Рай, Бхавананда
- 1 year ago
- 0
- 0
Бхавана ( пали bhāvanā ) буквально означает «развитие» или «взращивание» или «вырабатывание/культивирование» в смысле «призыв к существованию» . Это важное понятие в буддийской практике ( пали patipatti ). Часто бхавана встречается в словосочетании, например, читта-бхавана (развитие или взращивание сердца/ума) или метта-бхавана (развитие/культивирование любящей доброты). Сам по себе термин бхавана означает созерцание и «духовное взращивание/совершенствование» в целом.
Слово бхавана происходит от от каузативной основы корня bhū — «быть» с аффиксом значения процессуальности. Его буквальное значение — «давать возможность быть, приводить к бытию, вводить в бытие, проявлять» .
Поясняя культурный контекст применения термина историческим Буддой, буддолог Гленн Уоллис подчеркнул в качестве смысла взращивание/культивирование . Он пишет, что фермер совершает бхавану, когда готовит почву и сажает семена. Уоллис делает вывод о намерении Будды использовать именно этот термин, чтобы сделать упор на местность и земледелие в тогдашней северной Индии :
Я представляю, что когда Готама, Будда, выбрал это слово для разговора о медитации, он имел в виду привычные фермы и поля своей родной Индии. В отличие от наших слов «медитация» или «созерцание», термин Готамы пахучий, сочный и зеленеющий. Он наполнен запахом земли. Привычность выбранного им термина предполагает естественность, повседневность, обыденность. Этот термин также подаёт надежду: каким бы запущенным или испорченным ни было поле, его всегда можно возделывать — бесконечно улучшать, обогащать, развивать, — чтобы получить благодатный и обильный урожай.
Культивирование чего-либо подразумевает совершение комплекса действий, зависящих от внешних обстоятельств. Этому комплексу присущи собственные технологии и поэтапность. Именно таким представлен путь буддийской практики в тексте «Бхавана-крама» Камалашилы .
В Палийском каноне бхавана часто встречается в составной форме, указывающей на личные, преднамеренные усилия, прикладываемые в течение некоторого времени для развития какой-то конкретной способности. Например, в Палийском каноне и постканонической литературе можно найти следующие сочетания:
Кроме того, в Каноне восхваляется развитие ( бхавана ) саматхи - випассаны . Впоследствии учителя тхеравады использовали следующие сочетания:
Понятие «бхавана-марга» является элементом интерпретации доктрины о пяти стадиях Пути Великой колесницы .
Слово бхавана иногда переводится как « медитация ». Таким образом, метта-бхавана может быть переведена как «медитация на любящей доброте». Например, книга Лиа Вейсс «The Little Book of Bhavana: Thai Secrets of Everyday Resilience» (в русском издании «Бхавана. Медитация, которая помогла тайским мальчикам выжить в затопленной пещере») .
В Бхавана-сутте («Развитие») АН 7.71 Будда приводит пример с курицей, которой необходимо высиживать яйца, если она хочет, чтобы из них вылупились цыплята. Аналогично и монах, который хоть и желает освободиться от пятен, но всё-же не тренирует ум и не развивает , способствующих просветлению ( четыре основы осознанности , четыре правильных усилия , , пять способностей , , семь факторов просветления и Благородный восьмеричный путь ), не очистит его от загрязнений .