Базилика Девы Марии (Шэшань)
- 1 year ago
- 0
- 0
Базилика Вознесения Девы Марии ( чеш. Bazilika Nanebevzetí Panny Marie ) — католический монастырский и приходской костёл преимущественно в стиле барокко при Страговском монастыре премонстрантов в Градчанах ( Прага ), основанный князем Чехии Владиславом II одновременно со Страговским аббатством. С 6 ноября 1991 года обладает титулом малой базилики .
Возведение костёла Вознесения Девы Марии связано с основанием на Страговском холме премонстрантского монастыря в 1143 году . Монастырь был заложен князем Чехии Владиславом II (будущим королём Владиславом I) по инициативе епископа Оломоуца Йиндржиха Здика . В 1150 году в костёле был похоронен епископ Йиндржих Здик, затем жена короля Владислава I Гертруда фон Бабенберг (ум. в 1150 году, впоследствии перезахоронена в ), а в 1176 году в храме был перезахоронен и сам король Владислав. Несмотря на исторические свидетельства, при археологических исследованиях в храме их захоронения найдены не были .
Каменный храм Вознесения Девы Марии в форме романской трёхнефной базилики длинною 56 метров и шириною 22 метра с трансептом и двумя призматическими башнями был возведён вероятно в 1149 году (по крайней мере, в этом году уже были возведены хоры ). Стараниями страговского аббата Войтеха (1176—1208) хоры храма были повышены и 25 апреля 1182 года их освятил архиепископ Зальцбурга Адальберт (Войтех) III , третий сын короля Владислава I. В том же году в храме был похоронен епископ Оломоуца .
Перед пожаром 1258 года страговский костёл считался одним из четырёх главных храмов Чешского королевства наряду с собором Святого Вита , костёлом Святых Петра и Павла и храмом Бржевновского монастыря . В 1258 — 1263 годах в результате реконструкции, проведённой аббатом Яном I после пожара, костёл приобрел готический вид , который сохранялся в течение нескольких следующих веков. Плоский деревянный потолок был заменён на свод , а к северному боковому нефу была пристроена готическая капелла Святой Урсулы . Костёл пережил не только страшный пожар 1258 года, но и сопровождавшиеся разорением католических храмов гуситские войны XV века , однако проведённые в 50-х годах XX века археологические исследования не обнаружили следов разрушения костёла в эти периоды .
В начале XIV века храм был разграблен наёмниками короля Генриха Хорутанского . При короле Яне Люксембургском аббат Герард (1307—1321/3) произвёл ремонт и обновление храма и пристроил к нему две капеллы — Святого Эрхарда и Святых Ангелов. 8 мая 1420 года гуситы разграбили и сожгли костёл Вознесения Девы Марии вместе со всем монастырём, часть монахов спаслась бегством, часть была перебита. Богослужение в страговском костёле возобновились только при новом аббате Льве из Букшице ( 1436 — 1445 ), однако постепенное восстановление храма и монастыря началось только при аббате Яне IV ( 1454 — 1470 ). 24 сентября 1486 года храм вновь был разграблен бунтующей вооружённой толпой .
К началу XVII века храм пришёл в полное запустение. В нормальном состоянии была только капелла Святой Урсулы, в которой вела богослужение малая община премонстрантов . В 1601 — 1605 годах при аббате Яне X Логеле ( 1586 — 1612 ) страговский костел был восстановлен и реконструирован в ренессансном стиле под руководством, скорее всего, итальянского архитектора Босси де Кампионе .
Барочный вид храм приобрёл после реконструкции, произведённой при преемнике Яна Логела — аббате Каспаре фон Квестенберге ( 1612 — 1640 ). При нём же в 1627 году в монастырский храм были перенесены из Магдебурга мощи основателя ордена премонстрантов Святого Норберта Ксантенского , был расширен трансепт , а размер базилики увеличился в направлении запада. В 1630 году был создан новый фасад храма. Ян Логел, будучи уже архиепископом Пражским , после своей смерти в 1622 году был похоронен перед главным алтарём страговского храма .
В 1742 году базилика была существенно повреждена в результате французских обстрелов и бомбардировок, после чего её фасад был реконструирован в стиле позднего барокко в соответствии с проектом Ансельмо Лураго и А. Гаффенекера. Скульптуры на фасаде костёла были выполнены Яном Антонином Квиттайнером. Барочный вид приобрёл и интерьер храма: силезский художник Вилем Нойнгерц 1743 году расписал картуши вдоль стен главного нефа фресками со сценами из жизни Святого Норберта , а свод храма — фресками на марианские темы, автором художественной штукатурки был Ян Паллиарди, главный алтарь и 10 боковых алтарей в 1768 — 1769 годах изготовил пражский каменотес Йосеф Лауерманн, а скульптуры алтарей создали Игнац Платцер (главный алтарь) и Я. А. Квиттайнер (боковые алтари). Алтарные образы были написаны преимущественно Леопольдом Виллманном, Ксавером Балко и Сиардом Носецким .
В 1774 году на хорах храма были установлены органы . В конце XVIII — XIX веках на органах храма играли такие известные органисты как и , а в 1787 году на храмовых органах импровизировал Вольфганг Амадей Моцарт . В 1900 году старые органы были заменены на новые .
6 ноября 1991 года папа римский Иоанн Павел II даровал храму титул малой базилики . Торжества по этому случаю проводились 1—2 февраля 1992 года .
|
|
|
|
|||
Алтарная
апсида
и башни базилики |
Базилика Вознесения Девы Марии
посреди Страговского монастыря |
Статуя агнца на главном фасаде базилики | Главный фасад базилики |
Храм Вознесения Девы Марии в Страговском монастыре за свою почти девятисотлетнюю историю несколько раз перестраивался, поэтому в его нынешнем облике можно найти следы различных архитектурных стилей. Храм построен в виде трёхнефной романской базилики с плоским барочным сводом и тремя одинаковыми апсидами в восточной оконечности. Трансепт базилики по своему стилю является готическим , а пресвитерий — ренессансным . Две высокие храмовые башни заметно доминируют в области, тем более, что сам монастырь и храм находятся на возвышенности Страговского холма. Длина базилики составляет 63 метра, ширина — 10, а высота — 16 .
Главный алтарь в апсиде базилики был изготовлен из мрамора Йосефом Лауерманном, он украшен рельефом со сценой Вознесения Девы Марии и статуями Святого Августина , Святого Норберта Ксантенского и . В южной части хора находится символический надгробный камень короля Владислава I , останки которого были захоронены в храме, однако точное место погребения было забыто. На южной стороне хора находится надгробный камень архиепископа Пражского Яна III Логела (1549—1622), бывшего ранее страговским аббатом. Под хором находятся гробницы страговских аббатов и монахов. Сам хор отделён от нефа мраморной конструкцией .
В колоннах главного нефа , отделяющих его от боковых нефов, располагаются 10 боковых алтарей, посвящённых Рождеству Господнему , Божественному Сердцу Господнему, Святому Яну Непомуцкому , Святой Марии Магдалине , Обращению Апостола Павла , Святому Мартину , Святой Анне , Святому Августину , Чешским Покровителям и Посещению Девы Марии .
В южном нефе с XIV века находилась готическая капелла Святых Ангелов, которую по указанию генералиссимуса Альбрехта Вальдштейна (ум. 1634 ) перестроили в барочную капеллу Девы Марии Пасовской для захоронения в ней рейхсмаршала Готфрида Паппенгейма и племянника Вальдштейна Бертольда, погибших в битве при Лютцене в 1632 году . Под капеллой находится гробница Паппенгейма и пустой склеп, в котором в своё время должен был быть захоронен сам Альбрехт Вальдштейна. На барочном алтаре помещена копия образа Девы Марии Пасовской, а потолок капеллы украшает фреска работы Сиарда Носецкого со сценами битвы при Лютцене .
На противоположной стороне храма, в северном нефе, находится изначально готическая капелла Святой Урсулы , в которой находятся алтарь Святого Норберта с мощами этого святого и алтарь Святой Урсулы и её спутниц с мощами некоторых из них, полученными храмом от кёльнского архиепископа Конрада в 1256 году . После того как в 1873 году в капеллу Святой Урсулы были перенесены мощи Святого Норберта, капелла была перепосвящена этому святому .
Западная сторона базилики заканчивается хорами , на которых находятся установленные в 1774 году органы .