Кирхберг-ан-дер-Раб
- 1 year ago
- 0
- 0
«Пленный раб» ( англ. The Captive Slave ) — картина британского художника Джона Симпсона , написанная им в 1827 году . Симпсон получил академическое художественное образование, а также некоторое время был помощником известного портретиста Томаса Лоуренса , за более чем 30 лет работы с которым развил свои способности. На картине изображена жертва работорговли — темнокожий мужчина в тюремной одежде, закованный в железные кандалы. Стилистически портрет имеет прямую связь с изображением святых или страстотерпцев в европейском искусстве. Тема, поднятая Симпсоном в этой работе, представляла собой политически острый вопрос в Великобритании начала XVIII века вплоть до отмены рабства в 1833 году, на приближение которой картина оказала определённое влияние. Некоторое время она находилась в частных коллекциях, а в 2008 году куплена Чикагским институтом искусств , где и выставляется в настоящее время.
Британский художник Джон Симпсон (1782—1847) учился в Королевской академии художеств , где освоил портретную и жанровую живопись. Уже в 1807 году работы 25-летнего художника демонстрировались в экспозиции академии, залы которой за 40 лет официальной карьеры Симпсона увидели более 120 его работ. В 1818 году Симпсон стал помощником знаменитого портретиста Томаса Лоуренса , с которым работал до его смерти в 1840 году. Впоследствии работы Симпсона, как и он сам, были забыты, однако, по мнению искусствоведа , «несмотря на длительное пренебрежение критиков и последовавшее забвение, Симпсон был одарённым художником, способным временами выходить за рамки светской портретной живописи и своего положения в качестве студийного помощника. И в одной конкретной работе „Пленный раб“, Джон Симпсон создал полотно символического значения, которое сегодня можно расценивать как его шедевр и как символ, достойный целей и свершений аболиционистского движения » . В то же время Дуглас Друик , заведующий отделом средневековой и современной европейской живописи и скульптуры, а позднее директор и президент Чикагского института искусств , назвал «Пленного раба» «притягательной и исторически важной картиной» .
Портрет в три четверти изображает темнокожего мужчину в с расстёгнутым воротником, поднявшим голову вверх влево от себя с выразительным взглядом с наворачивающимися на глаза слезами, в которых переданы молитва об избавлении и желание свободы. Он сидит на каменной скамье, на фоне стены, написанной в коричнево-серых приглушённых тонах и занимающей большую часть площади картины. На запястья рук раба, лежащих на его коленях, надеты большие железные кандалы, тяжёлая цепь от которых спускается на скамью, затем к полу и выходит за рамки картины. Зритель мгновенно может сделать вывод о положении данного человека в обществе, судя по наличию оков и тёмному цвету кожи, ассоциировавшихся с африканской работорговлей , а также по характерному виду его одежды, прямо намекающей на тюремное заключение. Особенностью работы является олицетворение проблемы рабства в конкретном и кажущемся знакомым каждому зрителю человеке, хотя его имя никому не известно. Картина является портретом , написанным в стиле жанровой живописи , показывающим раба как святого или героя , при этом умоляющим, уязвимым и несколько пассивным, что позволило британским зрителям без опасений проявлять к человеку симпатию или сочувствие, сожалея о том состоянии, в котором он находится. Картина Симпсона следует известным примерам высокого искусства в изображении страстотерпцев , сочетая в себе техническую и эстетическую изысканность, присущую работам Лоуренса, однако портреты отдельных рабов редко встречались в европейской художественной традиции XIX века , несмотря на то, что британцы активно использовали продукты рабства в своей повседневной жизни .
Выбрав политически острую тему, Симпсон, полностью погружённый в официальную работу в Королевской академии, взял на себя большую ответственность по созданию произведения, ставшего выражением его глубоко укоренившихся убеждений, направленных против рабства . Первая версия картины размером 128,2 на 102 сантиметра была создана в 1825 году под названием « Раб в цепях », а с 1933 года находится в коллекции , куда попала будучи ошибочно приписанной кисти Томаса Баркера . Второй вариант, но уже размером 127 на 101,5 сантиметра, был написан маслом на холсте , ранее использованном, по данным рентгеновского обследования, для изображения величественного дома и другого портрета. Это говорит о том, что Симпсон не создавал картину по заказам комиссии, которыми зарабатывал на жизнь, а выбрал тему по собственной воле .
Моделью для мужчины на обеих картинах считается афроамериканский актёр Айра Олдридж . Олдридж родился в семье проповедника и получил образование в Нью-Йорке , однако покинул США по причине отсутствия серьёзных возможностей для реализации на сцене из-за дискриминации по цвету кожи, после чего стал успешным исполнителем ролей из пьес Шекспира в Европе , несмотря на порой расистские замечания театральных критиков . К этому моменту Олдридж уже был знаменитым , а эта картина стала одним самых известных его изображений . Впоследствии Симпсон написал с Олдриджа ещё один портрет — « Голова негра », который в 1827 году демонстрировался в Британском институте , а с 1919 года хранится в Британской галерее Тейт . Этот портрет тоже отсылает зрителя к традиции изображений героев и богов, вплоть до Античности , так как мужчина одет в тяжёлый красный плащ, в котором видится костюм святого из религиозного искусства XVII века , а его отречённый взгляд предполагает философские размышления или моральные устремления .
В 1827 году картина была представлена на выставке в Королевской академии в Лондоне , основным лейтмотивом которой Симпсон выбрал строки из направленной против рабства поэмы « Милосердие » ( 1782 ) поэта Уильяма Купера — «но, в чём желанье преуспеть и что молитва/для богатых отчаяния грузом купцов» . В том году в британской общественной и политической среде шло бурное обсуждение вопроса отмены рабства на всей территории империи, при том что торговля рабами , вследствие чего демонстрация картины стала значительным событием и смелым заявлением Симпсона . В 1828 году портрет снова был выставлен в Королевской академии, и в том же году он был представлен на выставке в в Ливерпуле , «городе, ассоциирующемся с работорговлей, по-прежнему процветающей благодаря его торговцам» . Наконец, шесть лет спустя, в 1833 году парламент Великобритании полностью решил проблему работорговли, приняв .
После всех выставок картина ушла в частные коллекции . В 1996 году портрет с надписью на раме « Дж. Симпсон. Раб » был выставлен на аукцион в Дублине. Впоследствии британский коллекционер продал картину арт-дилеру, у которого в 2008 году она и была приобретена для Чикагского института искусств в качестве дара от Мэри Уинтон Грин, Дэна и Сары Грин Коэн, Говарда и Лизы Грин, Джонатана и Бренды Грин в память о Дэвиде Грине . После этого портрет был представлен на обозрение широкой публики впервые за 180 лет и помещён в экспозицию 220-й галереи отдела «Европейская живопись и скульптура» .