Ключи от рая (фильм, 1975)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Круг» ( перс. دایره مینا , Dayereh mina ; англ. The Cycle ) — иранский фильм, социальная драма 1975 года режиссёра Дариюша Мехрджуи , удостоенная нескольких призов Берлинского кинофестиваля и номинированная ещё на несколько премий, в том числе заявленная от Ирана на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке , однако встретившая проблемы при прокате в собственной стране.
Юноша Али привозит своего больного отца в Тегеран , однако отец и сын обнаруживают, что больничная койка им не по карману. Водитель стоящей неподалёку машины предлагает беднякам дать им достаточно денег, чтобы поместить старика в больницу, если они помогут ему кое в чём. Назавтра рано утром оба ждут на перекрёстке, после чего усаживаются в грузовик вместе с ещё несколькими людьми и куда-то едут, не имея понятия, куда и зачем. На месте выясняется, что им предлагают сдавать кровь для больницы. Зная о своей болезни, старик отказывается от донорства, однако Али соглашается, чтобы получить хоть немного денег; вместе с ним сдают кровь ещё множество народа, в том числе явное отребье, бездомные и поклонники дурмана. Как выясняется, владеющий этой «лабораторией» доктор Самери давно промышляет поставками в больницы такой полученной за гроши донорской крови, невзирая на её качество, возможную инфицированность и прямую опасность для пациентов.
Отца и сына наконец принимают в регистратуре клиники и предлагают госпитализацию через две недели, но они избегают такого ожидания с помощью медсестры Захры, которой приглянулся Али, представившей старика своим родственником. Сам Али, представленный её же племянником, подрабатывает мелкими работами при больнице (доставить партию кур от поставщика на кухню, отвезти в подвал труп и т. п.) и повторной сдачей крови, но постепенно опускается до продажи ворованных с кухни продуктов, а потом и начинает помогать Самери в агитации и перевозке бедняков для нелегального донорства. Работая при клинике, Али становится свидетелем горячей речи одного из докторов на больничном собрании о смерти уже не первой пациентки от дурной крови, покупаемой больницей у поставщиков-нелегалов, в то время как он уже давно и безуспешно добивается организации легальной лаборатории и банка крови — но лишь помогает Самери саботировать эти старания.
Тем временем здоровье старика всё ухудшается, и он умирает. На похоронах отца, вместо следования мусульманскому ритуалу , Али размышляет, куда дальше пойдёт его жизнь.
Фильм был задуман Дариюшем Мехрджуи ещё в 1973 году, когда друг порекомендовал ему обратиться к теме чёрного рынка иранской медицины. Потрясённый открывшимися фактами, Мехрджуи обратился за помощью к драматургу , который уже посвятил этой теме свою пьесу Aashghaal-duni . Эта пьеса и стала основой сценария, с которым авторы обратились в Министерство культуры за разрешением на съёмки, начав работу над фильмом в 1974 .
Несмотря на поддержку министерства, показ уже законченной картины в течение нескольких лет был запрещён из-за недовольства иранских медицинских кругов. Фильм был допущен к показу лишь в 1977 году, не без помощи давления со стороны США (от правительства Картера ) . Мехрджуи провёл этот период, работая над документальными фильмами — лентой «Аламут» об исмаилитах, заказанной в 1974 году Национальным телевидением Ирана , а также несколькими фильмами на тему безопасного донорства по заказу Иранского центра переливания крови, которые впоследствии были неоднократно использованы Всемирной организацией здравоохранения для пропаганды донорства в разных странах. В 1978 году Министерство здравоохранения Ирана также заказало Дариюшу Мехрджуи документальную ленту Peyvast kolieh о пересадке почек.
Тем временем, фильм наконец вышел в широкий прокат, как отечественный, так и международный. Мировая премьера «Круга» прошла в Париже, встретив положительную оценку критиков и сравнения с « Забытыми » Луиса Бунюэля и « Аккатоне » Пьера Паоло Пазолини . Осенью 1977 году фильм был выбран для первой заявки от Ирана на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке (став единственной заявкой шахиншахского Ирана перед свержением правящей династии исламской революцией и единственной от страны вообще вплоть до 1994 года), однако не вошёл в шорт-лист номинации . Позднее кинокартина была включена в программу 28-го Берлинского международного кинофестиваля и удостоена премий FIPRESCI и OCIC 1978 года . Осенью того же года фильм был также показан на международных кинофестивалях в Чикаго и . Кроме того, в 1982 году этим фильмом был открыт на французском телевидении цикл передач Жана Лекутюра и Жана-Луи Гильбо «Кино без визы», знакомившего зрителей с кинематографом стран, мало представленных в коммерческом прокате .