Шаумян, Григор Арутюнович
- 1 year ago
- 0
- 0
Георг Арутюнович Чмшкя́н ( арм. Գևորգ Չմշկյան ; 7 (19) марта 1837 , Тифлис — 28 декабря 1915 ( 10 января 1916 ), Петроград ) — армянский актёр, режиссёр, драматург и театральный деятель. Один из основателей армянского профессионального театра в Тифлисе.
Георг Чмшкян родился 7 (19) марта 1837 года в Тифлисе (Тбилиси). Окончил Тифлисскую армянскую духовную семинарию Нерсесян и Русское землемерное училище. В 1862 году начал выступать на сцене в Тифлисе .
В 1863 году стал организатором, режиссёром и актёром нового армянского профессионального театра в Тифлисе. Труппа театра выступала с гастролями во многих городах Закавказья , где в основном проживали армяне . В 1879 году Георг Чмшкян съездил в Константинополь (Стамбул) и пригласил в свою труппу П. Адамяна , Сирануйш и других армянских актёров Константинопольского театра .
Георг Чмшкян считается основоположником армянского сценического реалистического искусства . Выступал против псевдоисторической армянской драматургии, представленной тогда «Шушаник» и «Варданом» (трагедиями А. Кариняна): « нужно было забыть бесполезные исторические воспоминания, перестать ставить различных Шушаник, заняться современной жизнью армян с ее хорошими и плохими сторонами » . По утверждению Театральной энциклопедии , « в своём творчестве он сочетал романтический пафос с правдивым изображением действительности » . Георг Чмшкян стоял на прогрессивных позициях , пропагандировал на сцене драматургию Шекспира , Мольера , Сундукяна , Гоголя , Островского . Среди его лучших ролей: Отелло, Шейлок («Отелло», «Венецианский купец» Шекспира), Пэпо («Пэпо» Сундукяна), Кречинский («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина) .
Творческая дружба Чмшкяна и Сундукяна способствовала реформированию и развитию армянского театра, усилению реализма на сцене . По утверждению современников, Чмшкян был лучшим исполнителем пьес Сундукяна .
Георг Чмшкян занимался переводом русских и французских пьес на армянский язык. Писал водевили, бытовые комедии, драмы («Приглашение на хаш», «Вместо семьи невеста», «В двух семьях»). В своей пьесе «Учительница» (1890) он затрагивал тему женского равноправия. Писал статьи, рецензии и воспоминания об армянском театре .
Жена — (1849—1907) — актриса Тифлисской армянской труппы .