Лавджой, Оуэн
- 1 year ago
- 0
- 0
Фрэнк Лавджой ( англ. Frank Lovejoy ) ( 28 марта 1912 года — 2 октября 1962 года ) — американский актёр радио, кино и телевидения, более всего известный своими киноролями 1950-х годов.
«Крепкий, серьёзный, с массивной квадратной челюстью, Фрэнк Лавджой играл на протяжении своей карьеры детективов, уличных копов, репортёров, военных и тому подобных персонажей» .
Наиболее успешными картинами с участием Лавджоя стали военные драмы « » (1949), « » (1950), « » (1951) и « » (1952), фильмы нуар « В укромном месте » (1950), « Звук ярости » (1950), « Попутчик » (1953) и « Кафе на 101-й улице » (1955), а также мелодрама « » (1950), мюзикл « » (1951) и фильм ужасов « Дом восковых фигур » (1953)" .
Фрэнк Лавджой родился 28 марта 1912 года в нью-йоркском районе Бронкс , но вырос в Нью-Джерси . Его отец был торговцем мебелью из штата Мэн , а мать происходила из семьи ирландских эмигрантов.
В подростковом возрасте Лавджой начал работать мелким клерком на Уолл-стрит , но «обвал на бирже в 1929 году лишил его работы» Лавджой пошёл учиться в Университете Нью-Йорка , и ради заработка стал играть в репертуарных театрах . Вскоре он отправился на гастроли по Северо-Западу США, а в 1934 году дебютировал на Бродвее в спектакле «Судный день» . В течение последующих двенадцати лет Лавджой сыграл в семи бродвейских спектаклях .
«Лавджой был одним из самых востребованных актёров в золотую эпоху радио, его голос можно было услышать в сотнях мыльных опер , детективных программ и драматических антологий » . «Его твёрдый, авторитарный голос» звучал в радиосериалах «Борцы с бандами» (с 1935 года), а в 1945 году он был рассказчиком в радиосериале «Это твоё ФБР». В 1948—1949 годах он играл в эстрадном радиошоу «Ревю весёлых девяностых», с 1950 по 1952 год исполнял главную роль в еженедельной криминальной газетной драме «Ночной бит», а в 1955—1956 годах — в постановке «Театр Дэймона Раниона» .
В 1940—50-е годы он также играл в радиоспектаклях «Этот день наш», «Смелое завтра», «Яркий горизонт», « Синий жук » (1940), «Саспенс» и «Удивительный мистер Мэлоун» (1948—1951).
После своего дебюта в кино в 1948 году в вестерне Джорджа Шермана « » (1948) с участием Ивонн де Карло и Дэна Дьюриа Лавджой «стал специализироваться на ролях крутых, жёстких, трезвомыслящих персонажей» . «С тех пор Лавджой снимался постоянно, главным образом, в ролях второго плана, но так же, как и первый или второй главный герой» .
В кино Лавджой был силён в ролях обычного человека в чрезвычайных ситуациях. Так, в 1949 году в военной драме Марка Робсона « » (1949) он сыграл важную роль крепкого, но отягощённого своими проблемами сержанта , который высаживается на одном из островов, контролируемых японской армией , в составе небольшого разведывательного десанта. Картина рассматривает тему взаимоотношений отношений внутри отряда в условиях сложных боевых действий, в том числе проблему отношения белых его членов к чёрному солдату.
В течение следующих пяти лет Лавджой сыграл ещё в нескольких военных фильмах, среди которых выделяются полудокументальный « » (1950), посвящённый подготовке и высадке войск союзников в Европе в ходе Нормандской операции (Лавджой также был закадровым рассказчиком в фильме), и мелодрама Майкла Кёртица « » (1951) о любви американского сержанта ( Уильям Холден ) и женщины-лейтенанта ( Нэнси Олсон ) во время американской оккупации Италии в ходе Второй мировой войны, где Лавджой сыграл роль начальника и друга главного героя. В фильме Джозефа Х. Льюиса « » (1952) Лавджой сыграл главную роль командира батальона морской пехоты США в ходе отступления после Битвы при Чосинском водохранилище во время Корейской войны . В фильме Стюарта Хейслера « » (1954) вновь сыграл сержанта морской пехоты, который высаживается в составе разведывательного отряда на одном из японских островов во время Второй мировой войны. « » (1954) был посвящён событиям Корейской войны, где Лавджой был командиром эскадрильи истребителей-бомбардировщиков , направленной уничтожить вражескую железную дорогу. Фильм Энтони Манна « » (1955) рассказывал реальную историю ветерана Второй мировой войны и профессионального бейсболиста ( Джеймс Стюарт ), который возвращается в авиацию в годы Холодной войны, чтобы осваивать самолёты нового поколения. Лавджой сыграл в этой картине роль командующего стратегической авиацией, генерала Хоукса .
В промежутке между 1950 и 1955 годами Лавджой сыграл в восьми фильмах нуар . Первым и наиболее признанным среди них был классический фильм нуар Николаса Рэя « В укромном месте » (1950), где Лавджой сыграл роль фронтового друга главного героя ( Хамфри Богарт ), расследующего убийство, в котором подозревается его друг. В том же году в фильме нуар Сая Эндфилда « Звук ярости » (1950) Лавджой сыграл главную роль одного из двух преступников, похитивших и убивших человека, за что они были схвачены и линчеваны толпой.
В 1951 году в шпионско-пропагандистском фильме нуар эпохи Холодной войны « Я был коммунистом для ФБР » (1951) Лавджой сыграл главную роль агента ФБР , внедрённого под прикрытием в питтсбургскую организацию компартии США с целью разоблачить её преступную деятельность . Критик Джон М. Миллер высоко оценил работу актёра в этом фильме, написав: «Со своей квадратной челюстью, Фрэнк Лавджой в типичном для себя серьёзном стиле исполняет главную роль человека под прикрытием; он и в дальнейшем на протяжении своей карьеры будет изображать различных копов, детективов и военных. Мэтт Светич в исполнении Лавджоя намерен сделать всё, чтобы остаться под прикрытием и раскрыть коммунистическую угрозу, несмотря на болезненное для него презрение со стороны общества и, особенно, собственной семьи. Лавджой убедителен в своей твёрдости в этой конфликтной ситуации, и ему удаётся вызвать симпатию, вне зависимости от политической составляющей фильма» .
«Одной из лучших ролей Лавджоя стала роль одного из двух рыбаков, захваченных психопатом со склонностью к убийству в исполнении Уильяма Тэлмана в классическом фильме „ Попутчик “ (1953), который поставила Айда Лупино » . Газета « Нью-Йорк таймс » написала: «Как Эдмонд О’Брайен , так и Фрэнк Лавджой являются мастерами в изображении здоровых, крупных мужиков, попавших в ситуацию, созданную не ими. Хотя О’Брайен в нормальных обстоятельствах был бы отважным гражданином, в нём достаточно человеческой слабости, чтобы впасть в отчаяние по поводу своего положения, из которого, кажется, нет выхода. С другой стороны, стойкость Лавджоя в условиях такого пленения также смотрится вполне логично» .
В 1953—1955 годах Лавджой сыграл главные роли в нескольких менее значимых фильмах нуар. В фильме « Система » (1953) он сыграл роль главы подпольного синдиката, занимающегося азартными играми , который в итоге помогает разоблачить собственную организацию. Шпионский нуар « Кафе на 101-й улице » (1955) с участием Терри Мур и Ли Марвина рассказывал о разоблачении шпионской сети, похищавшей американские ядерные секреты. Нити преступной сети тянутся в кафе, где работают Мур и Марвин, и которое часто посещает профессор секретного центра ядерных исследований в исполнении Лавджоя. В фильме « Стукач » (1955) Лавджой сыграл бывшего заключённого, которого полиция внедряет в преступную группу с тем, чтобы он помог уничтожить банду и засадить её главаря. А в фильме « Паутина преступления » (1955) Лавджой предстаёт в образе владельца закусочной, который в своё время, будучи солдатом, убил в Германии молодого человека, и теперь отец убитого с помощью двух агентов пытается вывезти его в Германию, чтобы предать там суду .
В мелодраме Роберта Уайза « » (1950), где три женщины ( Элинор Паркер , Патриция Нил и Рут Роман ) пытаются выяснить, не является ли их сыном найденный 5-летний ребёнок, так как в своё время каждая из них отказалась от своего ребёнка. В этом фильме Лавджой сыграл роль мужа одной из героинь. Он также сыграл в музыкальной комедии Майкла Кёртица « » (1951) с Дорис Дэй , мюзикле Роя Дель Рута « » (1951), где он сыграл камео-роль наряду с такими звёздами, как Джеймс Кэгни , Гэри Купер , Дорис Дэй и Вирджиния Мейо , мелодраме « » (1952) о профессиональном бейсболисте ( Рональд Рейган ), преодолевающем алкогольную зависимость с помощью жены ( Дорис Дэй ) и своего друга, также знаменитого бейсболиста, которого сыграл Лавджой.
В 1953 году в одном из первых фильмов, сделанных в формате 3D , криминальном фильме ужасов Андре де Тота « Дом восковых фигур » (1953) Лавджой играет инспектора полиции, который расследует деятельность скульптора ( Винсент Прайс ), создающего для музея фигуры, заливая воском тела убитых им людей. В ещё одной трёхмерной картине, вестерне Гордона Дугласа « » (1953) Лавджой сыграл сержанта американской кавалерии, оправляющейся на спасение двух белых заложниц через территорию, контролируемую индейцами. Действие приключенческой мелодрамы « » (1955) происходит на Аляске , а Лавджой играет майора ВВС, руководящего спасательной миссией после катастрофы самолёта, которым управлял его подчинённый и бывший муж его невесты.
Драма « » (1956) рассказывает о гражданском сотруднике ВМС , уволенном из-за подозрений в нелояльности ( Эрнест Боргнайн ), который пытается через суд восстановить своё честное имя и вернуться на службу. В фильме также снимались Рэй Милланд в роли адвоката и Нина Фох в роли прокурора, а Лавджой сыграл важную роль капитана ВМС и члена суда. В том же году Лавджой сыграл детектива полиции в криминальном триллере « Джулия » (1956) с Дорис Дэй в главной роли, а также знаменитого преступника, противостоящего преступным правительственным отрядам штата Техас , в вестерне « » (1958) . Это была последняя роль Лавджоя в кино.
В 1950-е годы Лавджой играл главные роли частных сыщиков в двух криминальных телесериалах « » (1956, 9 эпизодов) и « » (1957—1959, 42 эпизода) .
Он также имел разовые роли более чем в двух десятках других телесериалов. Свои последние роли он сыграл в телесериалах « » (1961) и « » (1962) .
Лавджой был женат дважды. Во втором браке, с актрисой Джоан Бэнкс, у него родилось двое детей. В последние месяцы жизни вместе с женой Фрэнк Лавджой играл в Нью-Джерси в спектакле по пьесе Гора Видала « Самый достойный » . Он умер 2 октября 1962 года от сердечного приступа во сне в своём доме в Нью-Йорке .