Interested Article - Иссерлейн Исраэль бен Птахия

Иссерлейн Исраэль бен Птахия (также Геншель из Гейнбурга , бен-Израиль из Кремса Ашкенази ) — крупнейший талмудический авторитет XIV в. Германии.

Биография

Родился в конце XIV в. в Ратисбоне, умер в Винер-Нейштадте в 1460 г.

Иссерлейн — ученик , подвергшегося в Нейштадте мученической смерти (21 марта 1421 года) вместе со своей сестрой, матерью Иссерлейнa, о чём Иссерлейн всегда рассказывал своим слушателям в годовщину разрушения иерусалимского храма . Иссерлейн жил также в Эгере, где его учителем был р. . В молодости Иссерлейн жил в Кремсе и Вене. Большую половину своей жизни Иссерлейн провел в Марбурге ( Штирия ), где нашел пристанище вскоре после катастрофы 1421 года. Уже в 1425 году он из Марбурга переписывался с разными учеными.

В 1445 году (или ранее) Иссерлейн переселся в Винер-Нейштадт , община которого и раньше состояла в районе его раввинской деятельности.

Нейштадт, благодаря пребыванию в нём Иссерлейна, стал центром еврейской учености в Австрии. Тут он также возглавлял бейт-дин и иешиву , ставшую центром еврейской учености в Австрии. Слава эрудита и тонкого аналитика привлекала к Иссерлейну множество учеников. Вел обширную переписку с еврейскими учеными многих стран .

В эпоху, предшествующую Иссерлейну, талмудическая наука сильно уклонилась от изучения самого Талмуда и древнейших авторов, и сосредоточилась исключительно на изучении и комментировании законодательных кодексов . Имея для установления верного текста в своем распоряжении шесть различных рукописей , Иссерлейн высказывает предположение, что в городе нет даже одного экземпляра талмудического трактата Моэд Катан . Ввиду этого Иссерлейн поощрял обращение к источникам галахи и изучение Талмуда. Вследствие этого нередко приходилось вступать в пререкания со старыми раввинами. Например, он принял сторону двух молодых талмудистов, пожелавших открыть школу в Нейштадте и встретивших противодействие со стороны Мейстерлейна, представителя старой школы, не сочувствовавшего изучению первоисточников Ришоним, за мнениями которых он признавал лишь теоретическое значение. Иссерлейн, наоборот, не преклонялся даже перед авторитетом Турим , когда они шли вразрез с решениями гаонов ; он встретил в этом отношении протест со стороны р. Аншеля, местного ученого и главы школы .

Соломон Лурия , несмотря на свою независимость, глубоко преклонялся перед авторитетом Иссерлейнa; он говорил: «Не отступайте от его слов, так как он был великим и выдающимся учителем» .

Иссерлейнa нередко исполнял обязанности хаззана , но при этом всячески избегал тех мест сидура , которые заключают намек на посредничество ангелов. Несмотря на свою неоспоримую авторитетность, Иссерлейн отличался большой скромностью; например, он просил, при приглашении его к чтению Торы не величать его «морену». Он отстаивал автономию общины, например, в протесте прирейнских общин против слишком больших притязаний бингенского раввина Зелигмана ).

Труды

Главный труд — «трумат ха-дешен» («Уборка золы», то есть обряд очистки жертвенника; Венеция, 1519), решения но вопросам синагогальной, ритуальной и общественной жизни. Сборник 354 респонсов.


«Псаким у-хтавим» («Решения и записки») — 267 респонсов , собранные и изданные одним из его учеников в 1519 г.; из них 75 бракоразводного содержания).

Сочинения Иссерлейнa заключают в себе ценные материалы по истории евреев в средние века . Его респонсы оказали значительное влияние на религиозную жизнь немецко-польских евреев. Иссерлес в примечаниях к Шулхан-Аруху часто цитирует Иссерлейнa.

Ссылки

Примечания

  1. — 2012.
  2. Israel ben Pethahiah Isserlein //
  3. Deutsche Nationalbibliothek Record #129816051 // (нем.) — 2012—2016.
  4. . eleven.co.i . Дата обращения: 28 января 2019. 14 апреля 2019 года.
  5. (Leket Joscher, II, 74б)
  6. (ср. респонсы И., № 226, Я. Вейля, № 151, и И. Бруна, № 259)
  7. (Jam scheł Schelomoh к Гит., 4, 24)
  8. (Grätz, Gesch., VIII, 221, 435
Источник —

Same as Иссерлейн Исраэль бен Птахия