Interested Article - Как я был систематически уничтожен идиотом

«Как я был систематически уничтожен идиотом» ( серб. Како сам систематски уништен од идиота ) — югославский фильм, социальная сатирическая драма с элементами кинокомедии режиссёра Слободана Шияна . Снят в СФРЮ в 1983 году. Премьера состоялась в июле того же года, но практически сразу картина была изъята из проката .

Сюжет

Грустная история о человеке, у которого никогда не было хорошего костюма, хорошего обеда, хорошей жены и даже хорошей революции.

События фильма происходят в социалистической Югославии в 1967—1968 годах. Баби Папушка ( Стойкович ) — мужчина около 50 лет, социальный маргинал , считающий себя « ортодоксальным » марксистом и пролетарием . Его кумир — Эрнесто Че Гевара , в образе которого он находится непрерывно. Политическими лозунгами и вымышленными болезнями он прикрывает патологическую неспособность к любому труду и нежелание работать, хотя и обладает некоторым даром стихосложения (в оригинальной, югославской версии фильма речи он произносит в стихах, часто экспромтом ). Всё его имущество — трость и папка с революционной поэмой и незаконченным философским трактатом. Баби пытается добиться начисления пенсии по инвалидности, так как ранее, якобы, работал на кузнеца-частника и получил травму позвоночника. С этой версией он обращается к одному из партийных руководителей города, но получает отказ. В отместку он умышленно бросается под служебный автомобиль чиновника и на месяц попадает в больницу. Не желая покидать тёплую и сытую жизнь в лечебнице, Папушка требует диагностировать у него рак , но получает заверения, что он абсолютно здоров. Тем не менее, прихватив пару костылей, Баби отправляется на грязевой курорт Иголо . Выясняется, что он бывал там не менее десяти раз, и каждый раз был изгнан главным врачом как симулянт и «раковый маньяк».

Папушка возвращается в Белград , но не в состоянии и там добыть средства на пропитание, отправляется в родной посёлок, взяв с собой некую Риту ( Саблич ), называющую себя русской революционеркой и ведущую не менее асоциальную жизнь. Отец, мать и другие родственники отказываются принять Баби и Риту, и они вынуждены жить в развалившейся хибаре на краю деревни. Через несколько дней Папушке сообщают, что только что скончался его отец, завещавший перед смертью всё имущество своим сыновьям, исключая его. Когда родственники и близкие уходят на кладбище проститься с покойным, Баби крадёт из дома завещание. Ночью он с Ритой проникает в муниципалитет, чтобы выкрасть второй экземпляр документа. Там по неосторожности женщина сжигает весь архив, а сама застревает в оконной решётке. Её задерживает милиция. Папушке удаётся скрыться, на попутных машинах он добирается в Белград, где попадает в эпицентр студенческих волнений 1968 года Белградский университет . Там он пытается выступить на митинге, но его призывы выйти на улицы не находят понимания среди студентов. Баби объявляют провокатором и запирают в одном из подсобных помещений. Утром, давая показания в штабе митингующих, он вновь призывает к насилию. Его хотят вывести из здания, но Папуша вырывается из рук студентов, бросается в окно третьего этажа и разбивается о мостовую. Прочитав короткую трагическую оду, он умирает. Когда Баби увозит санитарная машина, его папку поднимает другой люмпен , как две капли воды похожий на Карла Маркса .

В ролях

Художественные особенности и критика

Один из самых «личных» фильмов режиссёра, отражающий его собственный опыт участия в студенческих волнениях 1968 года. Прослеживается неоднозначность его отношения к событиям. Во-первых, речь Тито , частично поддержавшего студентов, подаётся Шияном как фарс, обычная манипуляция массами. Во-вторых, среди самих участников стачки уже выделяется лидер с замашками диктатора и студенты, готовые выполнять полицейские обязанности. Баби среди них чужак: свободный, принципиальный и абсолютно бесполезный. Он пытается совершить эпический акт самоубийства, но его последствия равны нулю. Режиссёр противопоставляет три ипостаси коммунизма: коммунизм, переросший в бюрократическое государство, идеалистический коммунизм и личный, индивидуальный коммунизм Папушки. При этом сам он не встаёт на позицию ни одного из этих трёх вариантов. Особенно решительно он уходит от героизации самого Баби, оставляя ему роль неумного клоуна .

Примечания

  1. Gustinčič А. (словен.) . Ekran (2013). Дата обращения: 6 июля 2015. Архивировано из 6 июля 2015 года.
  2. от 4 марта 2016 на Wayback Machine в базе данных Югославского кинематографа (серб.)
  3. В июне 1968 года во время студенческих демонстраций в Белграде Стево Жигон появился во дворе факультета философии Белградского университета в образе Робеспьера и читал с подмостков монолог этого бескомпромиссного и жёсткого революционера из пьесы « ». Это выступление стало одним из знаковых культурологических событий студенческой стачки. В фильме сцена воспроизведены вновь с участием Стево Жигона.
  4. Человек, с чьего образа создан главный герой фильма Баби Папушка.

Ссылки

Источник —

Same as Как я был систематически уничтожен идиотом