Interested Article - Киров принимает парад физкультурников

«Киров принимает парад физкультурников» — первая «большая» картина в творчестве заслуженного деятеля искусств РСФСР Александра Николаевича Самохвалова (1894—1971), написанная им в 1935 году. Находится в собрании Государственного Русского музея .

Описание

После убийства С. М. Кирова в живописи и скульптуре появилось множество посвящённых ему произведений. В 1935 году А. Н. Самохвалов пишет «Портрет С. М. Кирова» , картину «Киров на стройке», а затем первую в своём творчестве картину-панно «Киров принимает парад физкультурников». В СССР парады физкультурников с 1931 года стали проводиться ежегодно, сначала в Москве и Ленинграде, а затем и других городах. С 1936 года в Москве начали проводиться Всесоюзные физкультурные парады. В них участвовали физкультурники всех союзных республик.

Как отмечает Т. Чудиновская, художник давно мечтал и готовился к работе над многофигурной монументальной композицией, размышлял о её фресковом решении. Увлечённый идеей фресковости, А. Н. Самохвалов занимался колористическими экспериментами, добиваясь, чтобы цвет звучал декоративно и вместе с тем естественно .

Сам А. Н. Самохвалов так вспоминал об этих подготовительных поисках:

«Мною овладели мысли о строе этой будущей картины, я сделал несколько эскизов и, отыскивая цветовое содержание, написал два натюрморта, цветовое содержание которых было адекватно тому, каким представлялось мне оно у будущей картины. Остановился на первом натюрморте — с танагрой. Он теперь в Государственном Русском музее. В элементах выражен поиск фрескового решения. Оба натюрморта экспонировались на нашей ленинградской выставке. Я на основе строя этого натюрморта приступил к картине.»

В итоге художник остановился на классической торжественной тёплой гамме. Первый вариант композиции А. Н. Самохваловым строился как бы параллельно трибуне на Дворцовой площади в Ленинграде, откуда участников парада приветствовал С. М. Киров. Физкультурники шли вдоль трибуны влево строем. У передних знамёна. Группа молодежи бросает цветы С. М. Кирову. Потом художник изменил композицию. Трибуна отошла в сторону, в перспективном развороте. Перед нею возникла группа девушек, передающих огромный букет цветов Кирову. Прямо на зрителя движется строй молодых физкультурников. Идущие впереди девушки устремляются к трибуне, чтобы приветствовать Кирова. В глубине на заднем фоне здание, украшенное лозунгами и портретом Ленина. Оранжево-красный и белый цвет спортивной формы и загорелых тел молодых физкультурников наполняют оптимистическим звучанием композицию картины .

Критика

По мнению Т. Чудиновской, в замысле картины и в её воплощении отразились важные тенденции советского искусства 1930-х годов к усилению монументальности, к поискам типичного образа современника — героя-романтика, сильного и красивого нравственно и физически. Творчество А. Н. Самохвалова 1930-х годов всецело посвящено утверждению в искусстве образа молодого современника .

Физкультура и спорт в 1930-е годы становятся актуальной темой советского искусства и А. Н. Самохвалов здесь был одним из признанных лидеров. По признанию художника, физкультура была для него «радостью бытия, той радостью, которая накапливала потенциал преодоления трудностей в борьбе за построение новой жизни» . «Я любил физкультуру именно как культуру здорового человека, жизнелюбивого и жизнерадостного» .

В период работы над картиной мастерскую А. Н. Самохвалова посетил П. М. Керженцев , возглавлявший Комитет по делам искусств. По словам художника, гость остался доволен работой. Этот визит был важен для А. Н. Самохвалова в том отношении, что ему было поручено огромное панно размером шесть на шесть метров на тему советской физкультуры для заключительного зала советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году . Перед отправкой в Париж панно экспонировалось в Москве. На парижской выставке панно А. Н. Самохвалова «Советская физкультура» было отмечено высшей наградой Гран-при .

См. также

Примечания

  1. Баршова, И. Н., Сазонова, К. К. Александр Николаевич Самохвалов. Л: Художник РСФСР, 1963. С. 51.
  2. Каталог первой выставки ленинградских художников. Автор вступ. статьи И. Гинзбург. Л: Государственный Русский музей живописи, скульптуры и графики, 1935. С. 35.
  3. Чудиновская, Т. Самохвалов Александр Николаевич. С. М. Киров принимает парад физкультурников. 1935 // Большая картина / Альманах. Вып. 129. СПб: Palace Editions, 2006. С. 199.
  4. Самохвалов, А. Н. Мой творческий путь. Л: Художник РСФСР, 1977. С. 222—223.
  5. Самохвалов, А. Н. Мой творческий путь. Л: Художник РСФСР, 1977. С. 230.
  6. Баршова, И. Н., Сазонова, К. К. Александр Николаевич Самохвалов. Л: Художник РСФСР, 1963. С. 28.

Литература

  • Каталог первой выставки ленинградских художников. Автор вступ. статьи И. Гинзбург. Л: Государственный Русский музей живописи, скульптуры и графики, 1935.
  • Баршова И. Н., Сазонова К. К. Александр Николаевич Самохвалов. Л: Художник РСФСР, 1963.
  • Самохвалов А. Н. Мой творческий путь. Л: Художник РСФСР, 1977.
  • Чудиновская Т. Самохвалов Александр Николаевич. С. М. Киров принимает парад физкультурников. 1935 // Большая картина / Альманах. Вып. 129. СПб: Palace Editions, 2006.

Ссылки

Источник —

Same as Киров принимает парад физкультурников