные губы на чёрном лице и небольшие уши, высокий лоб (но ниже, чем у человека), длинные чёрные волосы, которые разделены на пробор посередине.
Масса тела самцов — около 43 кг, самок — 33 кг.
Место обитания
Обитает бонобо в тропических лесах Центральной Африки на небольшой территории между реками Конго и Луалаба . Численность составляет от 29 500 до 50 000 особей. Бонобо стал широко известен науке в 1960-х годах, но пока остаётся малоизученным видом.
История открытия
Бонобо был давно известен, но был описан как отдельный вид сравнительно недавно, в 1929 году. Для африканцев карликовые шимпанзе были героями древних легенд. Согласно одной из них, бонобо научили человека определять, какие продукты можно есть без опаски. Немецкий анатом Эрнст Шварц , изучая скелет редкой обезьяны, хранившийся в бельгийском колониальном музее (ныне — Королевский музей Центральной Африки ), понял, что видит перед собой не череп детёныша, а череп взрослого шимпанзе, и объявил о новом подвиде. Чуть позднее учёными было доказано, что речь идёт о новом виде человекообразных обезьян. В 1954 году австрийский приматолог Эдуард Тратц и немецкий приматолог сообщили о своих наблюдениях над брачными обычаями бонобо, в том числе о спаривании в такой позе: самец на самке, самец спиной вверх, самка спиной вниз. Их работы, опубликованные на немецком языке, не дошли до широкой публики. Лишь в 1970-е годы, когда нравы стали терпимее к сексуальным темам, учёные обратили на бонобо более пристальное внимание.
Особенности поведения
Приматолог Франс де Ваал утверждает, что бонобо способны на альтруизм , сострадание , сочувствие , доброту, терпение и чувствительность , хотя миролюбие бонобо оспаривается .
Социальное поведение
У обезьян бонобо отсутствуют особенности поведения обыкновенного шимпанзе, у них нет совместной охоты, частого применения агрессии для выяснения отношений и примитивных войн, а в неволе бонобо с лёгкостью оперируют различными предметами. Отличительной же особенностью бонобо является то, что во главе сообщества стоит самка. Агрессивные столкновения между представителями одного пола редки, самцы терпимо относятся к детёнышам и подросткам бонобо. Статус самца зависит от статуса его матери .
Несмотря на высокую частоту половых контактов, уровень воспроизводства в их популяциях невелик. Самка рождает на свет одного детёныша с интервалом в 5—6 лет. Самки становятся половозрелыми к 13—14 годам. На воле бонобо живут до сорока лет, а в зоопарках доживают и до 60 .
Бонобо постоянно, даже за едой, общаются между собой с помощью системы звуков, которую пока не удалось расшифровать. Их мозг достаточно развит, чтобы воспринимать другие знаковые системы. В неволе человек-экспериментатор даёт запомнить несколько десятков знаков и их звуковой эквивалент. Далее примат запоминает разные команды на этом языке и наконец при произнесении новых, никогда не слышанных ранее команд выполняет какие-либо действия: «Намыль мячик», «Вынеси из комнаты X». Более того, описан случай, когда обученная языку знаков самка сама обучила своего детёныша вместо человека-экспериментатора. В эксперименте, проведённом Фондом исследования больших человекообразных обезьян (США), знаменитого самца Канзи удалось научить понимать на слух около 3000 английских слов и активно употреблять более 500 слов при помощи клавиатуры с лексиграммами (геометрическими знаками) . Это позволяет говорить о бонобо как о самом интеллектуальном виде приматов после человека.
Особенности поведения бонобо и ряд других черт могут объясняться спецификой эволюционного развития этого вида. Ряд биологов считает, что важную роль в эволюции бонобо (как и в эволюции человека ) сыграла неотения , или ювенилизация — задержка развития некоторых признаков, ведущая к сохранению детских черт у взрослых животных .
Основным компонентом их пищи являются фрукты, иногда травянистые растения, беспозвоночные и мясо других животных. Бонобо, так же, как и обыкновенные шимпанзе, могут с ловкостью ловить мартышек , но обычно не убивают и не поедают их. Они часами играют с детёнышами мартышек и отпускают их на волю. Однако бонобо как минимум одной популяции могут убивать и поедать детёнышей других обезьян, при этом в исследовании в Конго были проанализированы несколько сообществ бонобо. Каннибализмом занимались обезьяны, которые живут в долине реки Локоро (приток реки Конго ). В этих местах дольше периоды засухи, намного меньше растительности, и в итоге лес даёт меньшую часть еды. Плодоношение деревьев разномастное, нет сезона урожая, как в других местах проживания бонобо. Из-за этого модели поведения разных сообществ бонобо претерпевают изменения. К примеру, на участке Лилунгу бонобо ловят колобусов , но не едят, а в Вамбе бонобо и мартышки-гусары ухаживают друг за другом .
У бонобо присутствует феномен утешения, то есть дружественный контакт, предлагаемый после конфликта жертве нападения одним из членов группы, отличной от агрессора. Недавнее исследование показало, что поведение утешения уменьшает стресс у жертвы и является основой сочувствия .
В дальнейших исследованиях, проводимых в Демократической республике Конго, в лагере Уамба, выяснились интересные подробности про бонобо. Лагерь Уамба был основан японским приматологом в 1974 году. В современный период исследования продолжаются рядом других приматологов. Выявлены случаи, когда бонобо сбиваются в организованную группу, чтобы отразить вторжения шипохвостов — эти рептилии умеют ловко карабкаться по деревьям, а значит, могут представлять угрозу бонобо даже там, где те обычно чувствуют себя в полной безопасности.
Такое поведение идёт вразрез с ранее имевшимися взглядами о том, что бонобо не охотятся стаями, как шимпанзе. Выводы о тотальной миролюбивости бонобо были основаны на наблюдениях за поведением особей бонобо в зоопарках. Однако дикая природа намного более суровая, нежели зоопарк, и поведение бонобо это подтверждает. По гипотезе приматолога Ричарда Рэнгема, необычное сексуальное поведение бонобо и их относительно низкая агрессивность (по сравнению с шимпанзе) связаны с питанием.
При исследованиях и раскопках выяснилось, что последние 2 миллиона лет на левом берегу реки Конго не было горилл. Причины вымирания горилл не ясны, но вот последствия очевидны. Это привело к выводам, что бонобо, в отличие от шимпанзе, получили качественно большую кормовую базу. Как известно, гориллы питаются растительностью на земле, и по сути занимают эту нишу, не давая конкурентам в ней спокойно находиться.
На правом берегу реки Конго, где гориллы не вымирали и продолжали жить рядом с шимпанзе, у последних оставалась кормовая база в виде фруктов и листьев на деревьях и небольшая доля мяса. Шимпанзе не могли поедать питательные коренья и стебли, поскольку гориллы ими питались и не подпустили бы конкурентов. В итоге у шимпанзе нередки драки, период спаривания у самок из-за ярко выраженной сезонности урожаев еды короткий. Короткий период спаривания обуславливает жёсткую конкуренцию между самцами шимпанзе за возможность спаривания. Периоды сытости сменяются периодами относительно голодными, когда еда становится дефицитом.
На левом берегу Конго, на котором и живут бонобо, они оказались в идеальных условиях по сравнению с шимпанзе. У них нет конкурентов в растительной пище ни на земле, ни на деревьях, и они круглый год могут получать нужное её количество, в том числе питаясь в засушливые периоды клубнями и сердцевинами стеблей, богатыми белками и сахарами. Поэтому циклы сексуальности у самок не привязаны к урожаям еды, и это снимает напряжение в их сообществах — самцам не нужно конкурировать за секс с самкой, поскольку периоды спаривания не прекращаются круглый год. Бонобо лишены проблемы голода и поэтому намного менее агрессивны . В Национальном парке Салонга в Демократической республике Конго бонобо раз в две недели посещают пруды и заболоченные места и питаются растущими под водой и богатыми йодом стеблями только двух родов растений — кувшинки Nymphaea lotus и разными видами ситника Júncus .
Сексуальное поведение
Спаривание , играющее центральную роль в их социальной жизни, заменяет и вытесняет агрессию в сообществе бонобо. Половой акт играет важную роль в обществе бонобо, которые находятся в неволе, он используется в качестве приветствия, средства формирования социальных связей, средства разрешения конфликтов и постконфликтного примирения . Бонобо являются единственными приматами, которые участвуют во всех сексуальных позициях и видах секса: лицом к лицу, генитального секса (хотя пара западных горилл также была сфотографирована в этой позиции ), поцелуи с языком , оральный секс и однополый секс . В научной литературе поведение самки с самкой, которые касаются половых органов друг друга, часто называется GG-трение , или генитально-генитальное трение . Сексуальная активность происходит в присутствии сообщества, но иногда и за его пределами. Бонобо не образуют постоянных моногамных сексуальных отношений с отдельными партнёрами. Кроме того, они, кажется, не различают в своём сексуальном поведении пола и возраста, за исключением воздержания от половых сношений между матерями и их взрослыми сыновьями. Когда бонобо находят новый источник пищи или кормёжки, увеличение радости от этого, как правило, приводит к общей сексуальной активности, по-видимому, таким образом снижая напряжённость и содействуя мирному питанию .
Самцы бонобо между собой время от времени участвуют в различных формах полового поведения . В одной форме двое самцов висели на ветке дерева лицом к лицу и занимались фехтованием пенисов . Также наблюдалось, когда двое самцов трутся пенисами, в положении лицом к лицу. Другая форма полового взаимодействия ( трение задами ) происходит в качестве примирения между двумя самцами после конфликта, когда они стоят спина к спине и трутся мошонками. Такаёси Кано наблюдал подобную практику среди бонобо в естественной среде обитания.
Самки бонобо между собой также имеют половые отношения, возможно, для укрепления социальных связей друг с другом, которые образуют ядро общества бонобо. Связи среди самок позволяют им доминировать в обществе бонобо. Хотя самцы бонобо индивидуально сильнее, они не могут в одиночку противостоять объединившимся в группу самкам . Подросток-самка часто оставляет родное сообщество, чтобы присоединиться к другому сообществу. Сексуальная связь с другими самками устанавливает этих новых самок в качестве новых членов группы. Эта миграция смешивает генофонд бонобо, таким образом обеспечивает генетическое разнообразие .
Биологические исследования
Бонобо — самые близкие к человеку из ныне существующих животных, при этом бонобо проявляет больше свойственных человеку поведенческих черт, чем обыкновенные шимпанзе. Ветви шимпанзе и гоминид разделились лишь 5,5 миллиона лет назад, а бонобо специализировались медленнее, чем обыкновенные шимпанзе, и потому сохранили больше архаических черт, общих для человека и шимпанзе. Некоторые учёные в связи с этим требуют пересмотреть генеалогическое древо. Исходя из данных, имеющихся в наличии на 2018 год, их геном отличается от человеческого на 6,4 %, то есть совпадение человеческого генома и генома шимпанзе составляет 93,6 % .
Расшифровка генома бонобо в 2012 году позволила учёным предположить, что разделение рода Pan на два вида произошло не 2 млн лет, а 1 миллион лет назад . Дальнейшие исследования показали, что кажется вероятным, что предки бонобо отделились от предков шимпанзе, когда пересекли обмелевшую во время ледникового периода реку Конго ~ 1,7 млн лет назад. Древний поток генов от бонобо к шимпанзе был, вероятно, более 200 000 лет назад. Кроме того, у бонобо до 4,8 % генома составляет примесь от вымершей «призрачной» популяции . У карликового шимпанзе (бонобо) время жизни их «Y-хромосомного Адама» оценивается в более чем 300 тыс. лет назад . В 2020 году группа учёных из Университета штата Пенсильвания опубликовала статью о секвенировании Y-хромосомы бонобо ( Pan paniscus ) и суматранского орангутана ( Pongo abelii ) .
См. также
Примечания
- Жизнь животных . В 7 т. / гл. ред. В. Е. Соколов . — 2‑е изд., перераб. — М. : Просвещение , 1989. — Т. 7 : Млекопитающие / под ред. В. Е. Соколова. — С. 160. — 558 с. : ил. — ISBN 5-09-001434-5 .
- Соколов В. Е. Пятиязычный словарь названий животных. Латинский, русский, английский, немецкий, французский. 5391 назв. Млекопитающие. — М. : Русский язык , 1984. — С. 93. — 10 000 экз. — ISBN 5-200-00232-X .
- Frans, de Waal. Bonobo: The Forgotten Ape (англ.) // University of California Press.
- Parker, Ian Our Far-Flung Correspondents . The New Yorker (30 июля 2007). Дата обращения: 8 декабря 2011. 3 июня 2012 года.
- White F. 1996. Comparative socio-ecology of Pan paniscus. In: McGrew WC, Marchant LF, Nishida T, editors. Great ape societies. Cambridge, England: Cambridge Univ Pr; p 29-41.
- Александр Генис. . Радио «Свобода» (1 января 2000). Дата обращения: 6 октября 2021. 6 октября 2021 года.
- 30 июня 2008 года.
- . Дата обращения: 13 февраля 2010. 13 февраля 2010 года.
- Martin Surbeck Gottfried Hohmann. . — 2008.
- Palagi E., Norscia I. Bonobos Protect and Console Friends and Kin (англ.) // PLOS One . — Public Library of Science , 2013. — Vol. 8(11) . — P. e79290 . — doi : .
- . Дата обращения: 1 февраля 2017. 2 февраля 2017 года.
- от 5 июля 2019 на Wayback Machine , 2019
- ↑ , с. 144.
- от 21 января 2013 на Wayback Machine from the University of New Hampshire
- Tuan C. Nguyen, "Gorillas Caught in Very Human Act" in Live Science (13 февраля 2008) от 4 июля 2012 на Wayback Machine
- Manson, J.H.; Perry, S.; Parish, A.R. Nonconceptive Sexual Behavior in Bonobos and Capuchins (англ.) // Springer , 1997. — Vol. 18 , no. 5 . — P. 767—786 . — doi : . : journal. —
- ↑ de Waal, Frans B. M. (англ.) // Scientific American . — Springer Nature , 1995. — March ( vol. 272 , no. 3 ). — P. 58—64 . 27 января 2012 года. . Дата обращения: 5 февраля 2012. Архивировано из 27 января 2012 года.
- . Bio.davidson.edu (2004). Дата обращения: 3 июля 2009. 22 сентября 2006 года.
- Frans B. M. de Waal . Bonobos and Fig Leaves // The ape and the sushi master : cultural reflections by a primatologist (англ.) . — Basic Books , 2001. — ISBN 8449313252 .
- Jeffery P. Demuth, Tijl De Bie, Jason E. Stajich, Nello Cristianini, Matthew W. Hahn. (англ.) // PLOS One . — Public Library of Science , 2006-12-20. — Vol. 1 , iss. 1 . — P. e85 . — ISSN . — doi : . 7 марта 2022 года.
- . Дата обращения: 20 августа 2021. 10 июня 2016 года.
- . Дата обращения: 20 августа 2021. 2 сентября 2019 года.
- Kay Prüfer, Svante Pääbo et al. от 16 апреля 2014 на Wayback Machine // Nature, published online 13 June 2012
- Martin Kuhlwilm et al. от 3 мая 2019 на Wayback Machine , 29 April 2019
- Pille Hallast et al. от 14 февраля 2021 на Wayback Machine , Genome Research (2016)
- от 2 мая 2016 на Wayback Machine , 2016
- от 9 октября 2020 на Wayback Machine . PNAS, published online October 5, 2020
- от 10 октября 2020 на Wayback Machine , Oct 7, 2020
Литература
- Paoli T., Palagi E., Borgognini Tarli S.M., 2006. Reevaluation of Dominance Hierarchy in Bonobos (Pan Paniscus) // American Journal of Physical Anthropology, 130:116-122
- Scientific American, 1995, V. 272, N 3, pp. 58–64
- Frans B. M. de Waal , 25 мая 2012 года. , Scientific American , 82-88, 1995 marts.
- Франс Де Вааль . Наша внутренняя обезьяна.Двойственная природа человека. = Frans de Waal. Our Inner Ape: A Leading Primatologist Explains Why We Are Who We Are. — М. : Альпина нон-фикшн, 2021. — 404 с. — ISBN 978-5-00139-380-1 .
Ссылки
- Frans de Waal , Frans Lanting, Bonobo: The Forgotten Ape , от 8 августа 2011 на Wayback Machine , May, 1997, hardcover, 210 pages, ISBN 0-520-20535-9 ; trade paperback, October, 1998, 224 pages, ISBN 0-520-21651-2
- Sue Savage-Rumbaugh and Roger Lewin, Kanzi: The Ape at the Brink of the Human Mind , John Wiley, September, 1994, hardcover, 299 pages, ISBN 0-471-58591-2 ; trade paperback, reissue, September, 1998, ISBN 0-471-15959-X
- Frans de Waal , Our Inner Ape , от 4 октября 2006 на Wayback Machine , 2005 , hardcover, 288 pages, ISBN 1-57322-312-3
- The Bonobo: «Newest» apes are teaching us about ourselves (Chicago Tribune article by Anthony DeBartolo) от 11 февраля 2003 на Wayback Machine
- ARKive —
- от 14 октября 2006 на Wayback Machine
- от 5 ноября 2006 на Wayback Machine
- от 10 декабря 2005 на Wayback Machine
- от 17 октября 2016 на Wayback Machine
- от 1 марта 2006 на Wayback Machine
- от 28 сентября 2006 на Wayback Machine
- от 28 октября 2006 на Wayback Machine
- от 7 октября 2012 на Wayback Machine // Антропогенез.РУ, 05.07.2012.
- от 23 августа 2010 на Wayback Machine
- 2020-02-25
- 1