Принцесса Клевская (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Принцесса де Монпансье» ( фр. Lа Princesse de Montpensier ) — широкоформатный исторический фильм Бертрана Тавернье (2010), снятый по одноимённой новелле госпожи де Лафайет .
Во Франции бушуют Религиозные войны . Прекрасная дочь маркиза де Мезьера, последнего потомка анжуйских Валуа , обещана в жёны герцогу де Майенну , однако увлечена его старшим братом Генрихом де Гизом . Вопреки её воле родители, поддавшись на уговоры близкого к королевской семье герцога де Монпансье , выдают Мари за его сына Филиппа.
Сразу после брачной ночи молодой муж отбывает на войну, оставив Мари в уединённом замке на попечении своего воспитателя, графа де Шабанна. Граф постепенно влюбляется в свою новую ученицу. Распущенный герцог Анжуйский , будучи наслышан о её красоте, также мечтает завоевать сердце Мари и пытается заманить её в кипящий интригами Лувр , где окружённая астрологами королева Екатерина Медичи готовит Варфоломеевскую ночь .
Девушке предстоит сделать нелёгкий выбор между четырьмя влюблёнными в неё аристократами, которые, по замыслу госпожи де Лафайет, представляют четыре типа любви — ревнивую (принц де Монпансье), отеческую (граф де Шабанн), тщеславную (герцог де Гиз) и скучающую (герцог Анжуйский) . Бурление страстей в душах главных героев созвучно неспокойной обстановке в стране, которая служит фоном рассказа.
Любовные связи действующих лиц полностью вымышлены госпожой де Лафайет. Прототипа главной героини звали не Мари, а Рене, а её мужа — не Филипп, а Франсуа. Титула «принц де Монпансье» никогда не существовало: хотя в роду Бурбонов-Монпансье использовался титул «принц де Ла-Рош-сюр-Йон », его всегда носил глава семейства. Создатели фильма весьма вольно обошлись с фабулой новеллы, насытив историческое полотно пикантными моментами и сценами, которые были немыслимы в произведении XVII века. Реальный Франсуа де Монпансье верой и правдой служил герцогу Анжуйскому, после вступления того на престол удостоившись титула герцога де Сен-Фаржо. Его род закончился на внучке, Марии де Бурбон-Монпансье , которая вышла замуж за Гастона Орлеанского .
В Средние века распространёнными предлогами для разводов служили утверждения жены о половом бессилии мужа либо мужа о том, что в первую брачную ночь молодая оказалась вовсе не девственницей. Чтобы исключить взаимные подозрения, в первую брачную ночь представители семейств брачующихся дежурили в их спальне. Эта странная публичная церемония нашла отражение и в фильме .
В силу краткости новеллы госпожи де Лафайет сценарий был дополнен многочисленными сценами, которые отсутствовали в оригинале. Было написано множество отсутствующих в тексте диалогов. Сместились и этические акценты. Если госпожа де Лафайет морализирует на тему гибельности любовных страстей, которые терзают всех пятерых персонажей её рассказа, то в фильме упор сделан на теме «воспитания чувств» — самостоятельности главной героини, её верности велениям сердца, на жизненной мудрости, которую приносят любовные треволнения.
Тавернье присоединился к проекту экранизации новеллы, когда был уже готов первый вариант сценария. Среди сложностей работы над историческим фильмом он называет съёмку лошадей наиболее естественным способом и с наиболее выигрышных ракурсов. Тавернье говорит, что ориентировался на старые вестерны , где большая часть разговоров ведётся в седле и притом выглядит это вполне натурально. Всем актёрам, кроме Вильсона и Персонна, специально для фильма пришлось учиться езде верхом.
Тавернье отказался от архивно-скрупулёзного воспроизведения костюмов и церемоний изображаемой эпохи: «В художественном отношении мы пытались любой ценой избежать уклона в историческую реконструкцию. По этой причине я отказался опираться на картины художников. Люди на портретах того времени специально принаряжены ради такого случая. Результат далёк от реальности. Обожаю „ Королеву Марго “ Патриса Шеро за то, что действующих лиц этого фильма чаще видишь в рубашках, а не в пышных нарядах. Пытаться передрать с картин обряды и церемонии той эпохи — всё равно, что пытаться изобразить работу крестьян в полях, отталкиваясь от их свадебных фотографий. Вот почему в нашем фильме никто не носит жабо , столь характерные для XVI века» .
Бюджет фильма превысил 13 млн евро. Премьера ленты состоялась на Каннском кинофестивале 2010 г. , где она была представлена в конкурсной программе. Во Франции фильм вышел в прокат 3 ноября 2010 г., в России — 9 декабря того же года.