Interested Article - Двенадцать аятан

Двенадцать аятан ( санскр. आयतन , IAST : āyatana ) — классификация дхарм по опорам (базам) для сознания путём разделения дхарм на воспринимающие способности и их объекты.

Васубандху даёт следующее определение аятан: «Источник сознания (аятана) означает входная дверь — для сознания и психических явлений. Согласно определению, источники сознания суть то, что вызывает появление дхарм сознания и психики и их развертывание» (перевод В. И. Рудого ).

Шести внутренним опорам (адхьятма-аятана) соответствует шесть внешних (бахъя-аятана).

Шесть внутренних опор представляют собой органы (силы) восприятия:

  1. Орган зрения — чакшур-индрия-аятана ( IAST : cakṣur-indriya-āyatana );
  2. Орган слуха — шротра-индрия-аятана ( IAST : šrotra-indriya-āyatana );
  3. Орган обоняния — гхрана-индрия-аятана ( IAST : ghrāṇa-indriya-āyatana );
  4. Орган вкуса — джихва-индрия-аятана ( IAST : jihvā-indriya-āyatana );
  5. Орган осязания — кая-индрия-аятана ( IAST : kāya-indriya-āyatana );
  6. Мыслительные способности, сознание — мано-индрия-аятана ( IAST : mano-indriya-āyatana ).

Шесть внешних опор соотносятся с типами объектов восприятия:

  1. Видимое (цвет и форма) — рупа-аятана ( IAST : rūpa-āyatana );
  2. Слышимое (звук) — шабда-аятана ( IAST : šabda-āyatana );
  3. Обоняемое (запах) — гандха-аятана ( IAST : gandha-āyatana );
  4. Вкушаемое (вкус) — раса-аятана ( IAST : rasa-āyatana );
  5. Осязаемое — спраштавья-аятана ( IAST : spraṣtavya-āyatana );
  6. Нечувственные объекты — дхарма-аятана ( IAST : dharma-āyatana ).

См. также

Источник —

Same as Двенадцать аятан