Михайло Ломоносов (фильм, 1955)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Плывущие облака» ( яп. 浮雲 Ukigumo ) — чёрно-белый японский фильм 1955 года режиссёра Микио Нарусэ по одноимённому — последнему произведению , написанному ей незадолго до смерти в 1951. Обладатель нескольких кинопремий в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Лучшая женская роль» и другие, № 3 в списке лучших японских фильмов всех времён по версии журнала Kinema Junpo .
Как и у романа-источника, действие фильма пройсходит после Второй мировой войны и насыщено темой странствий и флешбэками , сравнивающими яркое прошлое с тусклым настоящим главной героини Юкико, которая бесконечно пытается найти своё место в новой Японии .
Сюжет следует за героиней, которая возвращается в Японию из Французского Индокитая , где работала секретарём-машинисткой. Она пытается отыскать лесничего Кэнго, с которым она во время войны вместе работала в Далате и имела любовную связь. Юкико находит его и связь возобновляется, однако он не держит данное ранее слово и отказывается развестись с женой; более того, спит и с другими женщинами.
Вынужденная в условиях безработицы стать содержанкой американского солдата, позже местного богача, женщина не в силах отказаться от отношений с Кэнго; несмотря на собственное положение, даже одалживает ему деньги. Когда жена лесничего умирает от болезни, он находит работу далеко от прежнего дома. Несмотря на отсутствие у него интереса, Юкико покидает богача («одолжив» у него деньги) и следует за любимым. В пути она заболевает, но продолжает двигаться, вместо того чтобы отдохнуть и восстановить здоровье, в страхе, что Кэнго её покинет. Только когда она умирает, её мужчина осознает, что сгубил верную любовь.
Фильм был положительно принят как аудиторией, так и критикой. По информации австралийского киноведа Фриды Фрайберг, «Плывущие облака» считаются наиболее популярной лентой Нарусэ, по крайней мере, в Японии .
Она же обратила внимание, что «отчаяние и замкнутость героев „Плывущих облаков“ напрямую связаны с депрессивностью и деморализованностью социальных и экономических условий послевоенной Японии — разбомбленными городами, недостатком жилья и продовольствия, позором поражения нации и иностранной оккупации, толкающими женщин к проституции с американским военным персоналом…»
Мельбурнский кинокритик , редактор онлайн-журнала о кино , упоминая фильм в рецензии на другую киноленту, назвал стилистику Микио Нарусэ кино «вечного хождения» . Подобное же было выражено французским режиссёром, сценаристом и критиком Бертраном Тавернье , говорившим о другом фильме Нарусэ «Стон горы», что режиссёр практически поминутно описывает каждый переход или путешествие, «эти отправления и прибытия передают изменения ситуации … служат как инструмент выражения чувств». В «Плывущих облаках» люди, идущие по улицам, участвуют в «каждодневном путешествии, где время измеряется шагами, — и даже наиболее мелодраматические удары судьбы и экстатические моменты удовольствия не могут оторвать героев от неромантичного и несентиментального движения вперёд по своему существованию.»
Актёр | Роль |
---|---|
Хидэко Такаминэ | Юкико Кода |
Масаюки Мори | Кэнго Томиока |
Марико Окада | Сэй Мукаи |
Исао Ямагата | Сугио Иба |
Номия | |
Дайскэ Като | Сэйкити Мукаи |
Премия « Голубая лента » (1956)
Премия «
Майнити
» (1956)
Лауреат в категориях
Премия «
Kinema Junpo
» (1956)
Лауреат в категориях
Кроме того, в 1995 году фильм занял 3-е место (после «Семи самураев» и «Токийской истории») в списке 100 лучших японских фильмов всех времён, составленном журналом Kinema Junpo по результатам всенародного опроса .