Interested Article - Церковь Святой Троицы и базилианский монастырь (Вильнюс)

Це́рковь Пресвято́й Тро́ицы и базилиа́нский монасты́рь , Троицкая церковь , Базилианская церковь — действующий греко-католический храм во имя Пресвятой Троицы (богослужения ведутся на украинском и белорусском языках ) и бывший базилианский монастырь в Вильнюсе ; ансамбль зданий с чертами архитектуры готики , барокко , классицизма и историзма , памятник архитектуры и истории. Располагается в южной части Старого города , неподалёку от Острой брамы и расположенного на противоположной стороне улицы Свято-Духова монастыря . Адрес: улица Аушрос Варту , 7б ( Aušros Vartų g. 7b ).

Ансамбль образуют церковь Святой Троицы, массивная четырёхугольная колокольня, два монастырских здания в несколько корпусов и пышные барочные ворота с двумя арочными проездами. Два корпуса бывшего мужского монастыря с проездом в ограде и не относящиеся к ансамблю здания с восточной стороны окружают большой двор мужского монастыря, в центре которого стоит храм, а в северной стороне — колокольня. Здание бывшего женского монастыря расположены в северной части ансамбля, его корпуса образуют два меньших двора, а один из корпусов своими стенами выходит на улицу Аушрос Варту. На улицу выходят ворота, расположенные в северо-восточной части ансамбля. За воротами находится небольшой дворик трапециевидной формы, по которому ведёт путь к въезду во двор мужского монастыря.

Ансамбль начал формироваться в начале XVI века и в целом сложился в XIX веке . Основанные как православные, храм и монастырь в 1608—1827 годах принадлежали греко-католическому монашескому ордену Святого Василия Великого (по другим сведениям, базилиане были удалены в 1821 году).

Ансамбль зданий монастыря, включающий храм Пресвятой Троицы, колокольню, здания мужского и женского монастырей, ворота и бурсу, является охраняемым государством объектом культурного наследия национального значения; код в Реестре культурных ценностей Литовской Республики 681.

История

Металлическая мемориальная плита, гласящая, что на месте храма приняли мученическую смерть Антоний, Иоанн и Евстафий

По преданию, православный храм появился в дубовой роще уже XIV веке , спустя несколько лет после мученической казни виленских страстотерпцев Антония, Иоанна и Евстафия . На месте гибели мучеников собирались для молитвы христиане и соорудили здесь небольшую часовню. При содействии второй жены Ольгерда Иулиании на месте часовни была построена церковь во имя Святой Троицы, в которую были перенесены тела мучеников.

Главный вход
Интерьер храма
Остатки фресок

К началу XVI века деревянная Троицкая церковь пришла в упадок и представляла собой развалины. Король Сигизмунд I во внимание к заслугам великого гетмана литовского князя Константина Острожского и в благодарность за победу в битве под Оршей разрешил ему постройку в Вильне двух каменных церквей, в том числе Свято-Троицкой. Возведённая в 1514 году церковь была по форме готической , с контрфорсами , высокой крышей и треугольным фронтоном . Одновременно на средства Константина Острожского было возведено здание монастыря. Рядом с храмом была возведена высокая восьмиугольная колокольня.

Монашеская обитель при Троицкой церкви действовал уже по меньшей мере с конца XV века . Здания монастыря неоднократно перестраивались. В монастыре получили воспитание выдающиеся церковные деятели митрополит Киевский Макарий , пострадавший от татар священномученик; Иона II , полоцкий архиепископ и впоследствии литовский митрополит; литовский митрополит Сильвестр Белькевич и другие. Монастырь как первая в Вильне христианская обитель пользовался особыми преимуществами. После разделения Русской митрополии на Киевскую и Московскую монастырь подчинялся вселенским патриархам, а его настоятели возводились в сан митрополита .

С 1584 года при Свято-Троицком монастыре действовало виленское православное братство , объединявшее православных жителей города разных сословий для защиты и распространения православия. При монастыре около 1585 года были основаны духовное училище, составившее конкуренцию иезуитской коллегии , и типография. В типографии в 1596 году был отпечатан первый восточнославянский букварь со словарём «Наука ку читаню, и розумѣню писма словенского: ту тыж о святой Тройци, и о въчловеченіи Господни» Лаврентия Зизания . Посетив в 1588 году Вильну, константинопольский патриарх Иеремия благословил православное братство.

В конце XVI или в начале XVII века внутренние стены церкви были оштукатурены и расписаны.

Базилианские монастырь и церковь

Эпитафия бурмистра Браги (XVI век)

Уже в 1601 году в Вильне митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Ипатий Потий основал при Троицком монастыре первую духовную семинарию Русской униатской церкви .

В 1608 году по указу короля Сигизмунда III монастырь был передан униатским монахам базилианам . Православное братство, училище и типография перешли в Свято-Духов монастырь . Туда же были перенесены мощи виленских мучеников .

В 1622 году Евстахий Корсак-Голубицкий пристроил к северному фасаду главного корпуса церкви часовню Святого Луки. В 1628 году на средства земского писаря Яна Коленды к южному фасаду, по левую сторону от входа в храм, была пристроена часовня Воздвижения Святого Креста. Ян Коленда в часовне устроил алтарь, а под ним склеп для себя и своих потомков, для чего пожертвовал на вечное поминовение 3000 злотых и свой дом в Вильне на Серейкишках.

В 1628 году к базилианам перешла бывшая печатня братьев Мамоничей . В базилианской типографии в XVII XVIII веках было отпечатано около двухсот книг на разных языках, в том числе и на литовском (к 1839 году была напечатана 51 литовская книга). Во время восстания Якуба Ясинского в монастырской типографии печатались воззвания повстанцев. В 1839 году типография была ликвидирована.

Около 1670 года церковь ремонтировалась. Монастырь и церковь пострадали в 1706 году при сильном пожаре, истребившем большую часть города. В восстановленной церкви помимо главного алтаря было устроено шесть новых — алтарь Святого Креста, Святого Василия Великого, Божией Матери, Иосафата (Кунцевича) , Святого Николая и Святого Онуфрия. Перед главным алтарем был устроен съёмный иконостас , чтобы его можно было снять, когда в праздничные дни приглашалось служить римско-католическое духовенство. После пожаров 1706 и 1728 годов восстанавливался купол храма.

В часовне по правую сторону от входа в богатом мраморном саркофаге был погребён строитель Ян Скумин Тышкевич со своею супругой Барбарой, урожденной Нарушевич. Об этом свидетельствует надпись на плите в стене. Ян Тышкевич был ревностным распространителем унии и защитником базилианскаго ордена, опекал монастырь и при жизни приготовил в Троицкой церкви склеп для своего погребения и построил над ним часовню Благовещения Пресвятой Богородицы. После его смерти в 1747 году он вместе с женой и сыном был торжественно погребён в этой часовне. Его дочь Евгения-Екатерина, вышедшая замуж за коронного конюшего Корибут-Вишневецкого, записала монастырю 15000 польских злотых с тем, чтобы ежедневно отправлялась заупокойная обедня.

Восточный фасад

Здание монастыря и храма перестраивались после пожаров 1748 и 1760 годов . В 1761 году была проведена барочная реконструкция храма под руководством Иоганна Кристофа Глаубица . После этого архитектурный облик храма утратил готические черты и приобрёл барочные; по углам западного и восточного фасадов были возведены башенки (сохранилась только их пара у восточного фасада).

При Свято-Троицком монастыре с XVI века действовал женский монастырь. Монастырь занял здание, в 1609 году перестроенное из трёх соседних готических домов. На средства князей Сапег в 1630 году здание было расширено. Позднее к нему были пристроены два флигеля . Настоятельницей монастыря была дочь Павла Сапеги Екатерина. При женском монастыре находилась небольшая библиотека из книг на польском языке. Женская обитель находилась рядом с мужской, от которой отделялась сначала деревянною оградою, затем каменной стеной, построенной в 1777 году . Помещение монахинь находилось по правую сторону от входа в Троицкий монастырь. Своей церкви в женском монастыре не было, и монахини ходили в Свято-Троицкую церковь через калитку, проделанную у первых ворот. Монахиням женской обители была отдана часовня Воздвижения Святого Креста, пристроенная к церкви по левую сторону от входа. В часовню из женского монастыря вела особая закрытая галерея. Около 1784 года она была разрушена; в 1792 году была построена новая деревянная галерея через колокольню, которая вела в часовню Воздвижения Святого Креста. Тогда же были увеличены окна церкви.

Храм ремонтировался в 1820 году под руководством архитектора Жозефа Пусье .

Православные храм и семинария

Ворота и купол церкви в конце XIX века

Около 1826 года настоятельница женской обители Дамасцена Важинская открыла при монастыре пансион для девиц. Обучением занимались монахини, гувернантки, а также светские учителя, обучавшие воспитанниц пансиона музыке и танцам.

В 1841 году (по другим сведениям в 1842 году ) женский монастырь был упразднён, его помещения и движимое имущество перешли в собственность Кафедрального православного собора. В принадлежавших женской обители помещениях впоследствии были устроены жилые квартиры.

Троицкий монастырь по предложению Иосифа (Семашко) , тогда униатского епископа, впоследствии православного литовского митрополита, был перечислен в третьеклассный (по штату 1842 года ему полагались один настоятель- архимандрит , пять иеромонахов , один монах и четыре послушника ), а освободившиеся здания, принадлежавшие прежде монастырю, были отданы под православную духовную семинарию .

Семинария была переведена в Вильну из местечка Жировицы Гродненской губернии в 1845 году . Для приспособления зданий под семинарию по распоряжению митрополита Иосифа (Семашко) были произведены капитальная переделка и необходимые постройки. В 1851 1852 годах реконструировалась часовня Скуминов (часовня Благовещения Пресвятой Богородицы) по проекту архитектора Михаила Прозорова. В ней была устроена церковь во имя Святого Иоанна Богослова.

Генерал-губернатор М. Н. Муравьёв , ревниво следивший за восстановлением в крае древних православных святынь, выделил на оборудование семинарских зданий 60 тысяч рублей. При Муравьёве была заново перекрыта железом крыша церкви. В 1867 году здание монастыря реконструировалось, при этом разбирались разделяющие прежние кельи стены, чтоб получились просторные классные помещения. В 1869 году монастырь был окончательно упразднён. Во второй половине XIX века была пристроена круглая башня с юго-западной стороны монастырского ансамбля.

По проекту Николая Чагина в 1869 году были надстроены башенки главного западного фасада, возведён новый восточный фронтон церкви, сооружён деревянный купол с расписанными окнами (разобранный в начале XX века ); здание приобрело черты архитектуры историзма.

На пилонах, поддерживавших купол, были развешаны изображения святых. Деревянный иконостас Троицкой церкви был простым, окрашенным масляной краской и местами отделанным позолотою. Икона Спасителя у царских врат была заключена в массивную серебряную ризу. В церкви имелись иконы кисти академика И. Ф. Хруцкого , сына униатского священника, и иконы Святого Онуфрия, Святых Апостолов Петра и Павла и другие, исполненные художником Ф. Смуглевичем . Иконы были вывезены в 1915 году , с приближением немецких войск к городу, вглубь России.

XX век

Реставрированная часовня Святой Троицы

После Первой мировой войны в 1919 году храм был передан католикам. Несколько лет продолжался спор о правах собственности на здания монастыря между светскими польскими властями и православной консисторией. В 1927 году по судебному решению здания перешли в собственность государства. Однако часть здания бывшего базилианского властями была оставлена в пользование православной духовной семинарии.

В другой части с 1919 года располагались Белорусская гимназия, белорусский сиротский приют, Белорусское научное общество; с 1921 года также белорусский Историко-этнографический музей имени Ивана Луцкевича. В 1939 году Белорусское научное общество было ликвидировано, музей продолжал действовать до 1943 года , когда по требованию немецких властей помещение было освобождено для госпиталя, а экспонаты вывезены в помещения отделения изящных искусств Университета Стефана Батория рядом с костёлом Святой Анны .

В 1940 году храм был закрыт. В 1946 1960 годах монастырские здания занимал Вильнюсский педагогический институт , в 1964 1969 годах здесь работал Вильнюсский филиал Каунасского политехнического института. С 1969 года здания церкви и монастыря принадлежали Вильнюсскому инженерно-строительному институту.

В 1991 году храм был передан греко-католической общине. С тех пор в храме ведётся ремонт. В 1994 году церковь отошла к монахам базилианам . Монахи занимают также незначительную часть помещений бывшего монастыря. Частью помещений пользовался Вильнюсский технический университет им. Гядиминаса. С 2008 года в части зданий монастыря располагается отель и ресторан «У базилиан» ( „Pas Bazilijonus” ).

Трёхэтажное здание бывшего монастыря сохраняет черты барокко и классицизма. К западному фасаду западного корпуса пристроен двухэтажный флигель и трёхэтажная круглая башня. Фасад украшен дорическими пилястрами , между которыми размещены прямоугольные окна. Две колонны поддерживают деревянный фронтон над входом у восточного фасада западного корпуса. У этого входа в 1992 году на здании монастыря, в котором действовала Белорусская гимназия, были открыты две мемориальные таблицы — в память поэтессы Натальи Арсеньевой , которая здесь училась в 1921 1921 годах , и учителя, классика белорусской литературы Максима Горецкого . Открытая в 2005 году мемориальная таблица в память белорусского священника Адама Станкевича, одного из учредителей Белорусской гимназии и сиротского приюта, была украдена.

Келья Конрада

Двери в часть бывшего монастыря тюрьма (2005)

В начале XIX века в южном крыле монастыря была устроена тюрьма. Здесь в 1823 1824 годах содержались арестованные по делу филоматов , среди которых были Адам Мицкевич , Игнацы Домейко , Александр Ходзько . Подкупив стражников, заключённые по ночам встречались в келье, в которой содержался Мицкевич. Эта келья получила название «кельи Конрада»: в III части драматической поэмы Мицкевича « Дзяды » её главный герой, носящий автобиографические черты, в такой келье ведёт спор с Богом и сатаной и переживает духовное перерождения, превращаясь из Густава в Конрада. Позднее в помещениях бывшего монастыря содержались также участники восстания 1831 года , ещё позднее в 1838 1839 годах здесь пребывал в заключении Шимон Конарский , откуда он и был препровождён к месту казни.

В 1920-х годах место кельи Конрада в восточном конце южного корпуса установил историк архитектуры Юлиуш Клос . Это помещение не сохранило своего прежнего вида: стена кельи Конрада в 1867 году была разобрана и соединена с соседним помещением, где в советское время располагалась библиотека Вильнюсского инженерно-строительного института. После перехода здания базилианского монастыря в 1927 году в собственность государства из той части здания, где находилась келья Конрада, были выселена православная духовная семинария. В 1929 году был проведён необходимый ремонт, вернувший келье прежний вид. В её стену была вмурована мемориальная мраморная таблица с текстом на латинском языке , который в «Дзядах» Густав написал на колонне, поддерживающей тюремные своды:

Богу Наилучшему, Величайшему. Густав умер в 1823 г., в первый день ноября; здесь родился Конрад в 1823 г., в первый день ноября

Копия мемориальной таблицы довоенной кельи Конрада

Помещение было передано Союзу польских писателей Вильно. Здесь же разместилось Польское общество краеведения. В келье Конрада устраивались литературные вечера.

Мемориальная таблица над входом в здание (до открытия отеля)

В послевоенные годы над входом в монастырское здание была установлена мемориальная таблица, затем в 1970 году её сменила другая таблица в память о том, что в этом здании содержались в заключении Мицкевич и другие филоматы и здесь разыгрывалось действие «Дзядов».

В 1990-х годах предпринимались попытки возродить традицию «литературных сред» в келье Конрада. В первой возобновлённой «литературной среде» в 1992 году участвовал Чеслав Милош . Некоторое время помещения вместе с кельей Конрада арендовала немецкая компьютерная фирма, затем эта часть здания монастыря была передана монахам базилианам.

В 2008 году в монастырском здании после ремонтных работ был открыт отель «У базилиан» ( „Pas Bazilijonus” ). В келье Конрада был устроен гостиничный номер. Копия довоенной мемориальной таблицы «для удобства постояльцев», как объяснял совладелец отеля, была перемещена в коридор. Сама келья Конрада была перенесена в пристройку, заново отстроенную между зданием монастыря и церковью на месте снесённой в XIX веке пристройки. В мае 2009 года состоялось открытие экспозиции «Келья Конрада» (автор Йоланта Поль из Литературного музея им. А. Мицкевича в Варшаве), изображающая место заключения Адама Мицкевича. Часть польской общественности расценила уничтожение подлинной, хотя и реставрированной кельи Конрада как вандализм, а новую «келью Конрада» — как профанацию.

Архитектура и убранство церкви

Западный фасад. Деталь

Здание церкви сохранило черты архитектуры готики, барокко и русско-византийского стиля. Основное здание храма в плане прямоугольное.

Главный западный фасад симметричен. По углам возвышаются небольшие восьмиугольные башенки, в центре между ними фронтон в виде вытянутой арки, соединённый с башенками парапетом . Плоскость фасада членится пилястрами и окнами. Вход подчёркнут ступенями и полукруглой аркой портала. В нише в стене храма, слева от главного входа у западного фасада, изображены святые виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Под нишей находится металлическая мемориальная таблица. Рядом с входом имеется мемориальная таблица в память Иосафата (Кунцевича) .

Эпитафия сестёр Еленских

У заднего восточного фасада имеются три массивные апсиды , со значительно выступающей средней, и две вытянутые башенки колоколен в стиле позднего барокко. Башенки с волютами и лепниной в плане овальные, двухъярусные, каждый ярус украшен четырьмя парами пилястров. Башенки увенчаны шлемами в виде колоколов с глухими имитациями чердачных окошек.

У северного фасада церкви, по правую сторону от входа, расположена часовня Святого Луки, у южного фасада с левой стороны от входа — часовня Воздвижения Святого Креста с примыкающей к ней часовней Скуминов с криптой , с куполом и стенами, украшенными нишами и пилястрами.

Башенки храма украшают две пары массивных крестов (одна пара одинаковых крестов у главного фасада, другая — у восточного) XIX века с чертами барокко и народного искусства. Невысокая четырёхскатная крыша крыта жестью. Массивные стены готической кладки, скрытой под штукатуркой, сохранили следы контрфорсов.

Вместительное пространство храма четырьмя парами пилонов , поддерживающих купол, членится на три нефа почти одинаковой площади. Массивные восьмигранные пилоны увенчаны стукковыми капителями . Стены и своды оштукатурены и побелены; под слоем мела и штукатурки сохранились следы фресок . В церкви сохранились алтарь и орган, по своим формам в стиле классицизма .

В южной стене церкви на высоте примерно одного метра от пола вделана надгробная металлическая рельефная плита (размером 1,55 м х 2,25 м) конца XVI века . Плита состоит из двух частей: в левой части располагается гербовый картуш , окружённый лавровым венком, листьями аканта и головками ангелов, справа — обрамленная орнаментом кириллическая эпитафия :

Ту лежит раб Божий Офанасий Федорович Брага, бурмистр места Виленскаго. Преставился в лето от воплощения Спаса нашего 1576 г. месяца Октября в 5 день, а жил на свете лет 57. Ту лежит и сын его Антоний, тоже преставился в лето 1580 месяца Октября 3 дня.

В противоположную северную стену вделана другая плита. На ней по-польски написано, что здесь погребены сестры Еленские, умершие в 1757 и 1758 годах .

Ворота

Второй проезд ворот в монастырский двор
Анфилада арочных проёмов
Ворота

Ворота, ведущие с улицы во двор бывшего монастыря, представляют собой выдающееся произведение архитектуры в стиле позднего барокко, образец виленской школы позднего барокко, граничащего с рококо . Ворота шириной 10,8 м и высотой 17,5 м относятся к крупнейшим в Литве.

Монументальный трёхъярусный арочный проезд сооружён архитектором Иоганном Кристофом Глаубицем в 1761 году . Пышный волнистый фасад ворот украшает сложная композиция пилястров и антаблементов волнистого профиля, членящих плоскости стен. Два волнистых антаблемента с извилистыми карнизами делят фасад на три яруса. В нижнем ярусе располагаются профилированные арочные проёмы. По бокам на пьедесталах стоят пилястры с коринфскими капителями , по три с каждой стороны.

В центре второго яруса расположен балкон, украшенный металлической решёткой с изысканным кованым орнаментом ( XVIII век ). За решёткой находится ниша с рельефом, изображающим Всевидящее Око . По краям второго яруса располагаются пилястры, декорированные лепниной с растительными мотивами. На углах высятся волюты с декоративными вазочками или подсвечниками.

На фронтоне, образующем третий ярус, расположена барельефная композиция в «Святая Троица и шар земной». Фронтон завершают волюты по углам и изогнутый карниз. Арочный проезд перекрыт крестовым сводом. Над ним располагается довольно обширное крытое помещение с балконом. В старину на этом балконе помещался оркестр базилианского монастыря для встречи религиозных процессий, которые устраивались по случаю церковных праздников и особенно в день Иосафата (Кунцевича).

В сентябре 2002 года в воротах была открыта мемориальная таблица в память Игнацы Домейко с барельефом (скульптор , архитектор ).

Колокольня

Колокольня

Массивная колокольня стоит в северной части большого монастырского двора, наискосок от главного фасада церкви, соприкасаясь с флигелем южного корпуса здания бывшего женского монастыря. Колокольня возведена в XVI веке по инициативе и на средства Константина Острожского. После пожара 1748 года колокольня была отремонтирована и покрыта новой кровлей. В XIX веке колокольню украсил новый классицистский карниз.

В плане колокольня почти квадратная (9,8 х 9,5 м), высотой в 22,5 м. Толстые стены (толщиной в 2,3 м) снаружи оштукатурены. Монументальные фасады сдержанных, лаконичных форм. В низком цокольном этаже располагаются небольшие окна прямоугольной формы. Второй высокий ярус со срезанными углами и высокими оконными проёмами с закруглёнными арками; над ними в фризе овальные ниши. Четырёхскатная крыша крыта черепицей .

Примечания

  1. Алесь Адамковіч. (белор.) . Таварыства беларускай культуры ў Літве . Westki.info (1 декабря 2013). Дата обращения: 31 января 2014. Архивировано из 3 декабря 2013 года.
  2. .
  3. Турилов А. А., Флоря Б. Н. К вопросу об исторической альтернативе Брестской унии // . — М. , 1999. — Т. II. — С. 28. 16 октября 2015 года.
  4. Poklad, Tatjana. Baltarusiškas Vilnius: paveldas ir atminimas // Naujasis Vilniaus perskaitymas: didieji Lietuvos istoriniai pasakojimai ir daugiakultūrinis miesto paveldas. Straipsnių rinktinė / Sudarytojai A. Bumblauskas, Š. Liekis, G. Potašenko. — Vilnius: Vilniaus universiteto leidykla, 2009. — С. 249—254. — 316 с. — 400 экз. ISBN 978-9955-33-522-1 . (лит.)
  5. Mickiewicz, Robert. (польск.) . Dobry Znak (24 октября 2008). Дата обращения: 30 октября 2010. Архивировано из 30 апреля 2015 года.
  6. Worobiej, Teresa. (польск.) . Tygodnik Wileńszczyzny (июнь 2008). Дата обращения: 30 октября 2010. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  7. Минкявичюс, Й. Вильнюс. Базилианские ворота. // Памятники искусства Советского Союза. Белоруссия. Литва. Латвия. Эстония: Справочник-путеводитель. — Издание второе, исправленное, дополненное. — Москва, Лейпциг: Искусство, 1986. — С. 404—405. — 520 с. — 50 000 экз.
  8. Levandauskas, Vytautas. Šventosios Trejybės cerkvės ir bazilijonų vienuolyno ansamblis. Vartai. // Lietuvos TSR istorijos ir kultūros paminklų sąvadas. — Vilnius: Vyriausioji enciklopedijų redakcija, 1988. — Т. 1: Vilnius. — С. 239. — 592 с. — 25 000 экз. (лит.)

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Виноградов А. А. Путеводитель по городу Вильне и его окрестностям. Со многими рисунками и новейшим планом, составленным по Высочайше конфирмованному. В 2-х частях. — Второе издание. — Вильна: Типография Штаба Виленского военного округа, 1908. — С. 61—72.
  • Kłos, Juliusz. Wilno. Przewodnik krajoznawczy. — Wydanie trzecie poprawione po zgonie autora. — Wilno: Wydawnictwo Wileńskiego oddziału Polskiego Towarzystwa Turystyczniego-krajoznawczego, 1937. — С. 180—184. — 323 с. (польск.)
  • Maceika, J., Gudynas, P. Vilnius: Vadovas po miestą. — Vilnius: Politinės ir grožinės literatūros leidykla, 1960. — С. 53—58. — 387 с. — 15 000 экз. (лит.)
  • Levandauskas, V., Jankevičienė, A., Matuškaitė, M. Šventosios Trejybės cerkvės ir bazilijonų vienuolyno ansamblis. // Lietuvos TSR istorijos ir kultūros paminklų sąvadas. — Vilnius: Vyriausioji enciklopedijų redakcija, 1988. — Т. 1: Vilnius. — С. 236—239. — 592 с. — 25 000 экз. (лит.)
  • Venclova, Tomas. Wilno. Przewodnik / Tłumaczenie Beata Piasecka. — R. Paknio leidykla, 2006. — С. 147—148. — 216 с. — ISBN 9986-830-47-8 . (польск.)

Ссылки

  • (лит.) . Kultūros vertybių registras . Kultūros paveldo departamentas prie Kultūros ministerijos. Дата обращения: 11 декабря 2021.
  • . Архивировано из 18 марта 2012 года.
  • (лит.)
Источник —

Same as Церковь Святой Троицы и базилианский монастырь (Вильнюс)