Interested Article - Общественное сознание

Общественное сознание ( нем. gesellschaftliche Bewußtsein ) — в марксизме : отражение общественного бытия ; совокупность общественных представлений , присущих определённой эпохе .

Общественное сознание отражает в сущности и само состояние конкретного общества. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону. В советской философии особенно акцентировалась идея того, что общественное сознание «активно» отражает общественное бытие, то есть преобразовывает его. Оно, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания. Выделяют различные формы общественного сознания.

История термина

Истоки представления об общественном сознании восходят к Гегелю , который, однако, вместо данного термина использовал понятие Абсолютный Дух . Термин «общественное сознание» ( gesellschaftliche Bewußtsein ) встречается в работе « Манифест коммунистической партии » (1848 год). Также термин «общественное сознание» употребляется Лениным в 1895 году (Полное собрание сочинений, том 2, страница 482) и окончательно закреплён и введён в научный оборот Богдановым . В русскоязычной литературе термин иногда используется для экспликации понятия Эмиля Дюркгейма «коллективное сознание» ( фр. Conscience collective ) .

В современной российской философии формы общественного сознания нередко заменяются на .

Формы общественного сознания

Обычно называют шесть форм общественного сознания :

  • Искусство (художественное сознание)
  • Наука (в том числе философия )
  • Мораль
  • Правосознание ( право )
  • Религия — на ранних этапах развития человечества всеобщая форма общественного сознания, зародившаяся около 40—50 тыс. лет назад
  • Идеология (политическое сознание) — наивысшая форма общественного сознания [ нет в источнике ]

Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и так далее. Поэтому они всегда тесно связаны с определённого типа общественными отношениями : экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и другое.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и так далее — соответствуют специфические формы знания .

Советский философ Василий Петрович Тугаринов насчитывал лишь 4 формы общественного сознания: искусство, мораль, науку и философию , а к числу уровней относил идеологию и общественную психологию.

Субъект общественного сознания

Большую теоретическую проблему представляет вопрос о том, кто же является носителем, субъектом общественного сознания. Является ли общество или какая-либо его часть таким субъектом, который способен принимать решения, иметь определённую эмоциональную жизнь, воспроизводить подобных себе носителей сознания? В определённом смысле можно говорить о субъективных свойствах не только каждого отдельного человека, но и более общих групп людей ( класс , национальность , государство , человечество ). Но при этом следует помнить, что идеальное как мыслительный процесс не может быть присуще ни обществу в целом, ни какой-то отдельной общественной группе. Сознание как таковое является исключительным свойством личного бытия. Общество, через родителей и ближайшее окружение ребёнка развивает его сознание, в котором, таким образом, собственное бытие всегда связано с бытием некоторой более общей группы. В каждой культуре создается символика , так или иначе заставляющая личность жить интересами общности, испытывать радости и переживания по поводу её успехов и неудач. Вне такого объединения сознательная жизнь человека не только теряет высший смысл, но попросту невозможна. Хотя сама личность силой мышления способна модифицировать собственное сознание, но известные в истории философских идей попытки построить своё бытие как совершенно независимое от общества всегда демонстрировали свою несостоятельность.

Социально-исторические общности людей могут выглядеть как субъекты, способные принимать решения. Например, государства принимают решения о начале или окончании войны, классы ведут борьбу, выбирают эффективные формы её осуществления. Хотя решения, в конечном итоге, принимаются ограниченным кругом лиц или даже отдельными людьми, но в развитой общественной структуре они связаны достаточно жёсткими регламентирующими их действия правилами — конституцией государства, законами, положениями и нормами, а также моралью . В то же время, на данном этапе развития общества, на общественное сознание оказывают большое влияние средства массовой информации , посредством которых можно существенно модифицировать общественное сознание.

Большим вопросом, касающимся специфики общественного сознания в целом, является вопрос о том, как соотносятся субъективные свойства личности и общности, какие из своих субъективных свойств и каким образом (добровольно или вынужденно) личность передаёт органам, представляющим общность, имеющим право говорить от её имени.

Уровни общественного сознания

Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни — обыденно-практический и научно-теоретический. Подобный аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим, поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в объективную реальность. Как известно, обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно-теоретическое. Общественное сознание на обыденно-практическом уровне проявляет себя как общественная психология, на научно-теоретическом уровне — как идеология . Следует подчеркнуть, что идеология — это не всё научно-теоретическое сознание, а только та его часть, которая носит классовый характер.

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 4 марта 2010. Архивировано из 15 декабря 2009 года.
  2. Богдановъ А. Наука объ общественномъ сознаніи. (Краткый курсъ идеологической науки въ вопросахъ и ответахъ). — М. : Книгоизд-во писателей, 1914. — 203 с.
  3. . Дата обращения: 4 марта 2010. 21 февраля 2009 года.
  4. (недоступная ссылка)
  5. . Дата обращения: 4 марта 2010. 14 июня 2013 года.
  6. . Дата обращения: 4 марта 2010. 3 октября 2009 года.
  7. (недоступная ссылка)
  8. . Дата обращения: 4 марта 2010. 9 декабря 2012 года.
  9. . Дата обращения: 4 марта 2010. 14 февраля 2017 года.
  10. . Дата обращения: 4 марта 2010. Архивировано из 21 ноября 2007 года.
  11. Дата обращения: 4 марта 2010. Архивировано из 28 сентября 2011 года.
  12. Философия для аспирантов : учебное пособие / В. П. Кохановский [и др.]. — 2-е изд. — Ростов н/Д. : Феникс, 2003. — 448 с. — (Высшее образование). — ISBN 5-222-03544-1
  13. Тугаринов В. П. Избранные философские труды. — Л. : ЛГУ, 1988 — C.224

Литература

  • от 22 мая 2010 на Wayback Machine // Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова . — 4-е изд. — М. : Политиздат , 1981. — 445 с.
  • Введение в философию. — М.: Политиздат , 1989. Ч.2. — 3. Структура общественного сознания — С.445-455
  • Демичёв В. А. Общественное бытие и общественное сознание. — Кишинёв, 1970.
  • Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Формы общественного сознания — М., 1959
  • Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. — М. : Наука , 1990. — 222 с.
  • Уледов А. К. Структуры общественного сознания. — М., 1968.
  • Челышев П. В. Обыденное сознание или не хлебом единым жив человек. М.: Московский государственный горный университет , 2007. — 359 с.
Источник —

Same as Общественное сознание