Антоний и Клеопатра
- 1 year ago
- 0
- 0
« Клеопатра и Цезарь » ( фр. Cléopâtre et César , также « Клеопатра перед Цезарем » — фр. Cléopâtre devant César ) — картина французского художника Жана-Леона Жерома , написанная им в 1866 году .
Французский живописец и скульптор Жан-Леон Жером (1824—1904) много путешествовал по всему Ближнему Востоку , в частности несколько раз бывал в Египте , будучи лидером академического художественного движения XIX века , специализировавшимся на ориенталистской и исторической живописи . В период, ставший известным концом неоклассицизма и ростом импрессионизма , Жером, пользовавшийся популярностью у французской аристократии, продолжал писать картины в реалистичном стиле с фотографической точностью. Он стал известен изображением обнажённых рабынь, сцен в гаремах, быта простонародья и целого ряда других образов, олицетворявших стереотипы Востока в качестве смеси чувственности, упадка и жестокости .
В декабре 1860 года французский писатель Проспер Мериме в письме Жану-Леону Жерому впервые предложил ему создать произведение на тему отношений Клеопатры и Цезаря . За основу картины Жером взял сцену их встречи, описанную в сочинении « Сравнительные жизнеописания » греческого историка Плутарха (46—127), написанном больше чем через столетие после этого события . По данным историка Джорджа Уайтинга из Университета Райса , когда в 1857 году Жером посетил Египет, «он приобрёл многочисленные предметы местного колорита и точные детали», впоследствии помогшие ему в работе над картиной . Заказчиком картины выступила богатая куртизанка Паива , намеревавшаяся разместить её в на Елисейских полях .
Жером сделал по крайней мере две предварительные работы маслом и ряд набросков в рамках подготовки к написанию основной картины . В одном случае Клеопатра лежала на земле, простираясь по направлению к Цезарю рядом со стоящим на корточках Аполлодором. В другом варианте, выполненным перед окончательной версией, Цезарь наблюдал за Клеопатрой, положив руки на стол. На картине, завершенной в 1866 году, Жером изменил положение Клеопатры, поставив её с наклонившимся у ног Аполлодором перед Цезарем, рядом с которым сидят четыре секретаря . Продолжая традиции каламбуров в своих картинах, Жером на пряжке ремня Клеопатры изобразил голову льва, намекая на своё имя и собственное чувство сексуальной привлекательности, а также на склонности мадам де Паивы . Фигуры были изображены примерно в половину натуральной величины , при размере картины 183 × 129,5 см . Фоном встречи Жером выбрал здание храма в Дейр эль-Медине , взяв его изображение из издания « Описание Египта » (1809—1829) . По данным американского искусствоведа , первоначально работа была написана маслом на шёлке для того, что «уменьшить или увеличить транспарентность на полпути к длинному салону» в особняке Паивы . Однако Паиве не понравилась готовая картина, и она вернула её Жерому из-за слишком высокой цены . После этого он переделал картину, подложив под полотно ещё один холст для прочности .
После отказа Паивы картина была приобретена Адольфом Гупилем (1806—1893), ведущим художественным дилером XIX века во Франции и главой компании « Goupil & Cie ». Жером впервые встретился с Гупилем в 1859 году, и в 1863 году женился на его дочери Мари . «Клеопатра и Цезарь» была одной из трёх работ Жерома, представленных на Парижском салоне 1866 года и выставлялась в Королевской академии художеств в 1871 году под названием «Клеопатра принесена Цезарю в ковре» ( фр. Cléopâtre apportée à César dans un tapis ) . К тому времени, картина также известная под названием «Клеопатра перед Цезарем» ( фр. Cléopâtre devant César ) , стала уже всемирно известной . К 1881 году работа находилась в оформленной картинной галерее банкира и филантропа в , близ Сан-Франциско (штат Калифорния , США ) . В настоящее время картина «Клеопатра и Цезарь» находится в частной коллекции в США .
В ноябре 2012 года один из набросков Жерома был выставлен на аукцион « Sotheby's » за 50 тысяч фунтов стерлингов .
Картина изображает события 48 года до н. э. 22-летняя египетская царица Клеопатра , находящаяся в состоянии гражданской войны со своим младшим братом и соправителем Птолемеем XIII , предстала перед взором римского полководца Юлия Цезаря , который с помощью военной силы захватил её бывший дворец. Слуга , пройдя мимо римской стражи, тайно пронёс Клеопатру внутри ковра во дворец к Цезарю. Она стоит в почти невесомой одежде с массивными золотыми украшениями на самом краю ковра и смотрит прямо на Цезаря, будто пытаясь его покорить. Лысеющий полководец сидит за столом рядом с четырьмя своими секретарями, почти исчезая в тени. Цезарь в изумлении поднял руки, в чём можно разглядеть его намерение взять данную ситуацию под свой контроль. Представленный нубийцем Аполлодор стоит на корточках в рабской позе, преклоняясь перед красотой госпожи, олицетворением чего стал контраст между его смуглой кожей и королевской белизной царицы. Клеопатра изображена сильной и соблазнительной, благодаря чему вскоре она сделала Цезаря своим любовником и союзником .
В проекте «The American Egyptomania» Университета Джорджа Мейсона картина описывается как классический пример египтомании , содержащий «секс, рабство, наготу, и декаданс» . Исследователь Люси Хупер назвала её сходной с более ранней работой Жерома « Фрина перед Ареопагом » (1861) . Картина стала одним из двух популярных изображений Клеопатры XIX века вместе с работой Эжена Делакруа «Клеопатра и крестьянин» (1838) .
Профессиональные отношения Жерома и Гупиля позволили его картине стать объектом массового производства в виде гравюр и фотографий, распространяемых среди все возрастающего количества людей и повлиявших на культуру Великобритании и США . Картина стала вдохновением для деятелей изобразительного искусства, театра и кино, в частности Голливуда . Её влияние прослеживается в идее и композиции работы « Мечта Суламифь » (1934) американского художника . Уайтинг утверждает, что работа Жерома повлияла на пьесу « Цезарь и Клеопатра » (1898) ирландского драматурга Джорджа Бернарда Шоу , в частности на сцену с ковром в III акте . Многие из картин Жерома оказали влияние на сцены кино, изображающие древнюю историю .
В переводе произведения «Сравнительные жизнеописания» Плутарха, выполненном и его братом Уильямом, опубликованном в 1770 году, при описании материала, с помощью которого Клеопатра проникла во дворец, впервые было использовано слово « ковёр » в значении «ткань из плотного материала». В то же время, Плутарх писал о том, что ныне известно как вещевой мешок , однако употребления слова наделило легенду о скрывающейся в ковре Клеопатре другим смыслом, исторически неточным, но ставшим популярным в современной культуре во многом благодаря Жерому .